Зоя Константиновна Бажанова

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Зоя Константиновна Бажанова
Файл:Zoyabazanova.jpg
Зоя Константиновна Бажанова
Имя при рождении:Зоя Константиновна Бажанова
Дата рождения:8 февраля 1902 года
Место рождения:Москва, Российская империя
Дата смерти:30 декабря 1968 года
Место смерти:Москва, СССР
Профессия:актриса, театральный педагог
Гражданство:СССР
Театр:Театр им. Евг. Вахтангова

Зоя Константиновна Бажанова (8 февраля 1902, Москва — 30 декабря 1968, Москва) — драматическая актриса и педагог.

Молодость[править]

Была ученицей двух выдающихся театральных деятелей: Михаила Чехова и Евгения Вахтангова[1]. Сначала она занималась у М.Чехова, а затем стала актрисой Вахтанговской театральной студии, которая размещалась в Мансуровском переулке и потому получила название Мансуровская студия (одна из студиек даже взяла псевдоним по наименованию студии — стала Целилией Мансуровой).

Об этом периоде вспоминала в мемуарах актриса Мария Давыдовна Синельникова:

«В 1920 году пришла я в студию Е. Б. Вахтангова, и с этого времени началась моя дружба С Павлом Григорьевичем Антокольским и с верной спутницей его жизни Зоей Константиновной Бажановой. Из всех людей, окружавших меня в студии, я очень скоро приметила и выделила тоненькую и изящную, как статуэтка, девушку со светлыми глазами. Они были разные: один — серый, другой — голубой. Девушка пришла к нам из студии Михаила Чехова. Я спросила: „Как вас зовут?“ Она ответила: „Зоя“. „А меня — Маруся“,- представилась я. Мы с Зоей подружились сразу и на всю жизнь, а уже она познакомила меня затем с Павлом Григорьевичем. Это была дружба трепетная, бескорыстная, какая бывает у людей, служащих одному богу. Этим богом были для нас студия Вахтангова и его строгая и бережная передача нам системы Константина Сергеевича Станиславского. Мансуровская студия… Стены обиты холстом, большая самодельная лампа из обтесанного куска дерева под желтым абажуром… Голод, холод… Одевались кое-как. Павлик ходил в домотканых штанах в голубую полоску. Но нас не волновало, кто как одет, не этим мы жили. Мы жили, театром, творчеством…»[2].

Затем, когда с 1926 года студия получила статус театра, З. Бажанова вошла в штат Вахтанговского театра, проработав там почти сорок лет[1]: 1919—1958[3]. В течение 1930—1957 гг. педагог Щукинского училища при Вахтанговском театре[1].

Семья[править]

Ещё будучи студийкой, познакомилась с молодым студийцем и поэтом Павлом Антокольским; в 1920 году они поженились (до того поэт уже был недолго женат на Наталье Николаевне Щегловой и имел дочь) и прожили вместе всю жизнь.

О начальном периоде их взаимоотношений хорошо знала подруга Зои Бажановой Мария Давыдовна Синельникова, о чем поведала в воспоминаниях:

«Студия переезжала тогда из Мансуровского переулка на Арбат. Все мы были заняты только этим. У каждого было свое дело: один выжигал цифры на стульях для зрительного зала, другой сшивал белую байку для обивки стен, и эта общая работа еще теснее сплачивала нас, студийцев. Очень скоро мы стали замечать, что Зоя и Павлик неравнодушны друг к другу. То Зоя вбегала в комнату, полную народа, и, не различая лиц (она была близорука), наугад звала: „Павлик!“ То Павлик врывался в так называемую комнату молчания (была у нас такая комната, где мы могли сосредоточиться, обдумать этюд) с криком: „А Зоя здесь?“ Стало ясно, что это не дружба, а любовь. Вскоре Павлик и Зоя соединили свои судьбы. Зоя на всю жизнь стала верной помощницей и другом Павлика, его второй половиной. Я всегда воспринимала их как нечто единое. Много лет спустя Зоя признавалась мне: „Если бы ты знала, как трудно быть женой поэта!“ Зоя была как бы трезвой половиной высокоодаренной, темпераментной, увлекающейся натуры Антокольского, она умело оберегала его, не посягая ни на его индивидуальность, ни на его потребности, умело направляла его на верный путь, когда ему случалось в чем-нибудь оступиться»[2].

Бажанова и Антокольский получили квартиру в доме, специально построенном для работников театра Вахтангова в 1928 году в Большом Лёвшинском переулке, куда и переехали и поселились на пятом этаже; все соседи приходились друг другу ещё и сотрудниками. Во время войны они оба выступали во фронтовых бригадах.

Увлечение[править]

Помимо того, что З. К. Бажанова была актрисой по профессии и педагогом актёрского мастерства, у неё было еще одно творческое дело — она была скульптором по дереву — но это было лишь отдохновением, хобби, хотя как-то однажды выставка её вырезанных из дерева работ проходила в московском Доме литераторов.

Память[править]

Зоя Константиновна ушла из жизни значительно раньше мужа, опередив его на десять лет. Для него это было тяжелейшей потерей. П. Г. Антокольский посвящал памяти жене отчаянные поэтические строки:

Все кончено. Но нет конца — концу.
Нет и начала нашему началу.
Но как тебе сегодня не к лицу,
Что ты вчера навеки замолчала.

Вениамин Каверин, друг П.Антокольского, писал об этом страшном горе: «…Антокольский глубоко понимал талантливую в своей мудрости и умении безотказно делать добро жену. Можно смело сказать, что никого он никогда так не понимал и так не любил, как своего верного, на всю жизнь преданного друга. Только ей одной он позволял держать его в ежовых рукавицах»[4].

Похоронена на Востряковском кладбище. Через десять лет рядом был похоронен её муж. Они опять вместе. Навсегда.

Среди театральных ролей[править]

Источники[править]