Винета (особый отдел Министерства пропаганды Третьего Рейха)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Винета (особый отдел Министерства пропаганды Третьего Рейха, также Восточный отдел) — подразделение, отвечавшее за идеологическое и пропагандистское обеспечение нападения нацистской Германии на СССР. Отделу было дано название «Винета» по имени мифического города в устье Одера, поглощённого морем в XI−XII веках за грехи его обитателей.

Создание[править]

Отдел был создан в начале 1941 года и занимался централизованной подготовкой радиопередач, фильмов и граммофонных пластинок во избежание того, «что каждое министерство и каждое управление создает для себя отдельный штаб переводчиков с восточных языков». Отдел предназначался для подрывной работы среди населения предназначенных для оккупации советских областей, в том числе на языках народов СССР[1].

Планируя нападение на СССР, Министерство народного просвещения и пропаганды готовило систему мер и инструментов для идеологического разложения советского населения: от дезинформации, распространяемой специальными гражданскими и военными органами пропаганды, до накопления технических средств — передвижных радиостанций, типографий и др[2].

Главой Восточного отдела был назначен Эберхард Тауберт (Eberhard Taubert), возглавлявший в министерстве реферат «Антикоминтерн» и отвечавший за антисемитскую кампанию[3].

Деятельность[править]

В задачи отдела «Винета» входили перевод, подготовка и издание различных пропагандистских материалов на языках народов СССР, чтобы с переходом советской границы сразу начать радиопередачи на русском, украинском, белорусском, литовском, латышском и эстонском языках, равно как и на языках кавказских и тюркских народов. Для передовых частей вермахта готовились и печатались многотысячными тиражами листовки, брошюры, плакаты на русском и других языках. Таким образом, впервые пропаганда шла не вслед за наступающей армией, а вместе с нею[2].

Агитки миллионными тиражами[править]

Усилиями «Винеты» к нападению на СССР было изготовлено свыше 30 миллионов листовок, красочных брошюр карманного формата на 30 языках народов СССР. Среди этих агиток самый известный образчик «творчества» «Винеты» —листовка с лозунгом «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!», напечатанная тиражом 160 миллионов экземпляров для распространения по всему советско-германскому фронту[3].

«Винета» также штамповала многочисленные антисоветские киноролики и даже изготовила несколько полнометражных фильмов, с привычными для советского зрителя сюжетами, переиначенными так, чтобы показать болевые точки и несуразности советской действительности[3].

Начало вещания[править]

Первая радиопередача из Берлина на шести языках – русском, украинском, белорусском и трёх прибалтийских – прозвучала в 10 часов утра 22 июня 1941 года, за два часа до объявления Молотова о вероломном нападении Германии. Помимо этой официальной радиостанции вещание начали три, работавшие в темную, якобы от имени антисоветского подполья в СССР[3].

«Старая гвардия Ленина» вела передачи от имени уцелевших в сталинских чистках мнимых «большевиков-ленинцев», начиная и заканчивая программу «Интернационалом». Мифическая перекличка подпольных групп должна была создавать у слушателя впечатление, что в СССР существует мощное коммунистическое антисталинское подполье с отделениями в действующей армии, в Москве, Ленинграде, в крупных советских городах[3].

Близнецом упомянутой станции была другая — «За Россию», вещавшая от имени русских националистов-подпольщиков, якобы сплотившихся в СССР. Обе станции сообщали искажённые донесения с фронтов, о выдуманных восстаниях и антивоенных митингах красноармейцев и рабочих, которые якобы подвергаются массовым расстрелам, о диверсиях на предприятиях и железных дорогах, убийствах партийных функционеров с единственной целью: создать впечатление о несокрушимости вермахта и бесполезности сопротивления оккупантам[3].

Обосновывая необходимость прекратить сопротивление и сдаваться в плен, «ленинцы» утверждали, что «только в этом случае мы можем спасти наш Советский Союз и Коммунистическую партию», а националисты уверяли, что сдача германским войскам создаст условия, которые подвигнут русских людей на «борьбу против паразитного сталинского режима», чтобы «к власти пришла новая часть русского народа, которая бы спасла Россию от катастрофы»[3].

Третью тёмную радиостанцию сам Геббельс окрестил «сепаратистской» – выдавая антирусскую и антисоветскую повестку поочерёдно на 18 языках народов СССР, она призывала к развалу СССР, к созданию национальных государств под эгидой «Великой Германии»[3].

