Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Жозеф Ришар

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Жозеф Ришард»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Жозеф Ришар или Ришард[1] (Joseph Richard; (1788—1867) — французский танцовщик и балетмейстер, работавший в России.

Биография[править]

О работе во Франции Жозефа Ришара сведений не сохранилось.

Известно, что прибыл он в Россию в 1823 году, то есть уже в возрасте — если верить данным Ю. А. Бахрушина, — весьма почтенном для танцовщика, на четвертом десятке. Прибыл не один, а вместе с прославленным гитаристом Фернандо Сором и его супругой балериной Фелицатой Гюллень-Сор[1], настоящая фамилия которой была Ришар[2] и из чего легко сделать выводы о родственных отношениях; по всей видимости, Жозеф был дядей Фелицаты, братом ее отца.

Они были приглашены Ф. Ф. Кокошкиным в московскую балетную труппу к открытию новых театральных помещений — Малого театра и Большого театра. Здание под Малый театр передал в ведение Московской императорской труппы купец Василий Васильевич Варгин[3], и первый спектакль прошел там 14 октября 1824 года. Официальное открытие Большого театра состоялось чуть позже, 6 (18 января) 1825 года, представлением «Торжество муз»[4]. Оба здания предполагались для единой московской труппы, разделения на драматическую и музыкальную сцены еще не произошло, и одни и те же исполнители работали в двух зданиях. Подготовка к открытию театров началась давно, и московские театральные деятели в предвкушении события приглашали в Московскую императорскую труппу мировых знаменитостей, не скупясь на гонорары, — это было в порядке вещей: театр в России еще долго создавали европейцы[5]. Среди приглашенных работать в Московской императорской труппе была и семья Соров — Ришаров.

Фернандо Сор через некоторое время покинул Россию, а вот Фелицата (Фелисите) и Жозеф Ришары так и остались в России навсегда, приняв российское подданство[1]. Фелисите Гюллень-Сор стала первой в России женщиной-балетмейстером, сложилась карьера и личная жизнь у Жозефа Ришара. Оба они с самого начала были привлечены не только к выступлениям, но и к педагогической работе[1].

Жозеф Ришар стал называться по-русски: Осип Яковлевич Ришард. Он был грамотным и опытным танцовщиком, отличавшимся большим прыжком[1].

В скором времени он построил в России и личную жизнь, женился на балерине московской труппы Дарье Сергеевне Лопухиной (1806—1855, в замужестве Ришар)[6] и стал отцом балерины Зинаиды Ришар, родившейся у них в 1832 году[7], впоследствии уехавшей на родину отца во Францию и ставшей женой выдающегося французского танцовщика и балетмейстера Луи Меранта.

Жозеф Ришар работал много, но источники сохранили очень мало информации. Известно, что основная его деятельность проходила в Москве. Среди исполненных Жозефом Ришаром балетных партий история оставила немного: Ясон — «Ясон и Медея»; Принц в балете «Сандрильона» на музыку Фернандо Сора в постановке Фелицаты Гюллень-Сор и И. К. Лобанова (по хореографии Ф. Альбера); Ростислав в балете «Кавказский пленник, или Тень невесты» на музыку Катарино Кавоса, перенесенном А.Глушковским на московскую сцену в хореографии Шарля Дидло (второй исполнитель партии после А. Глушковского); Колен — «Тщетная предосторожность»; граф Рагоцкий — «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники», Вахан — «Чёрная шаль» (1831 г.).

Рецензент «Северной пчелы» М.Яковлев писал о танцовщике, отмечая его работу в «Сандрильоне»: «Г-на Ришара можно поставить в число тех танцовщиков, которые поражают удивительными своими скачками…», при этом, восхищаясь технической виртуозностью Ж. Ришара, автор отметил плохое владение артистом пантомимой[5].

Русский театральный критик В. А. Ушаков (1789—1838) писал — правда, больше вообще о роли европейцев в русском (в данном случае — московском) балете: «Г-да Ришары и г-жа Гюллень получают огромное жалование — за свои таланты. Но сверх сего не они ли образовали у нас такую искусную балетную труппу? Не они ли в каждом спектакле показывают собою примеры рачительного исполнения своей обязанности и внимания к своему искусству, которое так желательно видеть у русских артистов? Принуждал ли кто г-на Шольца писать музыку, а г-жу Гюллень сочинять балеты ? <…> Что же их к сему побуждает? Ответ всегда один и тот же: заботливость о славе и любовь к своему искусству: два чувства, по несчастию, весьма редко встречаемые у наших соотечественных артистов» (цитируется по: Петров О. Русская балетная критика конца XVIII — первой половины XIX века. — М.: Искусство, 1982, с. 94.)[5].

Жозеф Ришар был не только исполнителем, но и постановщиком. В 1831 он поставил балет «Нина, или Сумасшедшая от любви» для своей жены Д. С. Ришар (Лопухиной), исполнившей главную партию (премьера прошла 17 февраля 1831 года в Большом театре)[8], в 1846 году — танцы в опере «Руслан и Людмила», это была традиционная классическая хореография[9].

К сожалению, список его творческих работ, дошедший до нашего времени, слишком короткий и наверняка не включает даже половины сделанного им, а о значении Жозефа Ришара могут свидетельствовать лишь сохранившиеся отклики критиков, признающего в нем артиста, сыгравшего немалую роль в развитии русского балетного искусства.

Скончался Жозеф Ришар в России.

Источники[править]