Иосиф Абрамович Каттель

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Иосиф Абрамович Каттель

Kattelфото.png



Дата рождения
22 марта 1894 года
Место рождения
Одесса
Дата смерти
1982
Место смерти
Москва










Награды и премии

Орден Ленина


Август 1934 года. Станкострой посетил Народный комиссар тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе. На фото: Кузьма Рындин (первый секретарь Челябинского обкома ВКП(б)), Яков Березин (директор ЧГРЭС), Серго Орджоникидзе, за спиной Серго — Иосиф Каттель (директор Станкостроительного завода).

Иосиф Абрамович Каттель — советский инженер-строитель, руководитель и организатор промышленного строительства и производства. Главный инженер строительства Комсомольска-на-Амуре. Директор Челябинского станкостроительного завода, предложивший впервые в СССР на его постройке использовать сборные железобетонные конструкции[1].

Биография[править]

Ранние годы[править]

Родился в 1894 (по другим данным, в 1896 или 1897) году в Москве (?) или Одессе. Его брат — Михаил Абрамович Каттель. Их отец, Абрам Катель также имел братьев, среди которых — помощник присяжного поверенного Исаак Янкелевич Катель.

В 1914 году закончил Одесское коммерческое училище.

С июля по декабрь 1917 года входил во фракцию меньшевиков-интернационалистов РСДРП. С июня по ноябрь работал секретарём экономического отдела ВЦИК, избранна 1-м Всероссийском съезде Советов; в 1918 году — в экономическом отделе ВСНХ. В 1919 году прибыл в Челябинск в составе 5-й армии М.Н. Тухачевского. Принимал участие в Гражданской войне. Командирован в распоряжение Сибревкома на должность заведующего отделом Челябинского губревкома.

С 1920 года — член РКП(б). Ранее примыкал к интернационалистам-меньшевикам.

В 1922 году закончил МВТУ.

Карьера[править]

В 1922—1926 годах — начальник строительных работ Госстроя ВСНХ, затем начальник строительства Иваново-Вознесенского меланжевого комбината. Построил в Москве дом для министерства связи.

В 1926—1929 годах возглавлял трест «Заводстрой».

Затем руководил сооружением меланжевого комбината в Иваново-Вознесенске.

С 1930 (или с мая 1931 года) по январь 1932 года — главный инженер Магнитостроя.

В ноябре 1931 года К.Е. Ворошилов обратился к главному инженеру Магнитостроя И. А. Каттелю с просьбой занять должность начальника строительства нового промышленного центра на Дальнем Востоке.

14 февраля 1932  года из Москвы на Дальний Восток выехала первая группа инженерно-технических работников во главе с Каттелем, который 23 февраля был назначен начальником Судостроя.

С января 1932 года — начальник Дальпромстроя (директор завода «Дальпромстрой»). В начале февраля с группой комсомольцев выехал на строительство Амурверфи в с. Пермском (с 10 декабря 1932 года — Комсомольск-на-Амуре, получивший название по предложению Каттеля). Первый управляющий строительством Комсомольска-на-Амуре.

«Высокий, с худощавым лицом человек, похожий одновременно на Мефистофеля и партизанского командира Левинсона», — таким его увидела писательница Сюзанна Люм, побывавшая в Комсомольске-на-Амуре.

1 июля 1933 года бюро Дальневосточного краевого комитета ВКП(б) заслушало отчет начальника строительства судостроительного завода И.А. Каттеля о готовности к началу промышленного строительства. К этому времени были построены и действовали лесопильный завод, механические мастерские, известковый завод. На строительстве было занято более 6 тысяч рабочих.

В 1934—1936 годах — начальник Челябинскстроя, после завершения строительства — директор Челябинского завода крупного станкостроения (Челябинского завода крупных станков, «Станкомаш») Наркомата тяжелой промышленности СССР. При нём внедрялись новые методы строительства зданий, строительно-монтажные работы совмещались с наладкой оборудования и подготовкой заводских кадров, был организован опытный цех по изготовлению оборонной продукции. Велось строительство инструментального, модельного, литейного, ремонтного цехов, объектов социального назначения (школ, детских садов, пионерлагеря, поликлиники и др.), трамвайных линий. Впервые в стране вместо монолитного железобетона были применены сборные конструкции (что на год сократило сроки строительства и существенно уменьшило себестоимость). 30 марта 1935 года был пущен инструментальный цех. 1 мая 1935 года заработал ремонтно-механический цех. 1 ноября 1935 года выпущены первые два токарно-винторезных станка типа СО-1 (хотя первую продукцию завод дал ещё 16 мая). В 1936 году Станкострой завоевал 1-ю премию на конкурсе лучших строек Наркомтяжпрома.

Неоднократно встречался со Сталиным и Молотовым, был назван лучшим строителем СССР.

