Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Церковь Николы Явленного на Арбате (Москва)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Церковь Николы Явленного. Литография из альбома А. А. Мартынова и И. М. Снегирева «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» (тетрадь 2. М., 1846—1860)
Прогулка по Арбату (Москва) / Walk along the Arbat (Moscow): 1900s. Фотографии Старого Арбата 1900-х годов. На времени 1:45 – появляется фотография церкви.

Церковь Николы Явленного на Арбате или церковь Николая Чудотворца (1593—1931) — московский храм православной церкви; церковь находилась в Москве на углу Арбата и Серебряного переулка. Ныне не существует.

Вход в саму церковь был с Серебряного переулка, а обширный двор уходил вглубь переулка, параллельно Арбату и сразу за ним, туда же выходили задние дворы ныне арбатских домов 12 и 14 — тогда это было единое строение (в начале XVIII в. владение на месте домов 12—14 по Арбату принадлежало Ф. С. Манукову — деду будущего полководца А. В. Суворова, и сам великий полководец России, будущий генералиссимус родился в этом месте[1]). С этим храмом связан огромный пласт в истории Москвы и России.

Сей храм в течение многих лет считался одной из самых известных московских церквей.

Начальный этап[править]

По преданию, церковь была построена по распоряжению Бориса Годунова в 1593 году[2] на углу Арбата и Серебряного переулка, в месте изгиба Арбата, поэтому просматривалась с обеих сторон улицы. Храм был посвящен Николаю Чудотворцу. Святой Николай Чудотворец особо почитался на Руси с древних времен, и больше всего храмов посвящались ему[3][4][5], даже неподалеку от этой церкви были построены еще две в честь Николая — на Песках (снесена в 1932 или 1933 г., ныне Средний Николопесковский переулок) и на Плотниках (впервые упоминается с 1625 года, снесена в 1932 году; ныне Плотников переулок, на месте церкви в ХХ веке был построен жилой дом с магазином на первом этаже).

Внутри храма Николы Чудотворца был образ святого, и эта икона являла чудо исцеления больным — поэтому церковь получила в народе прозвание Николы Явленного по явленному от иконы чуду исцеления[6]. Это название за храмом закрепилось.

В 1593 году Борис Годунов еще не был провозглашен государем, однако занимал очень высокий пост при дворе своего шурина — царя всея Руси Фёдора Иоанновича, за которого сумел выдать замуж свою сестру; должность Бориса Годунова в ту пору и называлась скромно, но ясно — правитель.

Впрочем, является ли действительно строителем церкви сам будущий царь Борис — точно неизвестно, источники сами этого не утверждают. Правда, есть сведения, что в 1600 году (а даты того времени очень приблизительны) царь Борис Годунов повелел отстроить церковь Николая Чудотворца в камне[7]. Храм стал типичным посадским храмом годуновской эпохи[2]. Арбат этого времени еще был московским посадом и только начинал оформляться в улицу в современном понятии этого слова и в ее современных пределах.

Существуют и другие, не менее значимые мнения: со ссылкой на Актовые книги XVIII столетия. С. 167, сайт Общества церковных звонарей, пишет: «Храм свт. Николая Явленного, как и церковь Рождества Богородицы в Бутырках, был возведен на средства одного из стрелецких полков, а именно „Афанасьевского полка Чубарова“»[8], еще в XVII веке рядом с церковным двором находилась съезжая изба стрелецкого полка, а сам двор называли «монастырем церкви Николая Чудотворца Явленного»[8].

Какие из сведений о постройке церкви правильны, сказать сложно, начальная история храма теряется в веках.

Очень скоро церковь Николая Угодника на Арбате оказалась в центре самых крупных исторических государственных изломов и стала усыпальницей многих именитых людей времени.

17 век[править]

А время начиналось в государстве тяжелое, названное впоследствии смутой: неожиданная смерть царя Бориса; приход одного Лжедмитрия; приход еще одного; а потом и третьего; «выкликание» на русский трон боярина Василия Шуйского; Семибоярщина; приглашение на царствие польского королевича Владислава, старшего сына польского короля Сигизмунда III; война с поляками, избрание Романовых…

По ходу дела и государственных изменений в середине XVII века в церкви были надстроены луковичная глава и придел[2] (см.иллюстрацию вверху справа).

