Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Тамара Семёновна Церетели

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Церетели Тамара Семеновна»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TamaraCereteli.jpg

Тамара Семёновна Церетели (1(14) августа 1900, село Свери Кутаисской губернии[1], Грузия, Российская империя — 3 апреля 1968, Москва, СССР) — певица, исполнительница романсов.

Биография[править]

Юные годы[править]

Родилась в 1900 году в грузинской деревне Свери, в 14 километрах от Чиатура, в семье князя Симона Церетели и его жены Фатман Схиртладзе[2].

Росла она в культурной, интеллигентной семье небогатых грузинских помещиков[1].

Петь она любила с детства — выступала в семейных концертах, потом — в церковном хоре и в хоре Кутаисской гимназии святой Нины[3] (Кутаисское училище святой Нино[2]), в котором Тамара Церетели получила среднее образование[1].

В 1917 году поступила на медицинский факультет Тифлисского университета[3], но вскоре ушла оттуда, решив посвятить жизнь тому, чему хотела, а хотела она петь. И перешла в Тифлисскую (Тбилисскую) консерваторию.

Артистическая карьера началась с того, что в Тбилиси приехали известные актеры бывшего Александринского театра Е. Т. Жихарева и Н. Н. Ходотов. Играли пьесу «Нищие духом». Для спектакля потребовалась исполнительница цыганского романса «Гори, гори, моя звезда!». Режиссер спектакля И. Н. Перестиани нашел для этого никому не известную студентку Тбилисской консерватории Тамару Церетели[4][2]. Первый же успех окрылил молодую певицу. Теперь она точно знала цель своей жизни — только петь, только романсы.

До революции в Грузии на эстраде работали в основном приезжие артисты, а не грузинские женщины. Для того, чтобы пойти на эстраду и стать первой грузинской певицей[2], нужна была немалая смелость[1]. Тамара Церетели эту смелость имела. Она начала выступать.

Борис Прозоровский[править]

К этому времени из постреволюционного холодного и голодного Петрограда (бывшего Санкт-Петербурга) каким-то чудом в Тифлис удалось вырваться композитору Борису Прозоровскому[5]. Он прибыл в Тбилиси не один, а со своей ученицей Анной Орловой[2]. Борис Прозоровский и Тамара Церетели встретились — так произошло их знакомство, ставшее началом и плодотворной деятельности, а позже — и семейной жизни.

Композитор Борис Прозоровский продолжал сочинять музыку, но теперь свои произведения он посвящал и предназначал только одному человеку — Тамаре Церетели. А она стала первой исполнительницей его романсов. Первый ее сольный концерт состоялся там же в Тифлисе (Тбилиси) в 1920 году. Молодой певице было 19 лет, и одной из представленных песен стал романс «Вам 19 лет (романс)», сочиненный Борисом Прозоровским на стихи другой певицы Елизаветы Белогорской[5][6]. Впрочем, стихи привлекли только своим названием, они были грустные, о несчастной любви, а в жизни Тамары Церетели и Бориса Прозоровского все складывалось счастливо. Первый концерт прошел настолько удачно, что решил всю остальную жизнь: Тамара Церетели оставила учебу в консерватории и стала выступать с романсами Бориса Прозоровского дальше. И последующий успех доказал правильность этого решения.

Некоторые биографы утверждают: в 1923 году они вместе, уже семейной парой (в гражданском браке) прибыли в Москву[5].

Есть и другие источники. Борис Прозоровский отбыл в Москву в 1922 году и уже оттуда позвал Тамару Церетели; а она, оставшись в Тбилиси, вышла замуж за Николоза Татишвили, и, став семейной дамой, не могла вырваться в другой город[2]. Неожиданно выяснилось, что муж Тамары Церетели — товарищ по гимназии Бориса Прозоровского[2], и узнали они об этом, когда Николоз Татишвили был в Москве в командировке и там случайно на улице встретился с Борисом Прозоровским и узнал, что его жена выступала с произведениями его детского товарища. Удивлениям с двух сторон не было конца. Хорошо отметив встречу, они тут же телеграфировали Тамаре, чтобы та выезжала в Москву.

