Иван Грозный и Англия

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею.

Иван Грозный и Англия — отношения Ивана IV Грозного с Англией.

При Иване Грозном Россию и Англию связывали дипломатические (установлены в 1553 году) и торговые (царской грамотой 1554 года была установлена беспошлинная торговля) отношения.

Экспедиция Ченслора и обмен посольств[править]

24 августа 1553 года британский корабль «Эдуард Бонавентура», которым командовал капитан Ричард Ченслор, вошёл в Двинский залив и бросил якорь у Летнего берега, напротив посёлка Нёнокс. От местных жителей англичане узнали, что эта местность является не Индией, путь к которой они искали, а Россией. Отсюда англичане отправились к острову Ягры и пристали к берегу в бухте св. Николая, недалеко от Николо-Корельского монастыря (где впоследствии был основан Северодвинск). Англичане объявили, что имеют от английского короля письмо к царю и желают завести с русскими торговлю. Начальники Двинской земли немедленно отправили гонца к царю Ивану Грозному, который пригласил Ченслора в Москву.

Весной 1554 года Ченслор был отпущен Иваном с грамотой на беспошлинную торговлю с Россией. Ченслор вручил грамоту царя королеве Марии I Тюдор.

В 1555 году была создана «Московская компания» и Ричард Ченслор снова отправился в Россию на двух кораблях с поверенными компании Ричардом Греем и Георгом Киллингвортом для заключения торжественного договора с русским царём.

Иван принял Ченслора и его товарищей, назвал королеву Марию любезнейшей сестрой. Был создан особенный совет для рассмотрения прав и вольностей, которых требовали англичане; главная мена товаров была назначена в Холмогорах, осенью и зимой; цены остались произвольными. Иван дал англичанам торговую грамоту, объявив в ней, что они свободно и беспошлинно могут торговать во всех городах России. В 1556 году Ченслор отплыл в Англию с четырьмя богато нагруженными кораблями, вместе с русским посланником Осипом Непеей и русскими купцами Феофаном Макаровым и Михаилом Григорьевым. Русское посольство было принято королевой и с богатыми дарами и грамотой от королевы Марии вернулось назад.

Таким образом, в 1556 году в Лондон был направлен первый русский посланник — Осип Григорьевич Непея, а в Москву — английский дипломат Антони Дженкинс.

Послом Англии в России был в В 1573—1591 годах (с перерывами) был Джером Горсей, оставивший об этом воспоминания[1].

Московская компания[править]

В 1551 году в Англии была основана «Московская компания» (Muscovy Company), получившая монополию на торговлю с Россией.

Перед Ливонской войной Иван позволил англичанам устроить «пристанище корабельное» на Белом море и разрешило им «торг по всему государству».

Московская торговая получила в своё распоряжение передали каменный дом на Варварке.

В 1562 году англичанам было предоставлено право посетить Персию.

План русско-английского союза[править]

Неудачу потерпел план русско-английского союза, возникшего у Ивана Грозного в 1567 году. Идея этого союза, изложенная царём в переговорах с английским послом А. Дженкинсоном, была неприемлема для Елизаветы, так как план подразумевал помощь России в Ливонской войне, так как с Польско-Литовским государством Англия имела не менее тесные торговые связи, чем с Московским. В инструкциях, данных в июне 1568 году послу Рандольфу, ближайший сподвижник Елизаветы лорд-казначей Сесиль Берли писал: «Такими общими и благопотребными речами имеете вы удовольствовать его, не давая повода вступать в какие-либо особые трактаты и договоры для заключения между нами такого союза, который называется наступательным и оборонительным»[2].

В 1569 году королева довела до сведения царя, что не будет его поддерживать в конфликтах в зоне Балтийского моря.

Тем не менее, нельзя полностью исключать некоторую помощь Англии русским. Дело в том, что в своей борьбе с Испанией, англичане надеялись на русское корабельное сырьё, и обдумывали найти пути в «Индию» и Персию через Россию в обход владений испанцев. Наконец, англичане получали выгоду от продажи своих товаров в Россию .(в том числе пушки, порох, ядра и прочие военные припасы). Поэтому:

Появление дешевого контрабандного английского товара на балтийском рынке оружия закономерно привело к снижению спроса на изделия германских производителей. Весной 1561 г. власти городов Гамбург и Кельн пожаловались Елизавете I на ее подданных, поставлявших в Московию военные товары. Королева признала обвинения несостоятельными, заявив, что оружие предназначалось для ее собственных нужд, для обороны Англии. В июне, а затем – в июле того же года в ответ на многочисленные протесты императора Священной римской империи Фердинанда I и правителей других стран от имени Елизаветы были направлены открытые послания ко всем европейским правителям с заверением, что ее подданные не ввозили оружие и боеприпасы в Московию. Лондон отрицал какую-либо военную помощь «московиту», но успешные боевые действия русских сил в Ливонии опровергали эти официальные заявления[3].

В 1580 году Иван поручил агенту «Московской компании» Джерому Горсею выхлопотать у Елизаветы присылку военных припасов — свинца, меди, селитры, серы и пороху. В 1581 году Горсей привел с собой три судна, нагруженные просимыми предметами[4]..

Переписка Ивана и Елизаветы I, попытка сватовства[править]

Иван Грозный написал королеве Елизавете I одиннадцать посланий, написанных с 1562 года и до смерти царя в 1584 году. В них затрагивались различные торговые и политические вопросы, например, обвинения в нечестности купцов и т. п.[5]

В 1567 году через одного из руководителей «Московской компании» — Энтони Дженкинсона — Иван Грозный вёл переговоры о браке с английской королевой Елизаветой I, которая была не замужем (Иван Грозный даже грубо обличал её за это: «А ты пребываешь в своем девическом чину, как есть пошлая девица»). Предложение о браке было отклонено королевой, что вызвало ярость Ивана, на много лет прервавшего переписку.

Однако, затем любвеобильный царь решил попытать счастье с племянницей королевы — в 1582 году он отправил в Англию дворянина Фёдора Ивановича Писемского, который должен был сосватать за царя племянницу королевы Марию Гастингс, графиню Гоптингтонскую. Но Елизавета опять отказала:

Любя брата своего, вашего государя, я рада быть с ним в свойстве. Но я слышала, что государь ваш любит красивых девиц, а моя племянница некрасива. Мне стыдно списывать портрет с племянницы и послать его к царю, потому что она некрасива и больна, лежала в оспе, лицо у нее теперь красное, ямковатое.

Вместе с тем, королева отправила в Москву посла Джерома Боуса. Джером Боус, после длительных переговоров о монопольных привилегиях Англии в Москве, сообщил царю, что Мария Гастингс очень больна, страшна собой, приходится дальней родственницей Елизаветы, не имеет никакого влияния при дворе, и не готова принять православную веру, без чего был невозможен и брак. На просьбы Ивана Грозного предложить ему более подходящую кандидатуру, Боус ответил, что не имеет полномочий об этом говорить.

Гипотеза, что Иван Грозный думал бежать в Англию[править]

По некоторым сведениям, в Вологде Иван Грозный построил корабли на случай восстания, чтобы бежать на них в Англию[6].

По другой версии, корабли в Вологде строились для их переправки на Балтийское море и участия в Ливонской войне.

См. также[править]

Источники[править]