Рабба бар Бар Хана

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Рабба бар Бар Хана (רבה בר כר חנה) — вавилонский амора второй половины III века[1].

Биография[править]

Родился в Вавилонии. Происходил из семьи Рава. Его отец — Рабба бар Хана.

Длительное время изучал Устный Закон в иешиве Иоханана бар Наппахи в Тверии. Также учился у рабби Эл‘азара[2] и у рабби Иехошуа бен Леви[3].

Вернувшись в Вавилонию, способствовал распространению там учений Иоханана (около 200 халахот). В Вавилонии жил то в Суре, то в Пумбедите. В Суре Рабба бар Бар Хана намеревался было ввести чтение Декалога в ежедневной молитве, однако этому воспротивился р. Хисда[4]. В Пумбедите Рабба бар Бар Хана держался одно время в стороне от Академии р. Иуда, однако его привели туда насильно, и он действительно оказался им полезным[5]. Р. Иуда обращался к нему с вопросами[6].

Оказал влияние на последующие поколения амораев: рабби Иехуду, рабби Иосефа, рабби Нахмана.

Прославился своими аггадот, сохранившимися в Талмуде[7]. Аггадоты Рабба бар Бар Хана рассказывают о якобы виденном и слышанном им во время его многочисленных сухопутных и морских путешествий и большей частью начинаются словами «Я сам видел». Так, Рабба бар Бар Хана рассказывает, как он видел место, где земля поглотила Корея и тех, кто вместе с ним выступил против Моисея и Аарона, и слышал, как они кричат: «Моисей и его Тора правы, а мы — лжецы»[8]. Или заявил, что «я видел ту лягушку, которая была размером с город Агрония. А как велик город Агрония? Шестьдесят домов.» Некоторые из современных ему законоучителей резко выступали против его рассказов, обвиняя Бар Хану в явных преувеличениях. Комментаторы Талмуда склонялись к интерпретации рассказов мудреца как видений и снов (например, гаоны считали, что слова «я сам видел» следует относить к снам, которые Рабба бар Бар Хана видел во время своих путешествий) или как аллегорий.

Много путешествовавший Рабба бар Бар Хана, между прочим, знал хорошо названия разных рыб[9]; с его путешествиями связаны также фантастические рассказы о морских чудовищах. Вероятно, за свои странные рассказы Рабба бар Бар Хана получил прозвище «неразумный», םיכםא‎[10].

Активно занимался торговлей землёй в Эрец-Исраэль, но не всегда преуспевал в этом. Страдал от преследований персидских властей[11] и, может быть, из-за этого решил вернуться в Эрец-Исраэль[12], хотя нет свидетельств, что он осуществил это своё желание.

По мотивам его рассказов поэт Хаим Нахман Бялик написал одну из своих лучших поэм «Метей мидбар» («Мертвецы пустыни», 1902).

Примечания[править]

  1. КЕЭ, том 7, кол. 3–4
  2. Шаб. 12б
  3. Бр. 24б
  4. Бер., 12а
  5. Шаб., 148а
  6. М. Кат., 17а
  7. Бава Батра 73а, 74а
  8. ББ. 73б, 74а
  9. Аб. Зара, 39a
  10. ib.,74a
  11. Гит. 17а
  12. Псах. 51а