Союзное сложное предложение
Сою́зное сло́жное предложе́ние — сложное предложение, части которого соединяются преимущественно союзами[1][2].
Одна из самых общих конструктивных моделей[3]. Разделяется на два подтипа — сложносочинённое и сложноподчинённое[4].
История[править]
Разделение союзного сложного предложения на сложносочинённое и сложноподчинённое явилось причиной дискуссии 1920-х годов. Поводом к ней стал выход книги М. Н. Петерсона «Очерк синтаксиса русского языка»[5], в которой утверждалось, что объективные критерии не позволяют отличать сочинение от подчинения. Данная мысль вызвала возражения у синтаксиста А. М. Пешковского, который в статье «Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений?»[6] впервые предпринял попытку выявления формальных особенностей, свойственных сочинению и подчинению в союзных сложных предложениях. По А. М. Пешковскому, эти особенности состоят в следующем[7]:
- при подчинении показатель отношения находится только в одной из соединяемых частей — в зависимой части, причём подчинительный союз не просто ритмически примыкает к своему предложению, а составляет его органическую формальную принадлежность; при сочинении же показатели отношений стоят либо при каждой из соотносящихся частей (например, в случае употребления союзов ни… ни и им подобных), либо между соотносящимися частями, не сливаясь внутренне ни с одной из них (например, в случае реализации союзов и, а, но).
- зависимая часть, к которой «припаян» показатель отношения — подчинительный союз, может стоять или перед главной частью (препозиция), или после главной (постпозиция), или быть включённой в середину главной (интерпозиция); в сложносочинённых предложениях части никогда не могут быть «вдвинуты» одна в другую, поскольку показатель отношения не сливается ни с одной из них.
Хотя статья Пешковского стала важной публикацией в истории синтаксиса, она не исчерпала всех проблем, которые связаны с разграничением сочинения и подчинения, поэтому попытки обнаружить другие критерии разграничения продолжаются по сей день. Выявленные синтаксистом Пешковским критерии замыкаются в рамках формального синтаксиса, поэтому определение сочинения и подчинения происходит посредством отсылки к характеру связующих единиц: сложносочинённое предложение — предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, а сложноподчинённое — предложение, части которого связаны подчинительными союзами и союзными словами. Такой подход находится в противоречии с тенденцией к семантизации синтаксических явлений, которая требует учёта содержательных особенностей, обнаруживающихся с помощью различных форм, в том числе и форм со вторичными значениями. Современные синтаксисты при различении подчинения и сочинения ориентируются на способ организации передаваемой в их составе информации[7].
Так, подчинение предполагает включение информации, которая передаётся придаточным, в главное (Они знали, что все уже прошло) или, наоборот, информации, сообщаемой главным предложением, в придаточное (Виктор смутился, отчего щёки его стали красными), что делает механизм сложноподчинённого предложения «неразъёмным» (кроме случаев автономного употребления придаточных). Сочинение упорядочивает информацию на основе прямого соположения двух и более информационных блоков, интерпретируемых как рядоположные (не обязательно как равноправные) феномены, в результате чего части сложного предложения сохраняют способность к автономному употреблению (за исключением случаев, когда этому препятствует наличие повторяющихся союзов)[1].
Подчинение и сочинение, различаясь по способам организации информации, в то же время оказываются однородными явлениями, для которых одинаково обязательна вполне определённая и достаточно строгая спецификация указанных способов, которая находит соответствующую вербальную «поддержку». В этом отношении подчинение и сочинение противопоставляются бессоюзию, у которого способ информационной организации на верхнем (инвариантном) уровне остаётся неохарактеризованным и лишь в конкретных условиях осознаётся или как аналогичный, хотя и не тождественный, способам, действующим в рамках подчинения и сочинения (Вижу: меня зовут), или как отличный от них (Виктор стоял рядом с Сашей; он был умнее всех)[7].
