Екатерина Никитична Крылова

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие однофамильцы Крылова

Екатерина Крылова

Писатель
Katarina37.jpg


Дата рождения
12 февраля 1938 года
Место рождения
Москва, СССР
Дата смерти
13 декабря 2014 года
Место смерти
Москва, Российская Федерация


Род деятельности
писатель





Екатерина Никитична Крылова (1938, Москва — 2014, Москва) — русская писательница и художница, мать поэтессы Эллы Крыловой.

Биография[править]

Родилась в семье, репрессированной во время коллективизации. Из семи сыновей Нерона Крылова выжил только Никита Неронович Крылов (отец Кати), которому удалось переехать из Смоленской области сначала в Тулу, а затем в Москву. Н. Н. Крылов — ветеран Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Красной Звезды.

Екатерина Крылова с отличием окончила Московский авиационный институт.

Много путешествовала: Кольский полуостров, Республика Коми, Владимир, Суздаль, Хабаровск, Урал, Санкт-Петербург, Украина, Республика Молдова, Краснодарский край, Крым, Грузия, Абхазия, Узбекистан, Прибалтика.

Работала инженером-конструктором и художником-оформителем. Награждена медалью «Ветеран труда».

Участвовала в «бульдозерной выставке» 15 сентября 1974 года и в ряде других выставок. Большинство картин находятся в частных коллекциях Европы, Израиля и США.

В 1962-65 гг. дружила с Батыром Закировым, фактически, была его личным секретарём:

«Я была его информатором. Приносила свежие журналы «Театральная жизнь», «Музыкальная жизнь», «Кино», «Искусство». Всё, что шло на московских экранах, было отсмотрено и рассказано. Однажды Батыр попросил меня съездить в театр и поработать над пометками Станиславского, то есть переписать их в сценах «Синей птицы» Метерлинка, где они были. Он хотел поставить в Ташкенте эту пьесу, но несколько иначе, чем это делают в Москве. [1].»

В 2010-13 гг. переписывалась с отцом Иоанном Береславским, духовным главой Православной Церкви Божией Матери Державная, высоко ценившим её творчество.

«Обожаю и, как могу, простираю свой отеческий покров, поскольку у Вас такой сиротливый вид. Но, должно быть, такова судьба людей не от мира сего. Определённая обделённость земными составами, адекватным земным окружением будоражит бессмертные составы и провоцирует их к пробуждению божественных измерений.

От Вашей фотографии глаз не могу оторвать. Такое прекрасное, чистое лицо. Как же Вам, должно быть, трудно на земле! Мои покров и любовь стократ умножены по сравнению в теми, которые я мог простирать в годы Вашего посещения нашего духовного храма.

Благодарю за утешение, доставленное Вашей прозой!», —
писал отец Иоанн Иоанн Береславский в личном письме.
»

Публикации и отзывы[править]

Публиковалась в альманахах «45-я параллель» и «Российские писатели», в журналах «Ступени» (Украина), «Русский журнал в Атланте» (США), «Мастерская» (Германия), «Край городов» (Санкт-Петербург), «Зинзивер» (Санкт-Петербург).

Лауреат международного конкурса «Лучшая книга года» (Берлин, 2014)[2]. Лауреат премии журнала «Зинзивер» (Санкт-Петербург, 2015). Лауреат национальной премии «Писатель года» (Москва, 2016). Награждена медалью "Ветеран труда", медалью имени М.Ю. Лермонтова, орденом "За веру и верность", Звездой "Наследие" (Российский Императорский Дом) "за вклад в развитие русской культуры и литературы", медалью Сергея Есенина, медалью "Святая Русь".

«В каком литературном жанре ни выступала бы Екатерина Крылова, основа её произведений — лирическое переживание трагикомических жизненных коллизий. Лирика хорошо «оттеняет» и драму, и комедию, она их объединяет в едином захватывающем поэтическом пространстве, имя которому — жизнь. Екатерина Крылова — блестящий рассказчик; язык её красочен и точен. Литература для неё — своего рода повторное проживание уже пережитого, но незабываемого. Скрытый или явный автобиографизм рассказов, эссе и мемуаров хорошо подпитан предельной искренностью и восхищением своими героями. С высоты все наши земные воплощения кажутся нам прекрасными духовными двойниками. «Бессмертие — позади нас», —
таково мнение Александра Карпенко.
»
«

Екатерина Крылова выбирает для самовыражения малые формы прозы — сознательно или интуитивно, пусть это останется авторской тайной. Необязательно ведь писать пространный роман, чтобы выразить самую суть бытия. Вот, к примеру, восточная притча. Из чёрной весенней земли появился цветок. Он раскрыл свои лепестки и воскликнул: «Как здесь хорошо! Как сладок воздух!» Лежащий рядом камень проворчал: «Века, века одно и то же. Можно треснуть от скуки».

Короткие рассказы и эссе Екатерины Крыловой напоминают притчи, в которых есть место и для философии цветка, и для философии камня, ибо это — две ипостаси жизни, как китайские инь и ян. Мужское невозможно без женского, женское — без мужского. Где есть горы, там есть и долина. Но Крылова не забирается высоко в горы, чтобы слушать наставления анонимных махатм, мудрость жизни она черпает из простых, часто бытовых историй. Ведь и к быту можно подойти творчески. Не для того ли он нам дан, чтобы мы на малом учились большому?» —
считает Элла Крылова[3].
»
«Прочитав книгу, понимаешь, что такое человек с расширенным сознанием. Это тот, кто, как Екатерина Крылова, вмещает в себя весь наш воплощенный мир, всю вселенную, все веры и религии, чувствует и понимает не только разных людей, но и всякую живую тварь», —
так пишет Лера Мурашова[4].
»

Интересные факты[править]

А вот что рассказывает об истинном происхождении своей дочери, поэта Эллы Крыловой, Екатерина Крылова в своих предсмертных мемуарных записках (имена матери и дочери изменены автором):

«Лидия решила, что ей необходимо увидеть Далай-ламу. Сказано — сделано: она полетела в Индию. Она была обаятельным и открытым человеком, и ей удалось-таки добиться аудиенции у главы буддистов. Лидии очень понравился Далай-лама — он был прост в обращении и улыбчив. В его многочисленной свите были потомки тибетских князей, в их числе — красавец Норбу Цогьял, который, несмотря на свою молодость, уже имел статус учёного (гавджи). Они встретились — умный мужчина и красивая женщина, Норбу и Лидия, — встретились и совершенно потеряли голову. Говорящие ветра, море цветов, радость и счастье сопровождали их две недели. Потом Норбу призвали вернуться к своим обязанностям

Лидия приехала в Москву и через некоторое время поняла, что беременна. Она была замужем, но большой любви между ней и мужем не было. Муж был отличным инженером, нарасхват, и надолго уезжал в командировки, что вполне устраивало Лидию. Он был в командировке и тогда, когда Лидия оказалась в роддоме.

Родилась девочка с чёрными до плеч волосами и смуглой кожей. «У вас какой-то индеец родился!» — сказали Лидии. Девочку две недели кормили искусственно из-за несовместимости кровей её и матери. Ева — так назвала Лидия свою дочь.
(«Узлы судьбы».)
»

Библиография[править]

  • Лесные цветы. СПб: Геликон-плюс, 2013.
  • Московское время. СПб: Геликон-плюс, 2014.
  • Узлы судьбы. СПб: Геликон-плюс, 2015.
  • Живопись и графика. Художественный альбом. М: РадиоСофт, 2015.
  • Когда зацветёт медуница. Итоговый однотомник. СПб: Геликон-плюс, 2018.

Источники[править]

Ссылки[править]