Трапеция (балет)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сергей Прокофьев – балет «Трапеция» (1970). Е. Максимова и В. Васильев, балетмейстер Н. Рыженко.

«Трапеция» — балет в одном акте для камерного ансамбля композитора С. С. Прокофьева; время создания — 1924 г.

История создания[править]

Балет «Трапеция» был заказан композитору в 1924 году Борисом Григорьевичем Романовым для его маленькой, в несколько человек, труппы, которую он вместе со своей женой Е. А. Смирновой создал в 1922 году в Берлине, труппа называлась «Русский романтический театр»[1].

Надо сказать, что эти годы ввели русский балет в моду — русские эмигранты, бежавшие от Октябрьской революции, наводнили всю Европу. Только что благополучные и весьма небедные подданные российского императора превратились в нищих эмигрантов-беженцев, у которых новая власть отобрала всё: от жилья до копившегося поколениями имущества. По Европе скиталась никому не нужная рафинированная русская интеллигенция. Однако на этом фоне выделялись балетные артисты. Балет — искусство европейское — в Европе в своем развитии претерпел огромные изменения и в конце концов вышел из академических рамок. А вот императорская труппа в России свято хранила традиции, не допуская никаких новомодных течений и реформ — просто на всякий случай, а то еще придут всякие европейские социальные нововведения. Оказался тот самый случай, когда проводимая последовательно глупость пошла на пользу — классический балет был сохранен в России, и европейцы были ошеломлены его красотой, увидев заново как новое — хорошо забытое старое.

Русский балет в Европе в 1920-х годах процветал, появлялись всё новые труппы, русские балетные педагоги были нарасхват. Правда, особо долго это счастье не продолжалось. Но русские танцовщики успели захватить этот период благополучия, чтобы хотя бы не умереть с голода и не остаться без крыши над головой.

Труппа Бориса Романова просуществовала недолго: 1922—1926 гг.[1][2], успев поставить несколько балетных спектаклей, среди которых — «Трапеция».

За музыкой Борис Романов обратился к композитору С. С. Прокофьеву, проживавшему тогда в Европе, в основном в Париже, но бывавшего и в Берлине, где и состоялась их встреча. А вскоре была заключена сделка: контракт Сергея Прокофьева с Борисом Романовым на 10 тысяч франков был подписан 22 июня 1924 года, за день до отъезда Прокофьевых из Парижа в St. Gilles, а сумма соответствовала просимой Прокофьевым в долг у С.А. Кусевицкого[3].

Классический балет уже и в России стал претерпевать некоторые изменения — в него вливались новые тенденции времени, а именно — техническое развитие, индустриализация, разработка новых движений, в том числе цирковой акробатической пластики…

Вот такой балет — в соединении академизма и новаторства — требовал от композитора Борис Романов[4].

Стиль будущего балета был найден: слияние академического балета с площадным цирком, этакий синтез хореографии с элементами акробатики, эксцентрики, пантомимы[4].

В качестве сюжетной основы сам Романов предложил использовать либретто одноактного балета на музыку Вл. Ребикова «Что случилось с балериной, китайцем и цирковыми трюкачами» — этот балет Романов поставил несколько лет назад, в сезон 1913—1914 гг. в Петербургской императорской труппе[4]. Та постановка была яркой, в ней фигурировали китайские куклы с качающимися головами, крутящиеся и переворачивающиеся клоуны на фоне цветистых декораций художника А. А. Радакова[4]. Что-то подобное и хотел повторить Борис Романов в новом балете.

Однако композитору требовалось учитывать малый состав труппы Романова — всего несколько человек.

Началась работа.

Процесс работы[править]

Процесс работы включал одновременно два произведение — и сам балет, и квинтет на его основе, которые Прокофьев тут же начал сочинять[3], а начался с того, что Борис Романов всё передумал и решил изменить сюжет[4]. Прокофьев особой радости по этому поводу не выразил, но все же подчинился. По просьбе Романова ему пришлось что-то переделывать, что-то досочинять дополнительно, от чего-то отказываться, но работа шла; он дополнил уже сочиненную музыку двумя частями: Матлотом (матросский танец) и Увертюрой[3][4] — они предназначались для балетной музыки и в квинтет не вошли.

«Пишу небольшой балет для Б. Романова, бывшего балетмейстера Мариинского театра, — делился композитор с Мясковским. — Оркеструю его для пяти инструментов и вообще рассматриваю как квинтет, ибо он состоит из 6 совершенно отдельных и оформленных частей»[3]. А позднее, в «Автобиографии», Прокофьев сообщал: «… Ради заработка я принял заказ на небольшой балет. Незамысловатый сюжет из цирковой жизни под заглавием „Трапеция“ был для меня предлогом сочинить камерную пьесу, которая могла бы исполняться без всякого сюжета…»[5][6].

