Нашествие казахских и калмыцких орд на немецкие колонии в Поволжье

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нашествие казахских и калмыцких орд на немецкие колонии в Поволжье
Восстание Пугачева
Дата 1774-1776
Место Поволжье
Итог Своими ежегодными набегами казахи совершенно опустошили колонии, а жителей частью убили и разогнали с насиженных мест.
Противники
Младший жуз Российская империя Российская империя
Командующие
Афанасий Демьянович Гоголь-Яновский
Людвиг-Бальтазар Вернборнер †
Зигмунд Людвиг Эрфурт †
Силы сторон
~1600 чел.
Военные потери
~2500 чел.

Нашествие казахских и калмыцких орд на немецкие колонии в Поволжье - серия набегов казахов Младшего жуза на немецкие колонии в Поволжье.

Набег 1774 года[править]

Набег 1774 года был совершен на колонии, лежавшие по Большому и Малому Караманам: Хайсоль, Цезарсфельд, Отроговку и Тонкошуровку.

Население этих колонии еще не имело понятия о кочевниках. В Тонкошуровке — конечном пункте набега, казахи неожиданно появились в августе месяце и, разъезжая по улицам, начали ловить в арканы возвращавшихся из церкви людей. Первое время никто не понимал, в чем дело, а священник Тонкошуровского приходапатер Иоганнес даже вышел на крыльцо, чтобы приветствовать нападавших, но был захвачен за шею арканом и взят в плен. Забрав большое количество пленных, скот и награбленное имущество, казахи отправились в свои степи.

Из захваченных в плен во время первого набега многие были выкуплены таким образом. Многие были также обменяны на пленных казахов, захваченных русскими во время пограничных набегов. Казахи дорого ценили своих соотечественников и давали в обмен за одного своего трех немцев. Наконец, некоторые пленники усердной и честной службой у своих хозяев покупали себе свободу. Это случалось, главным образом, с немцами-рабами, купленными у казахов бухарскими и самаркандскими купцами.

Набег 1775 года[править]

В ноябре месяце 1775 года группа казахов и калмыков, численностью в 600 человек напала на южные колонии Тарлыцкого округа: Краснополье, Кочетную, Кустарево, Краснорыновку и Ровную. Наскоро разграбив и опустошив первые четыре поселения, казахи 12 ноября 1775 года, разделившись на четыре отряда, совершили набег на Ровную

Ровненская резня[править]

Ровненская резня надолго осталась в памяти немецкого народа, как наиболее ужасное событие. Когда казахи рассыпались по улицам Ровной, большинство жителей бросилось искать спасения в бегстве. Меньшинство пыталось защищаться, и особенно выделился некий Иоганнес Клотц. Он громким голосом призывал товарищей к обороне, но никто его не слушался. После долгого сопротивления, его пленили и доставили в лагерь, где располагался отряд нападавших с награбленным имуществом, пленными людьми и скотом, оставив после себя опустошенное, полуразрушенное село, с разбросанными по улицам трупами жителей. Но село казахи ещё не покинули. Расположившись лагерем, они на протяжении трёх дней возвращались толпами в колонию, опустошая её дотла и отбирая самый лучший скот. В субботу 14 ноября, весь отряд собрался в лагере. За два часа до заката солнца отряд начал готовиться к выступлению наутро. Пленников из 5 колоний делили и сортировали, брали не всех, а самых здоровых. Тогда и был жестоко убит Иоганнес Клотц. С восходом солнца, отряд начал движение. Пленных привязывали к лошадям, подгоняя нагайками. 5 декабря, вечером, отряд прибыл к большому становищу, где казахи были встречены ликующей толпой своих соплеменников, всячески издевавшихся над пленными.

Можно предположить, что во время этого набега из 5 разгромленных сел было уведено около 1800 человек, не считая умерших по дороге от побоев и ран, убитых по дороге же казахами для развлечения и погибших при самом нападении.

