Евреи в казачестве

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Евреи в казачествеевреи, которые по тем или иным причинам влились в казачество, став казаками. В основном, такое имело место на Украине.

Общие сведения[править]

Само слово казаки несомненно тюркское, может быть хазарское, недаром была такая легенда:

Есть даже легенда о первом казаке по имени Шимон, то есть Семён. Был он выходцем из Польши, «роду казарского», который некоторые еврейские источники приписывают к колену Симеонову. Семён этот поселился особняком в устье Бог-реки, называемой ныне Южным Бугом. Через некоторое время к нему присоединились одни люди, потом – другие. В какой-то момент они избрали Семёна своим атаманом, и вот с этого якобы и пошла история запорожских казаков[1].

Хотя украинские казаки устраивали жестокие избиения евреев, тем не менее, они принимали к себе крещёных евреев, вероятно нуждаясь в толковых начальниках или вообще желая увеличить свою численность.

Евреи издавна играли заметную роль в жизни казаков. В основном это касалось экономики. Привлекались евреи-мастера и т. д. Постепенно многие из них оказачились, о чём говорят фамилии Жидовин, Евреинов, Перекрестов[2], Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи[3].

В 1594 году, когда к германскому императору Рудольфу ІІ прибыл козацкий представитель Станислав Хлопицкий, его сопровождал еврей Моисей. Они дали императору присягу, что запорожцы в нужный момент выступят против татар и тем самым помогут императорской армии в войне с турками.

Было немало случаев, когда евреи ещё в первй век Сечи становились казаками. В период восстания козацкого гетмана Северина Наливайка в его войске служило 11 евреев. Раввин Иоэль Сиркес засвидетельствовал геройскую смерть «рыцаря Берахи», сына еврейского мученика Аарона из города Тышовец. Сражаясь вместе с казаками, Бераха был исколот и изрублен вражескими секирами-бердышами.

Во времена Хмельниччины, отказавшиеся креститься евреев зверски истреблялись. Например, в статье про Тульчин ЕЭБЭ рассказывает:

Когда вспыхнул бунт Хмельницкого, Тульчин подвергся осаде десяти тысяч казаков, посланных туда гетманом под начальством Крывоноса. В замке, защищавшем город, находились: польский отряд в 600 чел. и 2000 евреев, храбро участвовавших в отражении казацких штурмов. Клятвенным договором поляки и евреи обязались друг перед другом отстоять город и не вступать в предательские сношения с казаками. Между тем, последние, убедившись в неуспешности своей атаки, обещали полякам пощаду, если им выдадут деньги и имущество евреев. Поляки стали отбирать у евреев оружие. Последние, узнав о предательстве, готовы были учинить расправу над поляками, которых они превосходили численностью. Но глава местной иешибы, р. Аарон, удержал их от такого поступка, который мог бы навлечь на евреев ненависть польского народа. «Лучше погибнем, — говорил он, — как погибли наши немировские братья, но не подвергнем опасности наших братьев во всех местах их рассеяния». Евреи отдали свое имущество, после чего они были арестованы. На третий день казаки потребовали выдачи им евреев. Когда на троекратный призыв оставить веру отцов никто из евреев не откликнулся, казаки перерезали 1500 чел., оставив в живых 10 раввинов для выкупа.

Существенное число евреев, однако, вынуждена была креститься.

Иные евреи добровольно крестились, чтобы сделать карьеру.

В «Реестре всего войска Запорожского» за 1649 году имеются такие имена, как Иван Лейба, Трофим Коган, Иван Жидовкин, Демко Юдай, Василь Жидовец, Васька Лейба и т. д.[4]

В 1648 году греческий купец сообщал, что «казаки жидов всех побили», но многие из них крестились. А Московскому царю доносили, что многие евреи крестятся и «живут в городах заодно с казаками». Житель Стародуба также рассказывал московским властям, что многие евреи крестятся и пристают к войску повстанцев. А пан Ян Масальский в жалобе указывает, что взбунтовавшиеся крестьяне привлекли на свою сторону евреев[5].

Одними из известных родов еврейского происхождения был Маркевичи, основателем которого был Марк Аврамович, его дочь — Анастасия Марковна Скоропадская, чуть ли не «носила булаву», то есть фактически руководила казаками. Старший сын Марка Аврамовича — Андрей — стал сотником глуховским (1709—1714), полковником лубенским (1714—1727), генеральным казначеем (1729—1740). Сначала он был сторонником гетмана Мазепы, затем перешел на сторону русских и участвовал во взятии Батурина. Сын Андрея Яков (1696—1770) стал приказным полковником лубенским, а Семён — сотником роменским, от которого началась черниговская и роменская ветви рода. Яков Маркович вошёл в украинскую историю не только как военный, но и как историк и литературный деятель, который оставил описание Украины эпохи Гетманщины. Из этого рода вышел Николай Андреевич Маркевич (1804—1860), историк, архивист, этнограф, фольклорист, поэт, композитор, музыковед, написавший ряд книг: «История Малороссии» (1842—1843, 5 тт.), «Мазепа» (1841), «Гетманство Барабаша» (1841), «О климате Полтавской губернии» (1850), «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян» и т. д.