Поход королевича Владислава[править]

В 1617 году польский королевич Владислав, поначалу приглашенный в Смутное время на русский престол и решивший за него побороться, прислал войска под предводительством гетмана Сагайдачного, которые дошли до Арбата и здесь же расположились. Однако были отброшены от московских стен — это стало первой победой Романовых. Случилось событие в ночь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после чего в храме Николы Явленного был освящен Покровский придел[6].

Встреча гроба Василия Шуйского[править]

В июне 1635 года москвичи встретили из Польши гробы поверженного царя Василия Шуйского, его жены и брата Димитрия. Недолгий царь еще в сентябре 1610 был выдан и вместе с семьей и братьями полякам, и вся его семья находилась в плену у короля Сигизмунда III. Бывший царь умер 12 сентября 1612 года в заключении в Гостынинском замке недалеко от Варшавы, через несколько дней там же умер его брат Дмитрий.

В 1635 году по просьбе русского царя Михаила Фёдоровича Романова останки Василия Шуйского и его семьи — жены и брата Дмитрия были возвращены поляками в Россию и похоронены в Архангельском соборе Московского Кремля[9][10]. Дорога к захоронению царя-неудачника Василия IV шла к Кремлю через Арбат. Остановились у церкви Николая Чудотворца.

Вот так описывает это событие С. М. Соловьёв в «Истории России»:

«Король прислал атлас золотный турецкий да кружева кованые золотные, да гвозди серебряные, велел гроб царя Василия обить, на гроб князя Димитрия прислал бархат зеленый, а на княгинин гроб — камку зеленую, и отпустил король тела с великою честию, но сенаторам и ближним королевским людям за этот отпуск дано соболей на 3674 рубля. 10 июня с утра в Кремле московском загудел реут, и народ повалил к Дорогомилову навстречу телу царя Василия. От Дорогомиловской слободы до церкви Николы Явленного на Арбате тело несли на головах дети боярские из городов, а за телом шли Рафаил (епископ Коломенский), архимандриты, игумены и протопопы, которые были назначены встречать тело в Вязьме; за телом шли послы, князь Львов с товарищами. У церкви Николы Явленного встречал тело Павел, митрополит крутицкий, и новоспасский архимандрит Иосиф, с ними всех церквей деревянного города попы и дьяконы со свечами и кадилами; тут же встречали бояре, князь Сулешов да Борис Михайлович Салтыков, да окольничий Михайла Михайлович Салтыков в смирном (траурном) платье; служилые люди, гости и купцы, встречавшие вместе с боярами, были также все в смирном платье. От Николы Явленного тело несли в Арбатские ворота Вздвиженкою к Каменному мосту (через Неглинную в Кремль) дворяне московские на плечах»[11][12].

Вклады царской семьи[править]

Храм Николая Явленного пользовался особым вниманием со стороны царской семьи: в 1630-е годы царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева (вторая супруга Михаила Федоровича Романова) весьма почитала чудотворную икону Святителя Николая, прославившуюся чудесами в этом храме. Ее сын — будущий царь Алексей Михайлович (родился в 1629, на троне в 1645—1676; второй русский царь из династии Романовых, прозванный Тишайший) тоже заботился об украшении храма и немало одаривал его. На средства царского дома был отлит колокол. Как следует из надписи на нем, колокол отлили в 1630-е годы, а в 1638 году «Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович… и его Царица Великая Княгиня Евдокия Лукиановна и их государские дети… сей колокол велели дать к церкви Николы Чюдотворца Явленскаго, что за Арбатскими вороты, лета 7146 (1638) году»[8].

18 век[править]

Храм Николы на Арбате не обходили своим вниманием не цари, не народ. Это был храм поистине всех православных.

Здесь молилась императрица Елизавета Петровна (1709 — 25 декабря 1761 / 5 января 1762). По свидетельству современников, она любила эту церковь и, когда бывала в Москве, приходила в ней помолиться, служила панихиды над гробницею Василия болящего, скончавшегося 7 ноября 1727 года и погребенного в трапезе[13]. Она пожаловала храму святыню — список чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, прославленной исцелениями от лихорадки.