Сложноподчинённое предложение[править]
→ Сложноподчинённое предложение
Известно, что слоны в диковинку у нас…
Сложноподчинённое предложение — тип союзных предложений, противопоставляемый в рамках последних сложносочинённому предложению. Средствами связи между частями сложноподчинённого предложения выступают подчинительные союзы и союзные слова, к средствам связи относятся также корреляты, порядок следования частей, соотношение видо-временных форм предикатов и некоторые другие формальные показатели. Части сложноподчинённого предложения неравноправны как в грамматическом, так и в смысловом отношении: в составе сложноподчинённого предложения выделяется грамматически главенствующая главная часть сложноподчинённого предложения (главное предложение) и грамматически зависимая придаточная часть[8].
Между частями сложноподчинённого предложения могут устанавливаться атрибутивные, объектные, обстоятельственные, временные, причинные, следственные, сравнительные и другие отношения. Придаточная часть может конкретизировать как главную часть целиком (расчленённые сложноподчинённые предложения), так и какой-либо компонент главной части (нерасчленённые сложноподчинённые предложения)[8].
Сложносочинённое предложение[править]
→ Сложносочинённое предложение
При нашем приближении хворостина заработала сильнее, и корова неуклюже, крутя хвостом, выбежала на дорогу.
Сложносочинённое предложение — тип союзных сложных предложений, противопоставляемый в рамках последних сложноподчинённому предложению. Части этого типа сложного предложения соединяются при помощи сочинительных союзов. Части сложносочинённого предложения формально независимы; содержание частей сложносочинённого предложения предстаёт как явления одного порядка, как явления, которые находятся в одной «плоскости». Между частями сложносочинённого предложения могут устанавливаться оформляемые соответствующими союзами соединительные (выражаются двумя союзами и, ни… ни), разделительные (используется большой набор союзов: или, либо, то… то, не то… не то, то ли… то ли, ли… ли, ли… или), противительные (передаются двумя союзами а и но (отнесение слов зато, однако, же, а то, не то к числу союзов весьма проблематично, а союз да в противительном значении сохранился разве что на периферии языка)), сопоставительные и градационные (используются союзы не только… но и, не столько… сколько, не то чтобы… но и др.) отношения[9][10].
Сопоставительные, противительные, градационные, а также присоединительные и пояснительные отношения устанавливаются только между двумя предикативными единицами и возможны лишь в предложениях закрытой структуры, разделительные и собственно соединительные отношения устанавливаются между неопределённым количеством предикативных единиц, тем самым формируя предложения открытой структуры[11].
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий, 2014, с. 331—333
- ↑ Жеребило, 2010
- ↑ Пряткина А. Ф. Русский синтаксис в грамматическом аспекте (синтаксические связи и конструкции). Избранные труды. Владивосток: Изд-во Даль-вост. ун-та, 2007.
- ↑ Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я. Солганика. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. — С. 163.
- ↑ Петерсон М. Н. Очерк синтаксиса русского языка. — М.; Пг., 1923.
- ↑ Пешковский А. М. Существуют ли в русском языке сочинение и подчинение предложений // Пешковский А. М. Избр. труды. — М., 1959.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Русский синтаксис в алфавитном порядке, 2004, с. 351—353
- ↑ 8,0 8,1 Синтаксис современного русского языка: словарь-справочник, 2009, с. 142
- ↑ Синтаксис современного русского языка: словарь-справочник, 2009, с. 143—144
- ↑ Синтаксис современного русского языка: словарь-справочник, 2009, с. 330—333
- ↑ Синтаксис современного русского языка: словарь-справочник, 2009, с. 144
Литература[править]
- Акимова Г. Н., Вяткина С. В., Руднев Д. В. и др. Синтаксис современного русского языка: словарь-справочник / отв. ред. Г. Н. Акимова, С. В. Вяткина. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. — 172 с.
- Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. — Назрань: Пилигрим, 2010. — 485 с.
- Ломов А. М. Русский синтаксис в алфавитном порядке: Понятийный словарь-справочник. — Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2004. — 400 с.
- Тихонов А. Н., Хашимов Р. И., Журавлева Г. С. и др. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык: в 2 т. / под общ. ред. А. Н. Тихонова, Р. И. Хашимова. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2014. — Т. 2. — 814 с.
Дополнительная литература[править]
- Чупашева Ольга Михайловна. Соотносительность бессоюзных и союзных сложных предложений в современном русском литературном языке: диссертация … кандидата филологических наук: 10.02.01. — Саратов, 1979. — 232 с.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Союзное сложное предложение», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|