Борьба с басмачеством и Афганистан

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Борьба с басмачами и Афганистан

Общие сведения[править]

27 марта 1919 года советское правительство заявило о признании независимого Афганистана. Это помогло Афганистану обрести независимость от Британской империи. Как нетрудно догадаться, Афганистан вскоре стал помогать басмачам воевать против советской власти.

В апреле 1919 года афганская дипмиссия во главе с Мухаммад Вали Ханом Дарвази покинула Кабул и отправилась в Москву. По дороге Дарвази посетил Бухару, где встретился с эмиром Алим Ханом. Дарвази вручил бухарскому эмиру орден и письмо от эмира Амануллы Хана. В письме афганский король предостерег Алим Хана от выступления против большевиков, ссылаясь на то, что Афганистан не сможет поддержать Бухару.

Тем не менее, Аманулла отправил в Бухару инструкторов для подготовки войск и производства боеприпасов и дар: 6 пушек, 2 картечных орудия, 2 горных орудия и 2 короткоствольные пушки.

30 августа 1920 года из-за революции в Бухаре был свергнут и вынужден бежать из эмирата в соседний Эмират Афганистан эмир Бухарского эмирата Сеид Алим-хан. Туда же бежал Ибрагим-бек Чакабаев, один из лидеров басмачей.

Тем временем турецкий генерал Энвер Паша прибыл по приглашению большевиков в Москву в августе 1920 года с целью «поднятия Востока» на «борьбу против английского империализма». Вполне естественно, что Энвер Паша обманул большевиков. В конце октября 1921 года, имея в руках информацию о составе, численности и дислокации частей РККА в Туркестане, он принял решение поднять панисламское движение за освобождение Средней Азии от большевиков. Лишь в августе 1922 года основные силы Энвер-паши были разбиты войсками РККА, а сам он убит в бою.

В момент же появления Энвера в Бухаре, эмир Афганистана испытал сильное желание включится активно в среднеазиатскую политику, а идея Энвера Паши образовать мусульманское супер-государство, нашло отклик в афганской элите, в том числе и у Амануллы.

Весной 1922 года, когда восстание охватило большую часть современного южного Таджикистана, крупные силы афганских войск были сконцентрированы в приграничной с Бухарой частью северного Афганистана. Разведка РККА доносила:

Наблюдается большой наплыв афганских войск на афганской границе, насчитывающий 16 палтанов (600-700 солдат в каждом) пехоты, 10 000 кавалерии, 10 орудий.

7 февраля 1922 года министр обороны сипахсалар Мухаммед Надир-шах прибывает в Ханабад (провинция Катаган). Затем он провёл встречу с с Усман Ходжаевым — экс-президентом Бухарской народной советской республики, бежавшим в Афганистан с турецкими офицерами Али Ризой и Хаджи Сами 10 апреля 1922 года после неудавшегося мятежа в декабре 1921 года в Душанбе. Надир предложил им убежище в Афганистане. Затем Надир вступил в переписку с Энвером Пашой и снабжал его оружием и боеприпасами. "Мой брат, я получил твое письмо и 300 000 рупий для снабжения 1 200 солдат и 50 офицеров обмундированием", — писал Надир Энверу.

Известно о панисламистских амбициях эмира Амануллы и его намерении создать конфедерацию государств Средней Азии во главе с ним самим. Схожие взгляды разделял и Надир, желавший подчинить Афганистану Бухару.

В марте 1922 года эмир Аманулла попросил посла Великобритании в Кабуле Хэмфриса передать послание в Лондон о том, что Афганистан будет приветствовать признание Англией независимости Бухары и Хивы от Советской России. Но, Великобритания (вопреки мнению пропаганды о том, что «англо-саксы» всегда желали «развала СССР и России») отказала.

Однако, пантюркистские идеи Энвера-Паши вызывали подозрения у афганцев; им было понятно, что это приведёт к усилению сепаратизма со стороны узбеков, живущих в Афганистане. Поэтому, реальная помощь афганских властей Энверу была относительно не велика.

Нерешительная позиция афганского правительства в отношении событий в Бухаре не устраивала часть населения и духовенства Афганистана, бывшего в оппозиции режиму Амануллы. Не дождавшись официальной санкции от властей, афганские добровольцы, возглавляемые традиционными религиозными лидерами, такими как мавлави Абулхай из Пандшера были переправлены на советскую территорию. По сведениям командующего войск Бухарской группы Н. Е. Какурина, из Афганистана на помощь Энверу отправились два отряда добровольцев численностью 140 человек, вооруженных ружьями английского образца. Ибрагимбек также подтвердил, что в начале 1922 года афганцы послали Энверу две группы общей численностью 300 человек, во главе с бывшим чиновником Алим Хана Анварджаном. В апреле 1922 года афганский отряд пересек границу и воевал против большевиков около Бойсуна.