В 1761 году не столь именитый прихожанин, но все же из весьма известной семьи Дурново построил в храме придел в честь этой иконы.

В 1797 году у церкви Николая Явленного появился новый совсем маленький прихожанин — тогда ему было всего три года и звался он Петенька Чаадаев — будущего выдающегося русского философа и его старшего брата Михаила, двух осиротевших детей, забрала из Нижегородской губернии в свой дом в Москву тётка — княжна Анна Михайловна Щербатова, а дом ее находился в Серебряном переулке, по соседству с церковью Николы Явленного[14].

Позднее там же жила семья артиста П. С. Мочалова[6].

19 век[править]

1812 год стал страшным годом для Москвы. Это год тяжелой войны с Наполеоном.

Лев Николаевич Толстой при написании романа «Война и мир» досконально изучил этот период: близ храма Николы Явленного маршал Мюрат сделал остановку, ожидая донесения; здесь же Пьер Безухов намеревался убить Наполеона.

Знаменитый пожар в Москве 1812 года уничтожил почти весь город — вся Москва горела, оставляя спешно покидавших город москвичей без крова и имущества. Все полыхало, сгорела и находившаяся неподалеку от церкви Николы Явленного другая церковь — Николы на Песках. Но каким-то чудом выстояла церковь Николы Явленного, не сгорела.

После победы у стен церкви похоронили самых знатных героев войны, среди которых был и генерал Василий Васильевич Вяземский, когда-то служивший адъютантом А. В. Суворова и павший в битве при Березине в декабре 1812 года.

Послевоенная сгоревшая Москва отстраивалась заново. В 1817 году московские власти, дабы привести церковь Николы Явленного в полный порядок, приняли решение полностью разобрать сильно обгоревший храм Николы на Песках (тоже находившийся у Арбата) и отдать камень на строительство ограды церкви Николая Явленного. Однако прихожане Николы на Песках не отдали своего храма, испросили разрешения на позволение «исправить»[6] (судьба этого храма тоже незавидна — он был снесен позже, в 1933 г.[15]) Пришлось властям изыскивать иные средства. Они нашлись — с прихожанами у Николы Явленного особых проблем не было. Церковь была знаменитой и богатой.

В начале 1820-х годов при этой церкви Николы Явленного обычным хористом в хоре купца-мецената В. В. Варгина выступал будущий выдающийся русский певец Александр Олимпиевич Бантышев, именно тут его услышал и обратил на него внимание композитор А. Н. Верстовский, недавно командированный из Петербурга в Москву поднимать музыкально-театральное искусство, и привел его на профессиональную императорскую сцену в построенный в 1825 году Большой театр.

Посещал Николу Явленного Н. В. Гоголь и возносил молитву перед Ахтырской иконой (подарок храму от императрицы Елизаветы Петровны), эту икону писатель считал своей покровительницей. Более того, по некоторым источникам, он был наречен Николаем в честь святителя Николая Чудотворца по обету, который мать Гоголя дала здесь же, перед образом святого[6] — правда, этот факт не подтвержден никакими другими документами, а потому оставляем его на совести автора.

В 1836 году была перестроена трапезная церковь[13].

В 1842 году церковь была столь посещаема, что к ней пристроили обширную трапезную, но места всем прихожанам не хватало. Решили расширить храм. А еще точнее — выстроить новый, значительно больше. На это требовалось испросить разрешение митрополита, и Митрополит Московский Филарет (Дроздов), которому было послано прошение о постройке на этом месте нового храма с сохранением колокольни, дал на то разрешение.

Новое здание[править]

Московская Арбатская церковь Николы Явленного (угол Арбата и Серебряного переулка). 1881 год
Церковь Николы Явленного на Арбате, вид со двора; снимок сделан между 1900—1930 годами (направление съемки — юго-запад)

В 1846 г. прежняя церковь была разобрана и заложена новая Никольская церковь с правым приделом Покрова Богородицы, освящена 2 октября 1860 г. (см. фотографии).