Из клана Боруховичей происходил Михаил Андреевич Борухович, гадяцкий полковник (1687—1704) и наказный гетман эпохи Северной войны (1701), участник похода под Азов (1696) и в Польского похода (1704), в ходе которого и погиб.

Клан Герцики али немало борцы за свободу Украины. Сподвижник гетмана Мазепы — Павел Семёнович Герцик — был полтавским полковником (1675—1677, 1683—1687, 1691—1695). Три его сына — Григорий, Иван и Афанасий — были сторонниками гетмана Мазепы и вместе с ним оказались в эмиграции. Наиболее известен старший брат — полтавский приказной полковник Григорий Павлович Герцик (1705). После полтавского поражения 1709 года эмигрировал в Бендеры вместе с Мазепой. После смерти Мазепы Григорий служил генеральным есаулом (1711—1719) при гетмане Орлике.

Ильяш Караимович был переяславским полковником (1648), гетманом реестрового казачества (1638—1638).

Когда гетман И. С. Мазепа узнал, что императору из Полтавы поступил донос от Петра Яценко с обвинением его, гетмана, в государственной измене, он, в ответ, в письме от 24 февраля 1708 года написал царю: «Человек худородный, с Жида перехрист, прозываемый Петр Яценко… В Ахтырском полку промыслами, по обыкновению жидовскому, арендовыми упражняющийся…подал за рукою своею все лжи превосходящую сказку, будто я Вашему Царскому Величеству неверен».

В 1765 году пришел на Сечь и был крещен еврей Семён Чернявский, ставший козацким старшиной, участником посольства запорожцев к Екатерине ІІ.

Крещёный еврей Иван Ковалевский был определён на службу в казацкой Войсковой канцелярии, где быстро сделал карьеру и дослужился до полкового старшины, участвовал в военных походах.

Антон Степанович Крыжановский также был полковником.

Иных евреев казаки фактически крали ещё детьми:

Случалось, что запорожцы уводили мальчиков из еврейских семей на Сечь, где они служили сначала козацкими джурами (младшие помощники в услужении у козаков), а по достижении совершеннолетия становились полноправными козаками. Так, козак Кущевского куреня Васыль Перехрыст родился в Чигирине в семье еврея Айзика. В 1748 году запорожец Яков Коваленко увлёк подростка рассказами о козацкой вольнице и забрал его на Сечь. Такова же судьба Василия Павлова-сына Перехрыста, ставшего козаком Ирклиевского куреня. Полны трагизма обстоятельства увода на Сечь Ивана Перехрыста. Он учился в еврейской школе в местечке Микульцы, в Польской Украине. В 1732 году на местечко напали запорожцы и насильно забрали школьника прямо во время занятий. Козаки долго возили его с собой, потом привезли на Сечь, где он крестился и получил имя Иван Перехрыст. Как видим, крестившиеся на Сечи евреи часто получали фамилию Перехрыст (перекрещенный из иудаизма в христианство). Таково же происхождение распространённой среди украинцев фамилии Крыжановский, ведь слово «крыж» на польском, староукраинском и белорусском языках означает «крест». Примером можно считать запорожца Якова Крыжановского, который родился в еврейской семье, умел читать и писать по-еврейски. Придя на Сечь, крестился и получил эту фамилию. Скоро Яков выучил церковнославянский язык и стал служить при сечевой церкви, что не мешало ему быть хорошим воином. С началом русско-турецкой войны 1768-1774 года Запорожский Кош послал его в разведку под Перекоп, с чем он успешно справился. Кошевой атаман Пётр Калнышевский рекомендовал Якова Крыжановского, как особо отличившегося, командующему русской армией Петру Румянцеву[6].

В 1772 году уманские купцы Самуил Маркович, Нусим Нусимович и Хаим Беркович, при содействии Калнышевского, основали на сечевом предместье Гасан-Баша коммерческую компанию, которая успешно действовала вплоть до ликвидации Запорожской Сечи.

Наиболее известным казацким родом еврейского происхождения на Слобожанщине были Перекрестовы-Осиповы. Из него вышло ряд казацких полковников. Родоначальник — Иван Яковлевич Перекрестов был выходцем из-за Днепровья.

Исследования казацких «Реестров» показывают наличие среди казаков Запорожской Сечи существенную долю евреев, судя по фамилиям и прозвищам Израитель, Жиденко, Жидовкин, Мойсей.

