Зима (картина Куинджи, 1890—1895)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие значения
Файл:Kuindzhi Winter 1890 1895.jpg
Архип Куинджи
Зима, Между 1890 и 1895
Холст, масло. 12,5×18,5 см
Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург

«Зима» — картина русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), написанная между 1890 и 1895 годами. Размер картины 12,5 × 18,5 см. Работа написана маслом на холсте. Хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств в Екатеринбурге.

Описание[править]

На полотне изображены дома, засыпанные снегом[1].

Центральная часть картины освещена неярким зимним солнцем. Дома почти полностью окутаны снежным покровом. Под огромными белыми снежными шапками еле видны тёмные, почти чёрные части изб, на которые не попал снег. Автор изобразил их короткими аккуратными мазками.

На большую часть пейзажа, изображённого на полотне, солнечные лучи не попадают. Избы и холмы, укрытые толстым снежным покровом, находятся в прозрачной светло-голубой тени. Снежный пейзаж оживляют лишь несколько засохших тёмных кустов репейника, растущих на склонах холмов, и светло-серые пятна тени от них[1].

Низкое небо глубокого бирюзового цвета, кажется, опустилось на крыши домов. Почти сливаясь с линий горизонта, небосвод тяжело давит на засыпанную снегом землю. Кажется, что вот-вот вновь начнут падать тяжёлые снежные хлопья.

Художник изобразил небосвод без детализации, широкими мазками, давая тем самым зрителю почувствовать атмосферу короткого, безветренного зимнего дня.

Оттенки снега художник воплотил завораживающе. Несмотря на то, что работа выполнена в стиле реализма, в ней можно увидеть также и элементы импрессионистического стиля. Так же, как и многие полотна Архипа Куинджи, картина отличается поэтическим романтизмом, яркостью и живостью. От полотна веет гармонией и спокойствием. Будучи величайшим мастером палитры, Куинджи сумел достичь полной оптической иллюзии реальности. Зрителю кажется, что стоит протянуть руку, и пальцы коснутся холодного и мягкого снега[1].

Отзывы и критика[править]

Современники Куинджи отмечали, что художник не только умел с величайшим мастерством передавать на своих полотнах игру света и палитры, но он также мог наполнять свои произведения живой и насыщенной атмосферой, благодаря чему зритель, глядя на полотно, чувствовал себя находящемся не в выставочном зале, а внутри изображённого автором пейзажа.

Необыкновенное очарование света, красота и гармоничность композиции в произведениях Архипа Куинджи придавали некий магнетизм каждому пейзажу, изображённому на полотне.

«Свет — очарование, и сила света, и его иллюзия были его целью. Конечно, вся суть этого явления заключалась в самом Куинджи, в его феноменальности, личной врождённой оригинальности. Он слушал только своего гения — демона…», — писал Репин о Куинджи в своих «Воспоминаниях…»[2].

Анализируя полотна Архипа Куинджи, искусствоведы отмечали, что истоки этой необыкновенной магнетической силы находятся в тех высоких сферах, в которых находится художник в процессе создания своего произведения. И тем большее воздействие картины на зрителя, чем выше творческий полёт художника, чем чище, честнее и сильнее огонь его души.

«Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают? Потому, что в них сконцентрированы кристаллы Света, вложенного в них руками творца данного произведения. Огненный дух художника, ваятеля, поэта, композитора, в процессе своего творчества, насыщает элементами Света то, что творит он. А так как элементы Света обычному разрушению временем или забвению не подлежат, то длительность жизни великих произведений искусства идёт далеко за пределы жизни вещей и предметов обычных», — писал о работах Куинджи Борис Абрамов, ученик Николая Рериха в своих Грани Агни Йоги[2].

Товарищи Куинджи, творившие в одно время с ним, нередко говорили о том, что полотна Архипа Ивановича можно смело назвать настоящим откровениями. Иван Крамской, говоря о работах Куинджи, отмечал, что они «ошеломляюще новы»[3].

«Совершенно новый и особый тип представлений о мире природы выдвинул в своих пейзажах Архип Куинджи. Он словно задался целью показать в привычном для глаза соотечественника нечто неожиданное, исключительное. И ему удавалось поразить своих современников. Нечто особенное непривычное Куинджи мог высветить в любом пейзаже. Этого он добивался благодаря использованию необычайно ярких красок, резких цветовых контрастов и исключительно интенсивных цветовых эффектов», — писал известный искусствовед Александр Демченко[4].

См. также[править]

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 Зима. Проверено 19 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 Мастер дивного света. Проверено 19 марта 2024.
  3. Архип Куинджи — маэстро сияющего пейзажа. Проверено 19 марта 2024.
  4. Демченко Александр Иванович Эпоха Постромантизма — магистрали художественного творчества. Очерк первый // Манускрипт. — 2020. — № 3.

Литература[править]

  • Репин Илья Ефимович. Далёкое близкое. Воспоминания : -. / И. Е. Репин. — Москва : Юрайт, 2023. — 325 с
[]
Работы Архипа Куинджи
Ruwiki logo.png Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Рувики» («Багопедия», «ruwiki.ru») под названием «Зима (картина Куинджи, 1890—1895)», находящаяся по адресу:

«https://ru.ruwiki.ru/wiki/Зима_(картина_Куинджи,_1890—1895)»

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.
Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?»