Носель Зеликович Пупко

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Пупко Носель Зеликович




Дата рождения
1825
Место рождения
Лида,
Российская империя
Дата смерти
1900
Место смерти
Российская империя
Подданство
Российская империя Российская империя


Род деятельности
Купец 2 гильдии, основатель Лидского пивзавода









Нóсель Зéликович Пупкó (18251900) — мещанин, основатель Лидского пивзавода[1][2], которым управлял с 1876 по 1900 год.

Благодаря своим врожденным навыкам коммуникации, предпринимательства и коммерции, 29 апреля 1873 года получил разрешение на строительство в Лиде пивоваренного завода, который уже через три года успешно ввел в эксплуатацию. По одной из легенд, всего через пару лет после основания завода Носель Пупко стал официальным поставщиком пива к царскому двору.

Со временем пивзавод Н. З. Пупко превратился в ОАО «Лидское пиво» — одно из крупнейших пивоваренных предприятий Беларуси.

Биография[править]

У Носеля Пупко было четверо сыновей: Исаак, Гирш, Абрам и Мейлах. Именно к ним перешло управление заводом после 1900 года.

Из всех наследников Носеля Пупко известна информация только по линии Мейлаха Пупко: купец 1 категории, в браке с Рохлей Пупко стал отцом четверых детей — Фриды, Анны, Шимона и Марка. Сыновья Мейлаха управляли заводом с 1934 по 1939 год, а в 1939—1943 годах работали там простыми служащими. После Второй мировой войны эмигрировали в Канаду и Мексику. В 2005 году дочь Шимона Маша Коэн прилетала в Беларусь, чтобы посетить пивоваренную компанию «Лидское пиво». Известно, что она является владелицей крупного химического предприятия в Мексике.

Пивзавод Носеля Пупко[править]

Строительство в частном секторе[править]

Носель Пупко имел собственный участок в Лиде. Он владел практически целым гектаром земли, которая располагалась между улицей Виленской и рекой Лидейкой. Эту территорию можно было охарактеризовать как узкий и вытянутый земельный участок.

29 марта 1873 года Носель Пупко получил официальное разрешение на строительство пивзавода на собственной земле[3]. Первые строения легендарного бровара были расположены на доступной площади всего участка в 1950 квадратных саженей (0,885 га). Со стороны улицы находился кирпичный жилой дом, сразу за которым размещалась постройка пивного производства. Завод был спроектирован таким хитрым способом, что все производственные строения не были видны прохожим.

1876-й — год варки первой партии пива. Именно эта дата будет выложена через 17 лет после открытия пивзавода на котельной трубе, построенной по распоряжению Носеля Пупко. В те времена данное сооружение было самым высоким в Лиде. И этот статус сохранялся в течение последующих 20 лет. Надпись «сущ 1876» сохранилась на трубе по сей день[4].

Предприятие Носеля начиналось довольно скромно и состояло из трех деревянных строений. К сожалению, не сохранилась информация о сортах, которые производились на пивзаводе в первые годы, а также не известны объёмы продаж пива. Известно лишь, что в 1883 году оборот пивзавода составил 2 тысячи рублей при 3 работниках. Спустя пять лет, к 1887 году, объёмы производства значительно выросли: впервые было сварено 10 000 ведер пива в год (123 000 литров), за которые получили выручку в 9 000 рублей.

Развитие пивзавода Носеля Пупко не всегда шло гладко. По неизвестным причинам местные власти вставляли палки в колеса лидскому предпринимателю на протяжении многих лет. Однако это не помешало Носелю Зеликовичу добиться успеха и сделать свой завод центром пивоваренной Лиды. На предприятии производили 6 разных сортов пива: «Баварское», «Столовое», «Царское», «Мартовское», «Идеалъ», «Пильзенское». Спрос на продукт был высоким. Об этом говорит не только широкая логистика (склады с готовым пивом были рассредоточены по всей Беларуси, а также в Литве и Польше), но и довольно необычные места продажи пива от Носеля Пупко. Одна из точек располагалась прямо по соседству с полицейским управлением города.

Битва с «Шопеном»[править]

Успех Носеля был очевиден. Это отметили также и местные контролирующие органы. В полицию Лиды напрямую из Строительного отделения поступило указание выяснить, на каком основании Носель Зеликович является собственником пивзавода, а также кто дал ему разрешение на производство пива.

Не дожидаясь начала разбирательства, Носель отправил в строительное отделение свой запрос. В нём он предоставил план пивзавода и прошение о подтверждении существования пивного производства. Оно было одобрено, но с рядом нюансов, главными среди которых были обязательное усовершенствование печи, замена гонтовой кровли и строительство нескольких кирпичных противопожарных стен. Все условия были полностью выполнены, однако это никак не изменило отношение к начинающему бизнесмену. Новые требования от контролирующих органов не заставили себя ждать. Вероятно, такое внимание было обусловлено кознями другого пивоваренного предприятия — компании «Шопен». С этим виленским конкурентом у пивзавода Пупко началась грандиозная торговая война.

Лида была стратегическим городом для владельца «Шопена». Чтобы завоевать рынок, он не только построил здесь один из своих оптовых складов, но и поставлял пиво в локальные заведения по бросовым ценам. Таким образом планировалось уничтожить всех местных производителей. И новости о быстрых темпах роста завода Пупко, стремительно распространявшиеся по окрестным городам и весям, не могли его не тревожить.

В ответ на нападки со стороны «Шопена» Носель наладил сотрудничество с другим лидским пивоваренным лидером — заводом Янкеля Папирмейстера.