В романе П. Кулиша «Михайло Чернышенко» (Киев, 1843) сообщается есть персонаж (неясно на сколько реальный) Крыжановский, крещеный еврей, набиравший рекрутов для похода «для завоевания Голштинии» по приказанию императора Петра III. О Крыжановском в романе высказывается летописец, архиепископ Конисский: «При охоте к военной службе малороссиян, открылась охота иудейская к подрядам. Один из евреев, полковник гадячский Крыжановский, природный жид, а свежий перехрист 〈выкрест〉, всегдашними арендами и откупами своими дошедший богатством до чина полковника, увидев необычайный успех при вербунке голштинцев, тотчас взялся за ряду и отозвался о том к Государю, обещая поставить их целый полк конный на своем иждивении. Государь 〈...〉 произвел Крыжановского на первый случай бригадиром. А он, действительно, из козацких детей своего полку, да из стадников и чабанов заводских и всякой другой сволочи сформировал было полк 〈...〉».

Царские власти, бывало, выселяли евреев с Дона[7].

В работах астраханского историка-краеведа А.А. Горшкова приводятся факты принятия в казаки в начале 1900-х евреев музыкантов, создателей казачьих полковых оркестров, у него можно встретить и такую информацию:

Астраханский краевед А.А.Горшков, основываясь на данных Астраханского областного архива, приводит данные о приеме в начале 1900 годов без крещения и в благодарность за проделанную работу евреев-музыкантов, создателей полковых оркестров. Прецедент имел продолжение: в Великую Отечественную войну в воссозданной казачьей коннице генерала Доватора служили призванне из Астраханской области прекрасные кавалеристы, тоже евреи, которые до сих пор прекрасно владеют конем, шашкой, и считают, что право носить казачью форму заслужили собственной кровью на поле брани[8].

Забайкальские казаки-евреи воевали на стороне атамана Семенова, была сформирована особая еврейская полусотня.

В числе евреев, участвовавших в красноказачьем движении, можно назвать такие имена, как Михаил Давидович Барон, Александр Львович Минц, Владимир Иосифович Григорович и Михаил Георгиевич Хацкилевич.

Прочие факты смешения с евреями в Речи Посполитой и Литовском княжестве[править]

 → Служанка-христианка

Из еврейских документов видно, что евреи нанимали христианок в работницы, в корчмы. Постановление общины Жолкви, 1620 год:

По поводу продажи алкогольных напитков в субботу: собственник может продать как один бочонок напитка, так столько литров, сколько он захочет, по предусмотренной цене таким образом, чтобы христианка (барменша) была бы ее партнером в прибыли, но так, чтобы она работала за ее интересы без каких-либо инструкций.

Однако, на этом дело не заканчивается:

Среди христиан было распространено убеждение в том, что евреи всеми силами пытаются обратить их в иудаизм и вступить в половые связи с христианскими женщинами.
Примером такого закона может служить Окружная королевская грамота за 1548 год, в которой говорится, что многие женщины христианки, бросая своих мужей, незаконно живут с евреями. Не вступая в брак, они рожают детей, которых евреи затем обращают в иудаизм.
Город Гродно в конце XVIII века жалуется на евреев, что они «ни во что не ставят» законы и конституции и «в течение многих лет смеют держать у себя на службе христианских девок»[9].

Ещё и во времена Российской империи, по описанию писателя Н.С. Лескова, у евреев работали украинские девушки, которых он называет «покрытками»:

В самом деле: кто «у жидови служит»? По преимуществу в мелких городах и местечках это «покрытки», т. е. девушки, имевшие несчастие сделаться жертвою какого-нибудь неверного сельского обольстителя... Вот что ведет христианскую девушку в услуги к еврею, и запрещать это напрасно[10].

В его описании подчёркивается, что это именно молодые девушки, которых кто-то совратил до замужества. Они, по его словам, работали в еврейских корчмах, помогая евреям «обирать христиан», заходящих «погулять» в корчму.

Про Богдана Хмельницкого сложилась версия, что он еврей по отцу. Казимир Валишевский пишет: «Указание по этому поводу даёт нам очень известный в своё время украинский писатель Фома Падурра»:

В архивах фамилии Шереметевых и подтвержденной другими документами, он доказывает, что отцом «герцога Украйны» был еврей, мясник из города Хмельника в Подолии, по имени Берко, крещеный Михаилом. Поселившись в деревне Субботово и содержа там кабак[11].

У украинцев сложились пословицы по этому поводу:

Жид христианку соблазняет, а в жены брать — закон мешает.
Дети жида от христианки — все пейсаты обезьянки[12].

См. также[править]

Ссылки[править]

Источники[править]