Школа-парк

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Парк-школа, или школа-парк (полное название «Образовательный парк открытых студий») — образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (19272005). Ее экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на базе московского НПО «Школа самоопределения» (19952007; О. М. Леонтьева, Т. С. Шагова)[1] и на базе екатеринбургских школ № 95 и 19 (1993—2003; А. М. Гольдин)[2]. В настоящее время проект развивается в Подмосковье, Санкт-Петербурге, на Украине.

Когнитивная парадигма[править]

Образовательная система «Школа-парк» основана на модели знания-органа[3], в которой развитие знания происходит в ходе сложного взаимодействия индивида с культурной, информационной и предметной средой. Содержанием образования является совокупность способов деятельности индивида, приводящая к развитию его знания-органа (усложнению предметностей этой деятельности, то есть индивидуальной картины мира и наружной сферы деятельности).

В таком подходе преодолевается социоцентризм, то есть понимание культуры как надличностного «взрослого» феномена, подлежащего «усвоению» или «присвоению» ребенком. В противоположность традиционному классно-урочному представлению о содержании образования как о некоем «учебном материале» (будь то «основы наук», накопленные старшими поколениями способы дискурсивной и предметной деятельности или априорно отобранные взрослыми «базовые компетентности») в школе-парке содержанием образования является система способов и предметностей совместной деятельности учащихся и педагогов, направленной на увеличение членораздельности индивидуальной картины мира, усложняющаяся в ходе своей реализации.

Организация образовательного процесса[править]

Организационно школа-парк — это набор, или парк, открытых разновозрастных студий. Под студией понимается свободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения. При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихся учителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны — образовательными потребностями учеников. Таким образом, состав студий не является постоянным, он меняется, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг.

Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является ее постоянным членом (членом «команды»), либо клиентом, либо посетителем (гостем). Таким образом, все учащиеся парк-школы добровольно распределяются по студиям в качестве постоянных членов. Каждый ученик является постоянным членом одной студии (но может изменить этот выбор в любое время); в качестве клиента или гостя он может посещать любые студии без ограничений.

Каждая студия в течение недели или дня работает в двух режимах: в закрытом, только со своими постоянными членами, и в открытом, для клиентов и гостей. Разница между клиентом и гостем состоит в том, что клиент активно участвует в работе студии, в то время как гость лишь наблюдает за ее работой. Кроме того, у каждого учителя существуют «выращенные» им из постоянных членов студии подмастерья — ученики, активно помогающие ему в работе с другими постоянными членами или клиентами. Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии — из посетителя стать клиентом, затем постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону.

Парк-школа работает 5 или 6 дней в неделю, причем занятия организуются блоками по 2-3 академических часа, соответственно 3 или 2 блока в день. Составляется учебный план, где недельный бюджет времени, обеспеченный финансами, распределяется между студиями (понятно, что у учебного плана парк-школы и у традиционного школьного учебного плана общее только название — учебный план школы-парка лишь распределяет время между студиями, никак не детерминируя «обязательные» недельные объемы посещения студий учащимися в зависимости от классов — последних в школе-парке попросту нет), и график работы студий, определяющий время и место работы каждой студии в течение недели. График составляется так, что во время каждого блока одновременно работает несколько студий; при этом в нем отражается работа каждой студии в двух режимах: на некоторых блоках — только для своих постоянных членов, в закрытом режиме, на остальных блоках — в открытом режиме обслуживания клиентов и гостей.

Копия графика работы выдается каждому ученику парк-школы. Он обязан ежедневно ходить в школу, но какие именно студии выберет ученик для своей работы — он решает сам, причем этот выбор каким бы то ни было учебным планом, расписанием занятий, списком «обязательных предметов» и тому подобными документами не регламентируется. Исключением, естественно, является деятельность студий в закрытом режиме, когда все ее постоянные члены обязаны участвовать в работе.