Набег 1776 года[править]

Третий набег в 1776 году был наименее удачен для казахов. Он обрушился на 8 колоний по Большому Караману: Хайсоль, Отроговку, Тонкошуровку, Крутояровку, Суслы, Раскаты, Липовку и Липов Кут. Кроме этих, частично были захвачены Осиновка, Луговая Грязнуха, Старица и другие. Из них колония Хайсоль, сильно пострадавшая еще в 1774 году, была окончательно стерта с лица земли, а остальные приведены в состояние полного разгрома.

Этому набегу предшествовало два мелких нападения казахского отряда в 80-100 человек, захвативших в плен колонистов Отроговки и Тонкошуровки, находившихся на полевых работах.

Колонисты, приведенные в ярость постоянными нападениями, решили организовать отряд добровольцев, чтобы нагнать казахов и отнять у них добычу. Сбор был назначен в колонии Филиппсфельд Екатериненштадтского округа. Собралось около 150 человек. Но слух о том, что казахи находятся неподалеку от колонии Боаро, за Калмыцким бугром, уменьшил число добровольцев почти наполовину. Предводителями отряда были выбраны пастор Екатериненштадтского округа Людвиг-Бальтазар Вернборнер и староста колонии Орловской Зигмунд Людвиг Эрфурт. Отряд, вооруженный саблями, пиками и ружьями, сидевший на свежих лошадях, двинулся в путь для освобождения своих собратьев.

Когда солнце садилось и последними лучами окрашивало далекие хребты, отряд как раз поднимался на гору и неожиданно наткнулся на ехавший ему навстречу отряд казахов, численностью около тысячи человек. Немцы по команде предводителя дали залп. Но вместо выстрелов послышался лишь сухой стук кремней — порох на полках отсырел от дождя. Немецкий отряд, считая дело погибшим, бросился врассыпную, но был почти весь переловлен оправившимися казахами. Много способствовало бегству немцев и то обстоятельство, что вместо 80-100 человек перед ними предстало 1000 казахов.

По окончании преследования казахи принялись за истязание пленников: крепко связанных веревками из конского волоса били их нагайками и затем бросили на ночь на холодную землю. Рано утром пленникам накинули на шеи веревки, и отряд двинулся по направлению к видневшимся вдали волжским горам, волоча за собой пленников и убивая отстававших. Двух предводителей немецкого отряда жесткого убили.

Замучив своих пленников, казахи направились к Тонкошуровке, испуганные диким видом и многочисленностью врагов, колонисты разбежались, и тогда начался разбой в этой колонии. Казахи разграбили церковь, захватили священные сосуды и разбили иконы. По окончании грабежа казахи захватили скот и пленников и удалились.

Майор Гоголь — отец великого писателя Николая Васильевича Гоголя, с небольшим отрядом, насчитывающим 20 гусар и 200 крестьян с 2 полевыми орудиями, выступил из Вольска на помощь колонистам, попавшим в плен.

Освободив пленников, майор Гоголь со своим отрядом ушел обратно в Вольск. Замученного же пастора Вернборнера и всех погибших с ним разыскали и предали земле, воздав им последние почести и христианское погребение: 6 немецких фур было нагружено мертвецами, которых предали погребению на кладбище колонии Тонкошуровки в двух братских могилах.

Последствия[править]

Все нападения совершались по одному шаблону. Казахи появлялись осенью из пустынных и необитаемых тогда уральских степей, грабили, жгли, убивали и уводили в плен жителей колоний. Число уведенных в плен и убитых определить трудно, так как указания современников очень разноречивы, а архивы уничтожены. Во всяком случае число их доходило до 2500 человек.

Колонии округов Екатериненштадтского, Краснояровского, Тонкошуровского и Тарлыцкого были, за малым исключением, совершенно опустошены и разорены, тем более что некоторые из них подверглись двукратным нападениям (Отроговка, Тонкошуровка, Хайсоль и другие). Две колонии — Хайсоль и Цезарсфельд были уничтожены до основания и более уже не возродились.

См. также[править]

Ссылки[править]