Наука в Ассирии

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Табличка со списком синонимов. Библиотека Ашшурбанипала.
Таблица с астрологическими прогнозами. Библиотека Ашшурбанипала.
Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (реконструкция).

Наука в Ассириинаучная деятельность в Ассирийской державе.

Общие сведения[править]

Наиболее известно, что ассирийцы имели развитую военную мысль, ассирийская армия активно использовала военную технику, включая ассирийский таран, у них была развита военная инженерия (подкопы, борьба с укреплениями противника, строительство мостов, дорог, акведуков, крепостей и т. п.).

В I тысячелетии до н. э. в Ассирии и Вавилонии появляются железные орудия, в ремесле — алмазное сверло, примерно на рубеже II и I тысячелетии до н. э. появляется и новая оросительная техника: водоподъёмное колесо (сакие), и «бесконечная» верёвка с кожаными ведрами (черд), в VII веке до н. э. в Ассирии строится первый каменный акведук[1].

Архитектура: города укреплялись крепостными стенами с башнями. Столицы — Дур-Шаррукин, Ниневия — были построены на искусственных платформах. Ассирийские дворцы представляли собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными помещениями, сгруппированными вокруг дворов.

У ассирийцев была богатая письменность, особенно в жанре истории, — найдены описания (как письменные, в частности «Призма Синаххериба», так и батальной живописи) военных походов ассирийских царей (при этом, конечно, помимо истории, эти тексты важны для географии Древнего мира).

Сочинения вавилонской и шумерской литературы изучались в ассирийских храмах, школах и библиотеках. В частности, литературные памятники собирались в библиотеке ниневийского дворца по приказу царя Ашшурбанапала, и в библиотеках храмов. Сами ассирийцы говорили на северном диалекте аккадского языка. Одним из важнейших литературных памятников древней Ассирии является «Поучение писца Ахикара», служившего при дворе Синахериба.

Библиотека Ашшурбанипала, 1-я известная науке крупная библиотека, сохранила 25—30 тысяч глиняных табличек с клинописными текстами, но это лишь, судя по каталогам, 10% от всех собранных Ашшурбанипалом литературных фондов, — большинство их не сохранилось из-за того, что было выполнено на недолговечных материалах (воск, пергамент, папирус).

Библиотека имела большое собрание медицинских текстов. Ассирийские врачеватели изучили хирургию, могли провести трепанацию черепа, удалить небольшие опухоли, катаракту, и отлично справлялись с разного рода травмами, в том числе и с переломами.

Также найдены словари и сборники языковых и юридических упражнений, медицинские и химические рецептурные справочники, сводки ботанических и минералогических терминов, астрологическо-астрономические записи и пр.[2]

В городе Ашшуре было найдено около 11 тысяч глиняных табличек с фрагментами текстов. По этой части Ашшур уступает только Ниневии (там было найдено больше 30 тысяч табличек). В одном из домов Ашшура была обнаружена крупнейшая частная библиотека, содержавшая 1242 «единицы хранения». Это богатое собрание глиняных «книг» на аккадском языке принадлежало одной семье – на многих табличках указаны имена их авторов и владельцев: некто Кисир-Ашур, Кисир-Набу (его племянник?) и Набу-бессуну (его отец?).

Продолжала развиваться вавилонская астрономия. Собирались данные о закономерностях в наступлении затмений и движении планет. Так, в библиотеке Ашшурбанипала были найдены таблички с вычислениями движения Луны. В них определялись интервалы времени между заходом Солнца и заходом Луны в дни после первого числа каждого месяца, а также, для дней после 15 числа каждого месяца давались вычисления интервалов времени между заходом Солнца и восходом Луны.

