Море. Крым

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Файл:Куинджи - Море. Крым..jpg
Архип Куинджи
Море. Крым, 1890-е
Холст, масло. 40×54 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Море. Крым» — картина русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), написанная в 1890-е годы. Размер картины 40 × 54 см. Работа написана маслом на холсте. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Описание[править]

На полотне «Море. Крым» изображены бескрайнее море и скалистый берег[1].

Художник изобразил ясный, безветренный летний день. На полотне видны голубая гладь спокойного моря, которая тянется к горизонту. Линия горизонта изображена чётко и ровно. За ней поднимается небосвод, такой же спокойный, глубокий и бесконечный, как и морская гладь. По небу плывут лёгкие, белоснежные облака, которые ещё больше подчёркивают прозрачную чистоту неба.

На переднем плане картины художник изобразил часть скалистого берега с густой, пожелтевшей от жаркого летнего солнца травой. Между камней растут высокие репейники. Автор почти с точностью выписал высокие колючие стебли и листья и ярко-розовые цветы растений. В левой части полотна зритель видит очертания скалы, олицетворяющей мощь и прочность, которая выступает далеко в море[1].

Автор в своей работе отобразил спокойствие и гармонию природы. Главная идея, которую автор вложил в своё произведение — к красотам природы следует относиться бережно, принимая её, как самый большой подарок, полученный человеком от Создателя[1].

Отзывы и критика[править]

Говоря о полотне «Море. Крым», эксперты подчёркивали его необыкновенную яркость и красочность, производящие большое впечатление на зрителя. Автор добился этого тем, что на полотне показал «сталкивание» холодной и тёплой палитры, чем создал искромётный и сочный образ природы[2].

«Художник применяет почти эскизную манеру письма. Широкие сочные мазки, кажется, он не пишет, а лепит форму. Картине свойственны обобщённость деталей и ярко выраженная декоративность, характерная для творчества Куинджи. В ней бесполезно искать конкретный, реально существовавший уголок природы со всеми его подробностями. Это не портрет природы, характерный для пейзажистов-передвижников, это обобщённый поэтический образ Крыма. Художник как бы выхватывает из реально существующего пейзажа самую суть и показывает, как он её видит, как воспринимает», — писал Виталий Манин, анализируя творчество Куинджи[2].

Искусствоведы отмечают, что Архип Куинджи благоговейно относился к природе. Работая над своими картинами, он стремился передать её красоту, как можно вернее и глубже. Его полотна, посвящённые Крыму, наглядно демонстрируют, насколько кропотливо и точно изображал Архип Иванович воздушное пространство и тончайшие градации световых горизонтов[1].

На картинах, изображающих природу полуострова, Куинджи с уникальной яркостью, живостью и естественностью изображал сияние солнца, призрачный свет луны, переменчивость морских волн, величественную таинственность горных вершин, звенящую прозрачность небосвода[3].

Художник очень тщательно относился к каждой детали изображаемого им пейзажа, перенося её на холст. С помощью оригинальных композиционных и живописных средств он в своих произведениях старался не просто точно показать яркость и уникальность южной природы, но усилить её образ, применяя найденные им путём экспериментов дополнительные цвета и оттенки. В своих картинах Архип Иванович не использует воздушную перспективу. Он передаёт на полотнах ландшафтное пространство, используя контрастные сочетания палитры.

На полотнах, посвящённых Крыму, Куинджи ставил перед собой задачу не представить на холсте тот или иной пейзаж с фотографической точностью, а показать зрителю обобщённый, полный романтизма образ природы полуострова[3].

Собратья Архипа Куинджи по кисти, оценивая силу его мастерства и таланта, отмечали, что в пейзажной живописи его можно считать по-настоящему гениальным художником.

«В сфере пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник… Свет — очарование и сила света, его иллюзия — были его целью. Конечно, вся суть этого явления заключалась в самом Куинджи, в его феноменальности, личной врождённой оригинальности. Он слушал только своего гения-демона. Но гений его был в полной гармонии с общим брожением, и он инстинктивно сливался с общей пульсацией новых требований и от искусства. Общее настроение интеллигенции того времени, особенно под влиянием проповедей Стасова, жаждало во всём новых откровений; время было бурное… И в нашем искусстве ощущалось страстное желание нового вида, новой дороги. Старая — с гением-завершителем К. Брюлловым — была пройдена и развенчана даже. Настроение ожидания созрело. И в половине семидесятых годов, как серп молодого месяца, впервые заблестел на нашем небе новый гений…», — писал Илья Репин[2].

См. также[править]

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Коллекция Государственного Русского музея. Проверено 28 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Людмила Обуховская Художник Архип Куинджи был влюблен в Крым. Проверено 28 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 Салата Д.В. Архип Куинджи и Крым: творческое наследие // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 10—2 (15).

Литература[править]

[]
Работы Архипа Куинджи
Ruwiki logo.png Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Рувики» («Багопедия», «ruwiki.ru») под названием «Море. Крым», находящаяся по адресу:

«https://ru.ruwiki.ru/wiki/Море._Крым»

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.
Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?»