В 1923 году Тамара Церетели прибыла в Москву[3][5]. В том же 1923 году состоялся ее дебют на сцене Малого зала Московской консерватории, аккомпанировал Борис Прозоровский. Своим исполнением старинных русских и цыганских романсов она покорила москвичей, назвавших ее второй Варей Паниной[3].

Решилась и дальнейшая личная жизнь ее с Борисом Прозоровским. По моде времени они были гражданской семьей.

Популярность молодой певицы стремительно росла. Ее приглашали в другие концертные залы, она много гастролировала; рос и ее репертуар: помимо романсов Бориса Прозоровского, она исполняла произведения и других композиторов. Она сразу отказалась от оперных партий — ее стезей стала эстрада: русские и цыганские романсы, грузинские, русские народные и новые советские песни: и революционные песни, и песни гражданской войны[1]. Но главным оставались романсы. Популярность романсов в ее исполнении была огромной, ее репертуар очень быстро оказывался востребован и другими певцами; романсы исполнялись всюду в начале 1920-х годов, мода на них оказалось такой, что какие-то фразы из них перешли в словесные выражения русского языка, например, Вернись, я всё прощу из одноименного романса или Разошлись, как в море корабли из романса «Корабли».

Казалось бы, впереди только слава и счастье. Оказалось — не так…

Репрессии[править]

Советская власть романсы не жаловала, а скоро вообще объявила их мещанским искусством. Но и этого оказалось мало: романсы были признаны идеологическим врагом социалистического государства, требовавшего не лирических излияний, а бравурных маршей и песен, зовущих «строить и жить». Интеллигентная тонкая музыка Бориса Прозоровского была названа вредной для советской страны. В 1925 году композитор был на три года выслан из Москвы[7].

По одной версии, Тамара Церетели эти годы провела с ним[5]; вернулись в 1927-м или 1928-м.

Есть и другая версия: с Прозоровским певица не уехала, осталась «спасать» жанр с новым аккомпаниатором З. Н. Китаевым[2], с которым появились у нее и личные отношения[5].

Но возвращение Прозоровского вернуло и его музу.

И опять пару Прозоровский — Церетели встречали с триумфом[8]. Их приглашали выступать на самых престижных эстрадных площадках страны — артистические закрытые клубы[4], Московская консерватория, Колонный зал, разрешили даже зарубежные турне[5]. Однажды во время ее концерта в артистическом клубе, где зрителями были не менее выдающие артисты времени — Л. Собинов, А. Нежданова, Н. Обухова, В. Барсова… — на сцену к ней вышел один из зрителей, это был И. С. Козловский, он присоединился к ее исполнению, и они вместе, дуэтом, без всякой подготовки исполнили романс «Утро туманное, утро седое»[4].

Но это были последние годы некоторой свободы, последние годы НЭПа.

Уже в 1933 году Борис Прозоровский был арестован и отправлен на Беломорско-Балтийский канал.

Однако и на этом дело не кончилось. Композитор всего пережил три ареста[8]. Уже и так репрессированный человек был в связи с новым указом признан «социально опасным элементом <…>, способным к активным действиям», в ноябре 1937 года он был расстрелян[9]. Реабилитирован в 1957 году или, по другим данным, 29 сентября 1989 г.[8].

Тамару Церетели по какой-то причине не тронули. Всё это время она продолжала выступать и записывать песни своего репертуара на радио и на пластинки. Правда, произведения Бориса Прозоровского к исполнению были запрещены. Ей разрешали петь советские песни, но она на концертах иногда исполняла и старые романсы. Она практически спасла и сохранила этот запрещенный в те годы жанр классического романса[3]. Сохранилось множество записей, сделанных ею совместно с аккомпаниатором Зиновием Китаевым, ставшим и музыкальным обработчиком многих произведений в ее исполнении[10][11].

В годы Великой Отечественной войны Тамара Церетели участвовала в концертах для бойцов, в составе специальных артистических бригад выезжала с концертами на передовую[3].

Последние годы[править]

«Дорогой длинною», запись 1925 г.
«Не говорите мне о нем» (В.Сайко — М.Перроте)
«Уйди, совсем уйди» (Л.Дризо - В.Верещагин)
Тамара Церетели - Цветок (М.Петренко - В.Крахт)

Уже на склоне лет Тамаре Церетели было присвоено звание заслуженной артистки Грузинской ССР[4].