В 1936—1938 годах — уполномоченный НКПТ, начальник Кемеровокомбинатстроя. Отметим, что наиболее крупным промышленным объектом в Кемерово в 1930-е годы был «Кемеровокомбинатстрой». С 1932 года его возглавлял Борис Осипович Норкин, его заместителем был Яков Наумович Дробнис. После ареста Норкина и Дробниса руководить этим промышленным гигантом назначили И. А. Каттеля.

В 1937 году руководил выпуском первой партии отечественных токарно-винторезных станков 1Д64.

15 мая 1937 года был вновь избран членом бюро горкома.

Репрессии и дальнейшая судьба[править]

Ещё в 1933 году комиссией по партийной чистке исключён из партии за связь с врагами народа, но восстановлен ЦК ВКП(б) после того, как обратился за помощью к своему покровителю Яну Борисовичу Гамарнику.

13 января 1937 года произнёс речь против вредителей:

Мы сегодня исключили Бирюкова из партии, посадили его, но было бы непростительной ошибкой полагать, что после исключения Бирюкова всё будет в порядке. Сволочи ещё живут, мы должны поставить работу так, чтобы вырвать всё гнездо, всех подонков, которые у нас ещё имеются… Четыре условия, которые поставил в своём выступлении товарищ Эйхе, одинаково относятся ко всем нам… Везде и всюду у нас есть последствия вредительской работы… Бандиты прямо заявили, что стахановское движение они подменяли шумихой, потому что прямо сорвать стахановское движение они не могли – им за это дали бы по морде, поэтому они создавали видимость стахановского движения… В наших руках есть все средства для того, чтобы быстрейшим образом исправить последствия вредительской банды…

Противники утверждали, что Каттель «включил в лесоуправление Иерусалим», ставит евреев на тёплые места и т. д. Критики снимались с постов, обвинялись во вредительстве, однако, с усилением большого террора обвинения против Кеттеля стремительно усиливались.

Коммунист Палкин заявил:

Каттель виноват в том, что, заступив в должность начальника строительства Кемеровокомбинатстроя, где сидела до него банда вредителей, не проанализировал, не изучил, в каком состоянии находится тот или иной объект строительства… Ввиду этого не были приняты реальные меры по ликвидации последствий вредительства….

Некая Мария Петровна Дервинская на ноябрьском заседании партактива обвинила Каттеля в прямом «выражении сочувствия контрреволюционной банде Дробниса-Норкина».

Каттель признал в разговоре с коммунистами города Кемерова, что в подведомственном ему аппарате «сидит ещё много сволочи».

Коммунист Сбитнев с Кемжелдора на общегородском закрытом партсобрании 25 декабря 1937 года заявил, «что банда вредителей хотела развалить транспортный отдел коксохимзавода», Сбитнев же донёс об этом Каттелю, но тот никак не реагировал.

В июне 1938 года арестован. Статья: 17-58, п. 8.

В сентябре 1938 года секретарь новосибирского обкома партии Иван Алексеев написал Сталину:

В настоящее время органами НКВД в городе Кемерово вскрыта разветвлённая правооппортунистическая организация, возглавлявшаяся бывшим управляющим Кемеровокомбинатстроя троцкистом Каттелем, секретарем горкома ВКП(б) Рыневичем, предгорсовета Токаревым и командиром 71 дивизии Уласевичем (все арестованы, в контрреволюционной деятельности сознались). В организацию входило 139 человек, из них арестовано и призналось 66 человек, подлежит аресту 71 человек…

В октябре 1940 года трибуналом Сибирского военного округа был приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей за «принадлежность к правотроцкистской оппозиции». Работал по строительной специальности.

Дважды приговоренный к расстрелу, в начале войны как и сидевший с ним техник Залман Соломонович Амдур написал заявление на имя Берии с просьбой отправить их на фронт. Каттеля действительно отправили на фронт, Залману же в декабре 1942 года пришел ответ, где было сказано: «Оснований для пересмотра вашего дела нет».

В 1945 году досрочно освобожден; работал как вольнонаемный в системе ГУЛАГ.

В ноябре 1949 года снова арестован; особым совещанием при МГБ СССР приговорён к поселению в Красноярском крае.

В августе 1954 года реабилитирован. Вернулся в Москву, стал пенсионером союзного значения.

Умер в 1982 году в Москве.

Наследие[править]

ФНПЦ Станкомаш, главный труд его жизни, был в 2013 году закрыт:

ФНПЦ Станкомаш ликвидируется. До последнего не хотелось верить, но это случилось. С 5-го августа прекращают работу все службы предприятия. До конца августа все работники ФНПЦ Станкомаш должны быть уволены.

Источники[править]

  1. Российская Еврейская Энциклопедия