Современные японские учёные обратили внимание на три клинописные таблички, в которых описано необычное красное свечение. Наблюдения были сделаны ассирийскими учеными примерно 2700 лет назад в городах Вавилон и Ниневия, и упоминают некое «красное облако» и «небо, покрытое красным». Учёные полагают, что на табличках могли быть описаны дуги полярных сияний во время повышенной солнечной активности. Учёные предполагают, что явления, описанные в табличках, происходили в 679—655 гг. до н. э.

Конечно, эти тексты далеки от современной науки — в медицинских трактатах зачастую содержались приёмы лечение при помощи чародейства, а движению светил ассирийцы пытались предсказывать будущее.

О математических познаниях ассирийцев мало что известно, хотя тот же царь Ашшурбанипал в «автобиографической надписи L4» отмечает, что умеет решать задачи на деление и умножение.

Тексты составляли писцы, знавшие несколько языков и диалектов.

В существенной мере, ассирийская наука является наследием вавилонской[3].

Через финикийцев с некоторыми достижениями Ассирии познакомились греки.

Из Вавилонии происходили крупные астрономы Кидинну (ввёл в регулярное употребление зодиакальный круг, разделённый на 360 градусов, участвовал в создании теории движения Луны, возможно открыл предварение равноденствий), Судин и Селевк.

Бардесан — создатель сирийского литературного языка и сирийской поэзии.

Тациан Ассириец, христианский писатель-апологет, соединил все четыре евангелия в единое повествование — Диатессарон. Другой богослов, Бабай Великий, написал «Книгу единения». Филоксен Маббугский написал «Мемре (беседы) против Хабиба».

В Средние века ассирийцы также дали ряд учёных — врач Абу-Саид (работал в Киликийской Армении, написал книгу «О строении человека»), врач Ишох (там же, автор работы «Книга о природе»), врач Ибн Бутлан (автор медицинского трактата «Календарь здоровья»), епископ Фома Марга (автором монашеской истории в Сирии), врач Ибн Масавай, врач Хунайн ибн Исхак (написал «Книгу природных вопросов», «Книгу десяти трактатов о глазе», «Книгу о цвете», «Книгу о радуге», «Книгу о причине, по которой вода в море стала солёной», «Метеорологику», «Книгу о приливах и отливах», «Книгу о действиях Солнца и Луны»).

Ормуз Рассам — ассириолог и путешественник. Его археологическая работа привела ко многим важным открытиям и находкам множества образцов ассирийской клинописи. Открыл развалины города Куты недалеко от Вавилона.

Мар Тома Аудо, архиепископ Урмии Халдейской католической церкви, составил словарь ассирийского языка. Погиб во время геноцида ассирийцев в 1918 году. Убит был и профессор Ашур Юсиф.

Профессор Хинд Рассам Калхейн заведует отделением социальных и поведенческих наук в колледже Мерси, Нью-Йорк. Доктор Эмануэль Юсиф Камбер — профессор в Университете Западного Мичигана. Фуат Дениз был шведским социологом и писателем ассирийского происхождения. Джордж Антон Кираз — сирийский инженер и предприниматель. Канан Макия — профессор исламских и ближневосточных исследований в университете Брандейса. Эприме Эшаг был кейнсианским экономистом-социалистом. Иден Наби — историк культуры Центральной Азии и Ближнего Востока. Эстифан Панусси — филолог, философ, востоковед, профессор Гетеборгского университета. Донни Джордж Юханна — археолого антрополог, профессор университета Стони Брук в Нью-Йорке. Томас Саати — профессор Пенсильванского и Питтсбургского университетов, автор «Метода анализа иерархий» (технологии принятия решений на основе математических расчётов и использования метода попарных сравнений), член НАН США.

В российской науке выделяется лингвист и семитолог Михаил Юханович Садо.

Источники[править]

  1. Большая советская энциклопедия. в 30-ти т.. – 3-е изд.. – М. : Совет. энцикл., 1969 - 1986. ил., карт.
  2. "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева
  3. Бадак Александр Николаевич. Всемирная история. Том 3 Век железа.