Новый храм построен по проекту архитектора Н. И. Козловского (С. К. Романюк в исследовательской работе «Из истории Московских переулков» пишет: возможно, проект архитектора Н. И. Козловского[14]), а многие именитые прихожане и этого храма, и соседних не скупились в пожертвованиях. Семья Хомяковых (Алексей Степанович Хомяков), раньше проживавшая по Арбату (где сейчас дом 23) и бывшая прихожанами Николы Явленного, внесли пожертвование на храм, хотя к тому времени переселились в более просторный особняк, став прихожанами Николы в Плотниках — церкви, стоявшей на месте построенного позже дома № 45 по Арбату. Однако сам философ А. С. Хомяков даже после переезда все равно еще продолжал посещать своего духовника отца Павла Беневоленского церкви Николы Явленного (это было пешком аж на несколько минут дольше, чем к церки по новому адресу).

ХХ век[править]

К ХХ веку церковь Николы Явленного стала одной из самых богатых церквей Москвы. Она имела несколько торговых помещений, в 1909 г. при церкви же был открыт цветочный магазин, в 1910 г. она построила кирпичный жилой дом (для ориентира — в нижнем этаже этого дома через некоторое время новые советские власти разместили магазин «Оптика»)[16].

В 1910 году священником храма Николы Явленного стал отец Василий Соколов. Церковь уже славилась попечительством о бедных и особой заботой о сиротах — детях священников. К 300-летию правления династии Романовых при храме было основано братство святителя Николая, занимавшееся широкой благотворительностью и духовным просвещением, для чего было построено специальное небольшое помещение в притче в 1912 г. архитектором Л. В. Стеженским.

Фотография А. Родченко. Арбат. Церковь Николы Явленного. 1926 г.

Все изменили революционные события 1917 года. Новая советская власть изъяла из храма все ценности в рамках кампании по изъятию церковных ценностей. Случилось изъятие на Благовещение. Но храму ещё была оставлена чудотворная икона святителя Николая, за что настоятель Василий Соколов особо поблагодарил членов комиссии. Благодарность не помогла — скоро Ревтрибунал приговорил священников, в том числе и Василия Соколова, к расстрелу. Священник Василий Соколов причислен к лику святых; память 13 мая[6].

В 1931 г. церковь вместе с колокольней была снесена новой атеистической властью.

На месте же снесенного храма собирались строить ведомственную поликлинику Наркомата обороны, но с поликлиникой не сошлось — остановились на постройке типового здания школы — московская общеобразовательная школа № 73, — которая приняла первых счастливых советских учеников только в 1937 г.[16], а там, где стояла колокольня, оставался пустырь. А школа № 73 в 1960 году была преобразована в Вечернюю школу общего музыкального образования № 2 Киевского района, а потом и вовсе переехала на Кастанаевскую улицу[17]

Одно время в планах бывшего московского мэра Ю. М. Лужкова было намечено на период с 2009 по 2011 гг. на улице Арбат восстановить колокольню и храм Николая Явленного[18].

Источники[править]

  1. АРБАТ. Один километр Москвы
  2. 2,0 2,1 2,2 ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ ЯВЛЕННОГО НА АРБАТЕ
  3. Святой Николай Чудотворец
  4. Святитель Николай Чудотворец
  5. С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913, стр. 492
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Улица трех Никол
  7. Достопримечательности, известные личности, люди Москвы, Петербурга // Борис Годунов
  8. 8,0 8,1 8,2 ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ
  9. Василий IV Шуйский
  10. Краткая история русских правителей
  11. С. М. Соловьев. История России с древнейших времен
  12. Сергей Михайлович Соловьев. История России
  13. 13,0 13,1 Церковь Николая чудотворца Явленного, что на Арбате (Отрывок из книги И. К. Кондратьева «Седая старина Москвы»)
  14. 14,0 14,1 Романюк С. К. Из истории Московских переулков
  15. Храмы Арбата
  16. 16,0 16,1 ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ ЯВЛЕННОГО НА АРБАТЕ Арбат, пустырь позади промежутка между домами 14 и 16
  17. О школе
  18. Музей Арбата откроется в «Доме с привидениями». Что намечено сделать на пешеходной улице в период ее реконструкции в 2009—2011 годах