Для Прокофьева его музыка к этому балета стала определенным шагом в философском направлении — «индустриальная» в духе моды музыка несла трагикомедию: с одной стороны, яркость и площадной цирк ритм — а с другой внутренняя пустота; всё веселье снаружи, внутри — трагедия. Трагедией всё и заканчивается. Критика проводила параллель балета «Трапеция» с музыкой балета «Петрушки» Игоря Стравинского; но в «Петрушке» под кукольными страстями бушуют настоящие высокие человеческие страсти, а в «Трапеции» все страсти как бы принижаются иронией композитора; неслучайно трагедия в цирковом балагане у Прокофьева происходит от «взрыва» всего-навсего… хлопушки[4].

Квинтет[править]

Одновременно Прокофьев в том же 1924 году создавал на ее основе другое произведение — Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса (соч. 39).

Партитура и инструментальные голоса Квинтета были изданы в 1927 «А. Гутхейлем»[3].

Собственно, музыка к квинтету и стала использоваться для еще нескольких постановок балета «Трапеция», коих было не слишком много[4].

Сюжет[править]

Сюжет этого короткого балета укладывается в пять сцен:

  • 1. Балерина (4:27)
  • 2. Танец грубияна (1:52)
  • 3. Прыгуны выпрыгивают. Они защищают балерину (1:28)
  • 4. Силовые акробаты — поединок. Грубиян с петардой. Общая суматоха. Взрыв (11:55)
  • 5. Похороны балерины (5:04)

Премьера[править]

Борис Романов сразу начал репетиции в своей балетной труппе «Русский романтический театр»[7]. Премьера «Трапеции» состоялась 6 ноября 1925 в немецком городе Гота (Gotha) вместе с «Вальсами Шуберта» — двумя вальсами, аранжированными Прокофьевым для того же Романова для двух фортепиано[3]. Получился единый спектакль из двух частей.

Яркого спектакля у Бориса Романова не получилось. Он хотел такого же фееричного спектакля, каким был его балет на музыку Вл. Ребикова «Что случилось с балериной», но этого не случилось. Скорее всего, причины тому были материальные: не могла его маленькая частная труппа рассчитывать на такие возможности, которые были в императорских театрах, содержащихся за счет государственной российской казны. Этот же спектакль из двух балетных частей был показан еще несколько раз — в Ганновере и, весной 1926, на гастролях труппы Романова в Турине[3].

Балет «Трапеция» продержался недолго[4].

Да и сама труппа Бориса Романова просуществовала всего несколько лет.

Постановки[править]

Постановок этого балета было не слишком много. Среди них можно выделить две:

Телефильм (1970 г.)[править]

Известной постановкой балета стал телефильм «Трапеция» (см. видеоролик), созданный в т/о «Экран», 1970; балетмейстер Н.Рыженко[7]; режиссеры: Феликс Слидовкер и Виктор Смирнов-Голованов; актеры: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Борис Барановский, Людмила Власова (вскоре после съёмок этого фильма вышла замуж за выдающегося советского танцовщика Александра Годунова, который в 1979 году во время гастролей остался в США, не пожелав вернуться в СССР; сама она тут же была задержана работниками советского посольства, а в США в это время проходили демонстрации под лозунгами «Свободу Людмиле Власовой!»; она была доставлена в Москву и стала невыездной — никаких импортных гастролей![8]; через два года через посольство был официально оформлен их развод), Виктор Смирнов, Сергей Сапожников, В. Соколова, Георгий Капитонов, Р. Авархин, М. Хейфец, Л. Михайлов[9].

Это была вторая работа балетмейстера Н. Рыженко в жанре телебалета, в 1969 года она поставила балет «Ромео и Джульетта» на музыку П. И. Чайковского[10].

Действие телефильма разворачивается в цирке, где девочка мечтает выступать в настоящем представлении[9][11], но ее встречают разные люди, олицетворяющие и добро, и зло, и зависть… Сюжет сводился к водевильнму штампу: в условной манере, с использованием масок комедии дель арте, рассказывалась своего рода вечная театральная легенда, как однажды капризную примадонну, в последний момент отказавшуюся участвовать в спектакле, успешно заменила юная, никому не известная дебютантка[6]. Всё счастливо заканчивалось.

Как ясно из краткого содержания, оно было изменено в духе установок советского времени с обязательной счастливой развязкой[4], оптимизмом советского человека и верой в светлое будущее.

А ведь Прокофьев сочинял музыку к совсем другому балету.

Спектакль «ШДИ» (2009 г.)[править]

Еще и новые постановки, более приближенные к первоначальному замыслу.

В 2009 году свою версию показал московский театр Школы драматического искусства «ПЕРСИМФАНС», балемейстер Наталия Кайдановская. Музыка использована Квинтета. Это спектакль создан в цирковой стилистике. Он поставлен в центре зала на две стороны, и зрители, смотря с противоположных сторон, видят один и тот же рисунок. Все персонажи балета, за исключением Грубияна, который является социальным типом, являются типажами цирковой арены и похожи на заводные игрушки. Трагический конец сохранен: Балерина умирает от игрушечного взрыва — хлопка лопнувшего воздушного шара[4].

Будущее[править]

Философская основа произведения наверняка будет привлекательна для следующих поколений балетмейстеров, и этот балет еще ждет своих новых воплощений.

Источники[править]