Содержание образования[править]

Из принципа открытости студий следуют следующие параметры образовательного процесса парк-школы:

  • Состав студий на каждом занятии является переменным и разновозрастным. Учитель, собираясь утром на работу, не знает заранее, кто придет к нему сегодня в студию (кроме единственного случая, когда студия работает в закрытом режиме) и чем они будут заниматься.
  • В этих условиях «проходить школьные программы» становится попросту невозможным — мало того, что все дети разного возраста (и с разным личным знанием), так еще и любой ребенок может в любой момент как подключиться к работе студии, так и «выпасть» из нее. Именно поэтому в студии возможны только способы работы, востребующие разновозрастность и делающие возможными свободный вход в студию и выход из нее в любое время.
  • Учитель в принципе не может написать заранее «план урока»; он фиксирует итоги работы (личные учебные достижения каждого ребенка) после занятия. Таким образом, перспективное планирование традиционной школы в парк-школе заменяется ретроспективным анализом.

Таким образом, в студиях не изучаются какие бы то ни было учебные программы; содержанием ее работы является повышение членораздельности восприятия окружающего мира (в предметной области, соответствующей профилю студии) каждым учащимся — обучение, которое О. М. Леонтьева назвала фрактальным[4]. Оно организуется в различных видах совместной деятельности учащихся разных возрастов и учителя; главное, что отличает его от традиционного обучения — принципиально иная цель. Если целью подавляющего большинства образовательных систем является усвоение учащимися определенной образовательной программой «системы знаний» (пусть не в готовом виде, не репродуктивно, а в более тонких образовательных технологиях), формирование у них заданных заранее умений и навыков, то цель фрактального обучения — увеличение членораздельности, или фрактальности, индивидуальной картины мира каждого учащегося.

Принципиально отличающимися от традиционных являются и способы работы в студиях, разработанные М. А. Балабаном и детализированные в ходе экспериментальной апробации образовательной системы.[5] Основными являются активное молчание, направляемое чтение, антиципационное чтение, неспецифическое чтение, неспецифическая классификация, модальная классификация, лабораторные туры, обзорное чтение, обращенное чтение, обращенный пересказ, метод проектов.

Аттестация учащихся[править]

В условиях фрактального обучения в открытых разновозрастных студиях бессмысленной является любая аттестация учащихся, понимаемая как сравнение их личных, индивидуальных знаний с эталонами или измерение этих знаний по стандартным шкалам. Поэтому в парк-школе все виды аттестации (кроме итоговой, которая пока, к сожалению, обязательна) заменяются резюме личных достижений учащегося в студиях; эти резюме не несут оценочной нагрузки и не калибруют личные достижения по каким бы то ни было стандартным шкалам. Естественно, что в конце своего обучения в школе-парке все ее выпускники проходят стандартные процедуры итоговой аттестации и получают стандартные документы об образовании.

Первые результаты экспериментальной апробации образовательной системы[править]

Практическую апробацию образовательной системы «Школа-парк» начала в 90-е годы дочь Милослава Александровича Балабана О. М. Леонтьева — сначала в подмосковном Нахабино, а затем и в московском НПО «Школа самоопределения» под руководством А. Н. Тубельского, где опытно-экспериментальная работа закончилась в 2007 году.

Параллельно с О. М. Леонтьевой работа по освоению образовательной системы «Школа-парк» на практике началась в Екатеринбурге под руководством А. М. Гольдина на базе общеобразовательной школы № 95. В 1993 году в этой школе была создана разновозрастная студия математики, а с 1 сентября 1995 года было создано структурное подразделение «Парк-школа» на правах городской экспериментальной площадки. В ноябре 1998 года парк-школе был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки (приказ Минобразования России от 16.11.1998 № 2826). С 2001/02 учебного года работа была перенесена в среднюю общеобразовательную школу № 19 Екатеринбурга и в 2003 году завершена в связи с полным выполнением программы эксперимента.

С 1998 по 2002 годы проводился углубленный мониторинг эксперимента и экспертиза его результатов, в основном экспертами сети федеральных экспериментальных площадок «Эврика». Интерес представляет также комплексная гигиеническая оценка, проведенная Уральской государственной медицинской академией и Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Екатеринбурге. Ход и результаты эксперимента обобщены в публикациях в педагогической печати. По итогам анализа этих результатов приказом Минобразования России от 04.03.2002 № 691 федеральная экспериментальная площадка «Школа-парк» была включена в Федеральную программу развития образования по направлению «Авторские экспериментальные школы».

Обобщенно результаты апробации образовательной системы «Школа-парк» в Екатеринбурге в 1993—2003 годах сводятся к следующему[6].