Всего она провела за свою артистическую жизнь более 5500 концертов[2]. В 1960 году Тамара Семёновна оставила сцену[3].

Умерла 3 апреля 1968 года (один источник называет иную дату: 4 апреля[1]). Урна с прахом Тамары Церетели была перевезена из Москвы в Грузию и перезахоронена в Дидубийском пантеоне[1][4].

Записи песен в исполнении Тамары Церетели по-прежнему копируются. Их слушают, их ставят в Интернет. Прослушать 31 песню в ее исполнении можно здесь.

Из репертуара[править]

  • Ах, я влюблён в одни глаза (А.Виленский — А.Щепкина-Куперник)
  • Вам девятнадцать лет (Б.Прозоровский — Е.Белогорская)
  • Вернись (Б.Прозоровский — В.Ленский)
  • Взгляд твоих чёрных очей (Н.Зубов — П.Железняков)
  • Время минувшее
  • Всплески моря
  • Встреча (Б.Фомин — К.Подревский)
  • Газовая косынка (Б.Прозоровский — М.Козырев)
  • Где б ни скитался я (А.Леман — В.Мятлев)
  • Глаза
  • Гори, гори, моя звезда!
  • Дорогой длинною (Б.Фомин — К.Подревский)
  • Жигули (Б.Прозоровский)
  • За гитарный перебор (Ю.Хайт — П.Григорьев)
  • Звёздочка (цыганская)
  • Измены нет (Т.Толстая — В.Старов)
  • Калитка (В. Буюкли — А. Будищев)
  • Канареечка (?)
  • Караван (Б.Прозоровский — Б.Тимофеев)
  • Когда Вас нет (М.Шишкин)
  • Когда душа полна (Л.Дризо — В.Верещагин)
  • Кольца
  • «Корабли» (Б.Прозоровский)
  • Летний сад
  • Любил я очи голубые (В.Туманский)
  • Любовь не всегда наслажденье (А.Чернявский — Цимбал)
  • Минуты жизни (Б.Фомин — П.Герман)
  • Мы только знакомы (Б. Прозоровский — Л. Пеньковский)
  • Не говорите мне о нём (В.Сайко — Перротте)
  • Не на сердце кольцо (Б.Прозоровский)
  • Не то, чтобы мне весело (А.Гончаров — М.Губкина)
  • Нет, не любил он (А.Гуэрчиа — Е.Дельпрейте/М.Медведев)
  • Нет, я вас не люблю
  • О, позабудь былые увлеченья (Т.Толстая)
  • Осенний романс (Гамалей — Л.Давидович)
  • Оставь его (?)
  • Отрада (М.Шишкин — С.Рыскин)
  • Очи голубые
  • Отчего я грущу
  • Плачет рояль (Б. Прозоровский — Е. Руссат)
  • Под клёнами (С.Кац — А.Софронов)
  • Позволь, мангэ
  • Полно, сокол (Б.Фомин — И.Финк)
  • Прощальный вальс (Б.Фомин — П.Герман)
  • Раздели ты со мной мою долюшку (А.Цейнер)
  • Снова пою (Д.Ботари — обр. и р.т. В.Семёнов)
  • Сон
  • Счастье (Б.Фомин — Л.Давидович)
  • «Уйди, совсем уйди» (Л.Дризо — В.Верещагин)
  • Утро туманное, утро седое
  • Цвела сирень
  • Цветок (М.Петренко — В.Крахт)
  • Что это сердце (Я.Пригожий)
  • Я не люблю тебя
  • Я не могу любить (З.Китаев)
  • Я старше вас (Б.Фомин — Б.Тимофеев)

Фильм «Русский Романс…»[править]

Фильм Елены Семёновой «Русский Романс. Лики белогвардейского жанра. Борис Прозоровский». Для увеличения просмотра: нажать клавишу Ctrl + повернуть колесико мышки.

Русский Романс. Борис Прозоровский. Часть 1.
Русский Романс. Борис Прозоровский. Часть 2.
Русский Романс. Борис Прозоровский. Часть 3.


Источники[править]