Узник (стихотворение)
Узник
«У́зник» («Сижу́ за решёткой в темни́це сыро́й...») — стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.
Написано в 1822 году во время ссылки поэта в Кишинёв. Поэт затрагивает в произведении тему свободы и несвободы, как внешней, так и внутренней.
История[править]
Стихотворение было написано в Кишенёве в 1822 году. Впервые опубликовано в 1832 году в третьей части «Стихотворений А. Пушкина»[1][2].
В ссылке, вдали от культурной жизни столицы, поэт чувствовал себя узником и жаловался на несвободу в письмах к друзьям. Также в то время А. С. Пушкин тяжело переживал разгром греческого восстания, поскольку сочувствовал грекам в их борьбе за независимость[3].
Известно, что в Кишенёве А. С. Пушкин посещал тюрьму. По предположению Д. Д. Благого, на тюремном дворе он мог увидеть прикованного орла. Вероятно также, что образ орла, содержавшегося в неволе, был почерпнут из фольклорных источников или выдуман автором[4].
Вячеслав Влащенко считает стихотворение откликом на стихотворение декабриста В. Ф. Раевского «К друзьям в Кишинёв», написанное им в тюрьме[4][5].

Анализ[править]
Направление и жанр[править]
Стихотворение написано в русле романтизма[4]. Орла можно рассматривать как образ сильной личности, противостоящей миру. Романтическое двоемирие проявлено в противопоставленных образах темницы и вольного мира (простора, стихии). Бунт против сковывающих героя рамок, а также внимание к внутреннему миру и душевным движениям также характерны для этого направления. Жанр произведения — лирическое стихотворение.
Композиция[править]
Композиция стихотворения линейная. Формально оно разделено на три строфы, а по смыслу — на две части. В первой части (первых двух строфах) описывается орёл, вторая часть (третья строфа) — воображаемая речь орла, обращённая к лирическому герою[3].
Система образов[править]
В первой строке описывается ситуация лирического героя: «Сижу за решёткой в темнице сырой». Узник видит за тюремным окном орла, клюющего мясо, который тоже находится в неволе. В крике птицы ему слышится призыв: «Давай улетим!». Орёл был вскормлен в неволе, но привычка к спокойной и сытой жизни не заглушила в нём природной тяги к свободе. «Мы вольные птицы» звучит как напоминание, что свобода является естественным состоянием человека и всего живого[3].
В стихотворении нет указания на вину узника или на его невиновность и несправедливость наказания. Из этого исследователь Вячеслав Влащенко делает вывод, что лирический герой весь мир с его ограничениями воспринимает как темницу. Это характерно для романтического героя[4].
В стихах А. С. Пушкина призыв к свободе не ограничивался пониманием свободы как отсутствия личных ограничений. Поэт желал свободы для общества, для народа[3]. В последней строфе представлен образ идеального свободного мира. Природные образы тучи, горы, моря и ветра создают картину расширяющегося простора.
Образ орла, его обращённые к герою слова, как правило, трактуются как внутренний монолог лирического героя[6].
Темы и проблемы[править]
Свобода — центральная тема произведения. Она может пониматься как личная свобода, творческая или гражданская. Также поэт поднимает ряд важных для него проблем:
- несвобода физическая (заточение), политическая (ограничение в правах) и духовная (привычка к несвободе, которая лишает человека «крыльев», заставляет смириться с ограничениями и несправедливостью). Даже если человек не в силах преодолеть внешние ограничения, дух его может оставаться свободным.
- бунт, борьба за свободу — здесь эта борьба выражается в призыве: «Давай улетим!». Орёл пробуждает в узнике желание освободиться из темницы.
Основная идея[править]
Призыв к свободе, прежде всего внутренней, — основная идея стихотворения. Какими бы непреодолимыми не казались ограничения, человеческий дух может их справиться с ними и остаться свободным.
Размер, рифма, выразительные средства[править]
Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием с усечённой последней стопой, поэт использует парную рифмовку. В первых двух строфах тон стихотворения спокойный, размеренный, но со слов «Давай улетим!» тональность меняется. Третья строфа звучит как страстный призыв, подчёркнутый восклицанием в конце и повторами: «пора... пора» и анафорой в последних трёх строфах[3]:
- Туда, где за тучей белеет гора,
- Туда, где синеют морские края,
- Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..
Язык стихотворения очень прост и лаконичен, в нём мало ярких и необычных тропов и стилистических фигур. По форме оно близко к фольклору, поэтому позже легло в основу народной песни[3].
Выразительные средства в стихотворении:
- Антитеза (противопоставление) свободы и темницы, узкого пространства и просторов, куда зовёт узника орёл;
- Инверсии, позволяющие автору делать акценты на важных словах: «Сижу за решёткой в темнице сырой. / Вскормлённый в неволе орёл молодой»;
- Аллитерация (повторение звуков «к», «кр»): «Мой грустный товарищ, махая крылом, / Кровавую пищу клюет под окном» — создаёт звуковые образы: хлопанье крыльев, стук клюва, а также усиливает зрительные образы: крови, кровавой пищи.
Примечания[править]
- ↑ А. С. Пушкин. Узник («Сижу за решёткой в темнице сырой...»). Проверено 19 ноября 2024.
- ↑ Благой Д. Д., Бонди С. М., Зенгер Т. Г., Измайлов Н. В., Медведева И. Н., Цявловский М. А. Примечания // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. — Т. 2, кн. 2. Стихотворения, 1817—1825. Лицейские стихотворения в позднейших редакциях. — 1949. — С. 1005—1205.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Рождественский, 1962
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Влащенко, 2005
- ↑ Образ «кровавой пищи», по мнению исследователя, говорит о полемике А. С. Пушкина со взглядами на свободу декабристов. Если В. Ф. Раевский хотел свергнуть царя и вернуть страну к такому виду правления, который существовал в древнем Новгороде (вече), то А. С. Пушкин понимал, что народ к полной свободе не готов. Поэт тоже мечтал о политических свободах, однако в те годы он уже осознал, что народное восстание может обернуться катастрофой для страны и большим кровопролитием.
- ↑ Другую трактовку даёт Вячеслав Влащенко, который рассматривает диалог лирического героя с орлом как диалог поэта с В. Ф. Раевским — поэтом-декабристом, сидящим в это время в тюрьме и вынашивающим идеи свержения царской власти.
Литература[править]
- Влащенко В. «Кровавая пища». Стихотворение А. С. Пушкина «Узник» и проблема его интерпретации // Литература. — 2005. — № 4.
- Кошелев В. О стихотворении Пушкина «Узник» // Литература. — 2000. — № 28.
- Рождественский В. А. Читая Пушкина. — Л.: Детгиз, 1962. — С. 159—162.
- Тудоровская Е. А. Поэтика лирических стихотворений А. С. Пушкина. — СПб., 1996. — С. 71–75.
Ссылки[править]
- Текст стихотворения на сайте Культура.РФ
Шаблон:Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Узник (стихотворение)», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|