  1. Учащиеся и выпускники школы-парка по сравнению с контрольной группой показывают несколько более высокие показатели по таким параметрам, как интеллектуальная лабильность и креативность, и существенно более высокие уровни познавательной активности и организации самостоятельной учебной деятельности.
  2. Стандартные процедуры итоговой аттестации выпускники парк-школы проходят с немного более высокими результатами, чем выпускники контрольной группы, однако различия не столь существенны, что дает основания утверждать лишь, что стандартные орудийные знания парк-школа формирует не хуже традиционной классно-урочной.
  3. У учащихся парк-школы существенно лучше, чем у учащихся контрольной группы, обстоит дело с физиолого-гигиеническими показателями: отмечается тенденция к улучшению самочувствия к концу учебного года, улучшаются показатели неспецифической резистентности организма, положительна динамика работоспособности.

Конечно, делать окончательные выводы по результатам одного исследования некорректно, тем более что классно-урочная и парк-школа направлены на достижение совершенно разных целей. Еще ждет своего решения проблема выработки методологии и критериев сравнения различных по своей парадигме и целям образовательных систем, пока же можно лишь сказать, что образовательная система «Школа-парк» имеет полное право на существование и развитие параллельно господствующей классно-урочной системе.

Источники[править]

  1. Леонтьева О. М. Деятельностная взаимооценка как условие становления инновационной образовательной системы «паркового» типа: Дис. … канд. пед. наук. — М., 2001.
  2. Гольдин А. М. Образовательная система «Школа-парк»: теория и практика. — Екатеринбург: Полиграфист, 2002.
  3. Балабан М. А. Лингвистические данные в автоматизированных системах. — М.: Изд–во МГУ, 1985.
  4. Леонтьева О. М. Фрактальное обучение: вместо «прохождения» программ — членораздельность восприятия окружающего мира // Школьные технологии. — 1998. — № 1. — С. 137–141.
  5. Гольдин А. М. Образовательный парк: Основные принципы организации и содержание деятельности. — Екатеринбург, 2008.
  6. Гольдин А. М.. Образование 2.0: модный термин или новое содержание? // Вопросы образования. — 2010. — № 2. — С. 224–237.

Литература[править]

  • Балабан М. А. Опыт макролингвистической интерпретации некоторых психолингвистических экспериментов // Уч. зап. Моск. обл. пед. ин–та им. Н. К. Крупской. — Т. 234 (1969). — Вып. 23. — С. 13–35.
  • Балабан М. А. Лингвистические данные в автоматизированных системах. — М.: Изд–во МГУ, 1985.
  • Балабан М. А. Школа-парк: школа свободы и выбора // Первое сентября. — 1997. – 18 марта; 25 марта.
  • Балабан М. А. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков. – М.: Первое сентября, 2001.
  • Бирюкова Г. А., Мойсенко А. В., Шагова Т. С. Школа-парк. Москва: первая экспертиза // Первое сентября. — 2002. — № 58. — С. 6.
  • Гольдин А. М. Опыт организации «парк-школы» // Педагогика. — 1998. — № 8. — С. 112–114.
  • Гольдин А. М. К построению модели знания в парадигме М. А. Балабана // Вопросы психологии. – 2002. — № 1.
  • Гольдин А. М. Образовательная система «Школа-парк»: теория и практика. – Екатеринбург: Полиграфист, 2002.
  • Гольдин А. М. Образование 2.0: взгляд педагога (Электронный ресурс) // Компьютерра Online: электрон. журн. — 2009. — 6 янв. (Дата обращения: 22.02.2009).
  • Гольдин А. М. Образование 2.0: модный термин или новое содержание? // Вопросы образования. — 2010. — № 2. — С. 224–237.
  • Леонтьева О. М. Фрактальное обучение: вместо «прохождения» программ — членораздельность восприятия окружающего мира // Школьные технологии. — 1998. — № 1. — С. 137–141.
  • Леонтьева О. М. Школа-парк сегодня и в будущем //Балабан М. А. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков. – М.: Первое сентября, 2001. – С. 191–204.
  • Леонтьева О. М. Деятельностная взаимооценка как условие становления инновационной образовательной системы «паркового» типа: Дис. ... канд. пед. наук. — М., 2001.
  • Леонтьева О. М. Деятельностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2007. — № 2. — C. 83–96.
  • Селевко Г. К. Школа-парк (М. А. Балабан) // Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — С. 234–236.