Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Церковь Николая Чудотворца в Плотниках

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Москва. Церковь Николы в Плотниках, на Арбате. 1882 год

Церковь Николы в Плотниках (начало 17 века — 1932[1]) — православная церковь, находилась в Москве на углу Арбата (соответствует современному адресу: Арбат дом 45) и Плотникова переулка (соответствует современному адресу: Плотников переулок дом 24).

Начальный период[править]

Впервые церковь упоминается в документах 1625 года[1][2]. Возможно, что это и был год ее постройки[3].

Соорудили ее жители небольшой слободы «государевых плотников». История её такова. После Смутного времени и очередного пожара начала 17 века Москва начала заново строиться; выросла нужда в плотниках — даже новому государю, царю Михаилу Фёдоровичу — первому Романову негде было нормально по-царски поселиться в Кремле, всё надо было заново отстраивать. Так на Арбате — тогда пригород Москвы — появилась обширная слобода дворцовых плотников[3], они и выстроили деревянную церковь Николая Чудотворца, постепенно получившую прозвание Плотницкой (в Плотниках).

В 1670—1677 годах церковь была перестроена в каменную одноглавую. «Каменный Никола с главным Троицким престолом был построен в по грамоте патриарха Иоакима и значился „в Плотнической слободе“, что свидетельствует в пользу версии о плотниках, живших тут в пик расцвета арбатских дворцовых слобод»[3]. Трехъярусная колокольня датирована 1771 годом. За годы существования к церкви неоднократно пристраивались престолы, трапезные и приделы (придел Николая Чудотворца выстроен в 1692 году, Св. Троицы — в 1700[1], придел Балыкинской Божией Матери — в середине XIX века).

В XVIII веке у церкви Николы в Плотниках расположилось владение боярина Василия Ивановича Стрешнева (1707—1782) — государственного деятеля, камергера, сенатора, одного из родственников Евдокии Стрешневой, второй жены царя Михаила Федоровича; сразу по свадьбе захудалый род Стрешневых вошел в фавор[3].

XIX век[править]

Этот храм помнил маленького А. С. Пушкина. В начале 1807 года семья будущего поэта жила в Кривоарбатском переулке — как раз в приходе храма Николы в Плотниках, и маленький Пушкин был его прихожанином, что осталось в записях исповедных книг[3]. Чуть позже среди прихожан Николы в Плотниках была семья славянофильского философа А. С. Хомякова (1804—1860), хотя духовником самого А. С. Хомякова остался отец Павел Беневоленский из храма Николы Явленного на углу Арбата и Серебряного переулка, стоявшего неподалеку, на другой стороне Арбата, где ранее проживали Хомяковы по адресу Арбат, дом 23[3]; тем не менее остальные члены его семьи при перемене адреса предпочли ходить поближе, к Николе в Плотниках, причем даже подружились с ее священником: «Узнав, что жена священника больна чахоткой, Хомяковы подарили ей упитанную корову, чтобы у нее всегда было парное молоко»[3]. В этом же храме был крещен сын Хомяковых, Николай, крестным отцом которого стал Николай Васильевич Гоголь.

ХХ век[править]

Однако этот храм не был столь богат, как находившаяся неподалеку Церковь Николы Явленного на Арбате, буквально ломившаяся от дарений и к началу ХХ века считавшаяся одним из самых богатых и известных православных храмов.

И. И. Фудель. Фотография. Москва, 1910-е гг.

В начале ХХ века церковь Николая в Плотниках на Арбате представляла собой маленький и бедный приход: весь приход храма Св. Николая Чудотворца в Плотниках составлял 30 домов, населенных главным образом купцами и интеллигенцией[4]. Туда, в этот приход, получил распределение, причем по собственному почину, протоиерей и общественный деятель Иосиф Иванович Фудель (25.12.1864 (6.1.1865), Коломна? — 2(15).10.1918, Москва), до того служивший священником в Бутырской тюрьме[5][6]; он был религиозный писатель и публицист, подготовил к изданию собрание сочинений выдающегося русского мыслителя К. Н. Леонтьева[4]. Отец Иосиф сделал очень много для помощи своим прихожанам, собирая пожертвования для бедных своего прихода и помогая другим, в том числе принимал участие в помощи для голодающих Поволжья. В 1908 г. о. Иосиф начал совершенно новое дело для приходской жизни в России — издание своими силами и средствами журнала «Приходский вестник» — журнал издавался в 1908—1912 и 1914—1915 гг., рассылался по квартирам всем прихожанам церкви и отражал разные стороны жизни прихода[4]. Горячо откликнулся Иосиф Иванович Фудель на помощь раненым в Первой мировой войне — 8 сентября 1914 года при церкви Николы в Плотниках открылся лазарет. За два года войны в лазарете при церкви лечились 222 человека[4]. После Октябрьского переворота сын Иосифа Ивановича Фуделя, Сергей Иосифович, тоже религиозный публицист, неоднократно арестовывался, а его сын Николай Сергеевич Фудель стал автором нескольких исторических романов, работая под псевдонимом Плотников (в честь Плотникова переулка, где провел детство в квартире деда), заведовал филологической кафедрой в МИСиСе[5].

В годы Октябрьской революции настоятелем храма Николы в Плотниках был протоиерей Владимир Воробьев, дед современного священника Владимира Воробьева, нынешнего ректора Свято-Тихоновского богословского института. Советская атеистическая власть церкви не любила, зато проявляла явно нежные чувства к церковным богатствам — дарениям от прихожан.

Вскоре священник был арестован. Пока он находился под арестом, в Никольско-Плотниковом храме служил иеромонах Варлаам (в 1937 году расстрелянный на Бутовском полигоне; причислен к лику святых, память 20 февраля). Однако в марте 1925 года Владимир Воробьев был освобожден из тюрьмы. Даже стало казаться, что трагедии остались позади.

С 1927 года близ Николы в Плотниках жил русский живописец М. Н. Нестеров, ставший его прихожанином; художник подарил в храм Распятие своей работы[3].

Некоторое время прихожанином и даже алтарником церкви был известный механик Н. Н. Бухгольц[7].

В 1929 храм закрыт[1], а потом в 1932 году снесен. Протоиерей Владимир Воробьев погиб в 1940 году в заключении.

А в 1935 г. на этом месте возведен пятиэтажный многоквартирный жилой дом (архитектор Л. М. Поляков), куда поселили потомков Александра Сергеевича Пушкина и Льва Николаевича Толстого, окружив их особым почетом, а также там получили квартиры: архитектор В. Г. Гельфрейх, полярник И. Д. Папанин (правда, до своей исторической деятельности полярника он проводил другую — расстрельную в бригадах чекистов, и за какую из них квартира стала наградой — неизвестно[8][9]), писательница М. С. Шагинян, переводчик на русский язык пролетарского гимна «Интернационал» А. Я. Коц[10][3] — все товарищи проверенные и надежные. На первом этаже разместили один из отделов продуктового магазина «Диета».

Источники[править]