Создание товарного знака[править]

1900 год стал знаменательным для завода Носеля Пупко, ведь именно тогда лидский предприниматель разработал торговый знак в виде благородного оленя, который опирается копытом на пивную бочку. К сожалению, точная история создания торгового знака не сохранилась.

По некоторым версиям, основой торгового знака стал герб Гродно, на котором также изображен олень. Либо же олень — это символ царского двора, которому Носель Зеликович поставляю свою продукцию. Клеймо с изображением зверей было трендом того времени и активно использовалось среди конкурентов Пупко: медведь у Папирмейстера, орел у Лаккертов, а лев и крылатый пес — на бутылках «Шопена». Поэтому существуют также мнения, по которым изображение благородного животного было добавлено на этикетку как торговый знак с целью привлечения любителей хмельного напитка.

Наследие[править]

После смерти Носеля все четверо его сыновей, получившие безупречное образование, были готовы продолжить семейное дело. И вскоре Исаак, Гирш, Абрам и Мейлах зарегистрировали «Торговый дом „Наследники НОСЕЛЬ Пупко“», продолжив работу уже по своим правилам.

В 1903 году успех пивзавода был впервые отмечен международной медалью в Реймсе. Спустя четыре года братья установили первую телефонную линию в Лиде, которая располагалась между заводами Пупко и Папирмейстера. А ещё спустя некоторое время два предприятия и вовсе объединились в синдикат «Бавария» для противостояния литовским пивоварам.

К началу Первой мировой войны Мейлах Пупко выкупил доли у своих братьев и стал единоличным собственником пивзавода[5]. Как и отец, он был поистине одаренным бизнесменом и смог расширить территорию предприятия, установил на нем паровой двигатель. Увеличились в тот момент и объёмы продаж. Только в Лиде Мейлах поставлял свою продукцию в 41 заведение.

Однако трудности войны коснулись всех предприятий, в том числе и завода семьи Пупко. Сухой закон внес кардинальные изменения в ассортимент выпускаемой продукции. Чтобы остаться на плаву, владелец отправился в Англию за рецептом принципиально нового сорта — безалкогольного пива. Однако объёмы производства продолжали падать. Положительные изменения произошли лишь после подписания Рижского договора. Чтобы получить дополнительный доход, Мейлах Пупко пристроил к своему пивзаводу мельницу и лесопилку.

В 1934 году управление семейным бизнесом приняли на себя после смерти отца внуки Носеля Зеликовича Пупко — сыновья Мейлаха Марк и Шимон. Они получили образование в Технологическом институте Брюсселя, поэтому с легкостью взялись за дело. Уже в первые годы свой работы во главе предприятия братья сумели запустить на нем электростанцию и расширить ассортимент продукции за счет газированных напитков. В то время Марк жил прямо на территории завода, каждую минуту держа все под контролем. Это принесло свои плоды: в 1939 году завод получил международное признание.

Однако с приходом советской власти внуки основателя Лидского пивзавода были вынуждены уступить руководящие позиции, оставшись на предприятии простыми служащими. Во время немецкой оккупации братья Пупко, члены их семей и ещё несколько местных евреев сумели получить разрешение на продолжение работы на заводе. Однако в 1943-м данное решение было отменено, весь еврейский персонал был уволен и отправлен с еврейским гетто в один конец. Марку, Шимону и их детям чудом удалось спастись, спрыгнув с поезда. Попав к партизанам, они дождались окончания войны, после чего эмигрировали из Советского Союза.

Память[править]

Летом 1900 года Носель Зеликович Пупко, купец второй гильдии, умер в возрасте 75 лет и был похоронен на лидском еврейском кладбище. В течение 27 лет он создавал и развивал свое предприятие, не останавливаясь на достигнутом. Бесконечные проверки, увеличение налогов, жесткая конкуренция несомненно подорвали его здоровье. Основатель лидского пивзавода так и не успел выполнить очередное требование Строительного отделения Виленской губернии. Благодаря неустанному труду Носеля Зеликовича, сыновья унаследовали от него достаточно большое для того времени пивное производство.

В 1902 году на заводе была установлена железная лестница, которая сохранилась до наших дней. Требование установить на предприятии несгораемую лестницу было последним, полученным при жизни Носеля Пупко.

К 145-летию «Лидского пива» в компании запущен проект, позволяющий лучше узнать историю семьи Пупко. Следить за ним можно в официальном аккаунте Носеля Зеликовича Пупко в Instagram[6].

Примечания[править]

  1. Колик А.в, Лейман И.и Культурно-исторический контекст пищевых брендов: сравнительный анализ коммуникативных практик Беларуси и России // Человек. Культура. Образование. — 2019. — В. 1 (31). — С. 63–78. — ISSN 2223-1277.
  2. T. U. Kavalkova Representation of Tradition and Innovation in Commercial Media-Discourse // Ученые Записки Уо Вгу Им. П.м. Машерова. — 2019. — Vol. 30. — ISSN 2075-1613.
  3. Григорий Александрович Гонжуров Этикеточная Продукция Как Объект Художественно-Образной Выразительности (рус.) // Веснік Беларускага Дзяржаўнага Універсітэта Культуры І Мастацтваў. — 2020. — В. 4 (38). — ISSN 1992-1489.
  4. Акулич М. Пивоварение в Российской империи. Издательские решения, 2020.
  5. Ксения Сергеевна Терешкова Мещанское домовладение и землепользование на территории Беларуси (1860-е гг. - начало ХХ в.) // Журнал Белорусского Государственного Университета. История. — 2018. — В. 1. — ISSN 2520-6338.
  6. Официальный аккаунт Носеля Пупко в Instagram.