В связи с афганским вмешательством в бухарские дела в июне 1922 года Советское правительство выразило протест афганскому послу Гулам Расул Хану в форме жесткого ультиматума.

Победа РККА в Бойсуне и Кобадиане, где были разбиты отряды повстанцев в апреле 1922 года, нежелание британцев помогать Энверу, а также угроза приостановки Советским правительством оказания материальной и военной помощи, заставили Амануллу принять решение, которое оказалось критическим для Энвера и его сторонников. Ссылаясь на положения советско-афганского договора 1921 года, афганское правительство решило вывести всех афганских поданных из бухарской территории. Аманулла встретился со своим военным министром Надир Ханом на перевале Ховак. Он приказал ему отвести все войска от границы и запретил вмешиваться в бухарские дела. В июле 1922 года афганцы приказали всем своим подданным вернуться в 20-дневный срок. Надир Хан за его сотрудничество с Энвером был смещён с поста военного министра и назначен послом в Париж. Мавлави Абулхай, который был удостоен Энвером звания "шайх ул-ислом", был арестован и заключен в ханабадскую тюрьму[1].

В августе 1922 года Энвер-паша потерял в боях почти весь отряд и погиб в бою с отрядом Красной Армии при попытке уйти в Афганистан.

Тем не менее, в Афганистане укрывались главари басмачей. Например, Шир Мухаммед-бек Гази (Курширмат), который с 1920 года сумел получить официальную поддержку Кабула и затем действовал и на севере Афганистана, после разгрома в конце 1922 года — начале 1923 года ушёл в Афганистан, где поселился в Ханабаде.

Аналогично 1-й этап басмачества под предводительством Ибрагим-бек Чакабаева длился с декабря 1922 года, когда он прибыл из Афганистана и созвал в посёлке Гиссар Гиссарской долины курултай (совещание) курбашей, став, по сути, их координатором. После разгрома формирования Ибрагим-бека на советской территории в июне 1926 года, он перенёс пункты базового обеспечения своих отрядов в северный Афганистан, откуда непрерывно совершал вооружённые рейды на территорию республик Узбекистан и Таджикистан. В Афганистане, главная ставка Ибрагим-бека, сначала располагалась в Ханабаде (провинция Кундуз), затем была перенесена в Алиабад. Крупные по численности отряды Ибрагим-бека со своими семьями расселились в Талукане (Таликан), Ханабаде, Чардаре, Ак-тюбе, но в большей степени в Алиабаде. В освоенном формированием Ибрагим-бека с семьями некогда пустынного Алиабада, насчитывалось более двадцати тысячи жителей и четыре тысячи хозяйств. В 1924—1925 годах Ибрагим-бек организовал и возглавил новый поход отрядов басмачей на территорию Восточной Бухары, но к июню 1926 года был разгромлен и вынужден снова отступить в Афганистан. Основным местом размещения бежавших из Союза ССР басмачей было левобережье реки Вахш и Джиликульский район Хатлонской области, сам же он с семьёй попал под запрет правителя Афганистана Амануллы-хана посещать своих сторонников на севере страны. Весной 1931 года Ибрагим-бек во главе отряда из 1 тысячи бойцов вошёл в Таджикистан, но вскоре был вынужден отступить под ударами Красной армии. Через несколько месяцев Ибрагим-бека вынудили покинуть Афганистан, во время перехода афгано-советской границы он попал в плен и был казнён.

Несмотря на это, в 1929 году войска РККА выдвинулись на помощь афганскому эмиру, сражаясь там и против басмачей (басмачи стали союзниками Хабибуллы, свергшего Амануллу, — так басмачи отплатили афганскому эмиру за помощь и приют).

В 1931 году нескольких туркменских племён Джунаид-хан перешёл советскую границу во главе отряда из 2000 басмачей и предпринял попытку свержения советской власти в Туркмении, но отряд был разгромлен. Джунаид-хан эмигрировал в Иран, откуда позже перебрался в Афганистан.

Находясь в Иране и Афганистане, Джунаид-хан продолжал организовывать басмаческие отряды и координировать их вылазки на территорию Туркмении. В 1933—1934 годах всё ещё происходили ожесточенные столкновения частей РККА с отрядами туркменских басмачей, но со смертью Джунаид-хана в 1938 году движение прекратило существование.

Во время Второй мировой войны на границе Афганистана с СССР к 1942 году было сосредоточено от 5 до 10 тысяч вооружённых туркменских басмачей. Они имели связи с абвером. Лидер киргизских басмачей Камчи-бек с сентября 1941 года совершил ряд набегов на советскую территорию. Но в 1943 году после демарша правительств СССР и Великобритании правительство Афганистана арестовало многих басмачей, выслало из страны ряд басмаческих лидеров и конфисковало большое количество оружия, после чего деятельность басмачей прекратилась.

Источники[править]