Для «винетовской» радиопропаганды в 1941 году было задействовано 35 ретрансляторов, в том числе захваченные вермахтом крупные радиоцентры в Риге, Вильнюсе, Кишинёве, Минске, Львове и Киеве[3].

Своим крупным успехом «Винета» считала создание фальшивого обращения сына Якова к И.В. Сталину: захваченного в плен солдата попросили почитать книгу для больного товарища, записав голос на магнитофонную плёнку и затем нарезав и смонтировав её так, чтобы в итоге получился нужный текст[3].

Провал тёмных вещателей[править]

Первой жертвой критического анализа, проведённого Геббельсом, уже 1 августа 1942 года стал передатчик «За Россию». «Ленинцы» протянули до декабря 1943 года, когда их с подачи советской разведки разоблачили шведские газеты. «Сепаратистская» станция была закрыта в начале 1944 года[3].

Структура[править]

К апрелю 1943 года отдел «Винета» состоял из четырёх групп[2]:

1) группа радиопередач (К. Е. Шпицляй (Жюно)) организовывала «оппозиционное» радиовещание по трём основным направлениям: «Старая Ленинская гвардия» («Радио старых большевиков»); русское националистическое и сепаратистское;

2) группа активной пропаганды (X. Гёнер, с 1944 г. — А. Мантейфель) занималась подготовкой и выпуском листовок и брошюр, а также цензурой и рецензированием печатной продукции для распространения на оккупированной территории;

3) группа переводчиков (В. Вреде) для подготовки текстов как для печати, так и для радиопропаганды;

4) группа пропаганды для военнопленных и остарбайтеров (при ней имелись артисты и различные «творческие коллективы»).

После провала блицкрига перед «Винетой» были выдвинуты новые задачи, а её структура была расширена до 12 групп[2].

Группы радиовещания и активной пропаганды были разделены по территориальному признаку: зона 1 вещала на Прибалтику, зона 2 включала русскую, украинскую и белорусскую редакции, зона 3 охватывала Кавказ и Среднюю Азию[2].

В структуре отдела появились группы персонала; финансов и бюджета; три группы радиостанции «V» и «R» («Радио старых большевиков») и передачи-инструкции для предполагавшихся и реальных сторонников-прозелитов германского «нового порядка» в СССР; служба информации и прослушки; группа работы за границей; информационного обслуживания «остарбайтеров»; обслуживания военнопленных; переводческой работы; художественное ателье[2].

Отделу было поручено обслуживание создаваемых «добровольческих» прогерманских частей из советских военнопленных. Их требовалось охватить средствами информации и пропаганды: прессой, радио, фильмами, брошюрами и т. д.[1]

Кадры[править]

Первоначально «Винета» комплектовалась белоэмигрантами разных поколений, по ходу войны пополнялась коллаборантами, в том числе военнопленными[3].

Самым большим сектором «Винеты» был русский, численностью до нескольких сот сотрудников, во главе с бывшим царским офицером Александром Альбовым. Под его началом подвизались младший брат писателя Владимира Набокова Сергей, дочь Фёдора Шаляпина Татьяна, ленинградский театральный режиссёр Сергей Радлов и его жена поэт Анна Радлова, солист Большого театра Иван Жадан, художник Виктор Остроумов, актёры московского Камерного театра Евгений Вибер и МХАТа Сергей Сверчков, заведующий кафедрой иностранных языков Киевского университета доцент Лев Дудин, журналисты Николай Лихачёв, Игорь Новосильцев. Звездой русского вещания был перебежчик Всеволод Блюменталь-Тамарин, перешедший на сторону немецких оккупантов под Москвой в ноябре 1941 года. Он работал диктором, читал воспоминания о жизни в СССР, фельетоны и политические памфлеты собственного сочинения, пародии на Сталина. Летом и осенью 1942 года он гастролировал в Киеве и в Берлине[3].

К январю 1944 года в составе «Винета» работали 932 сотрудника. Многие эмигранты и советские люди, оказавшиеся на территории, подвластной Германии, соглашались на работу в «Винете», поскольку там выдавали продовольственные карточки и весьма приличную заработную плату[3]. Так, зарплата переводчика Сергея Набокова в первый период его работы в отделе составляла 280 рейхсмарок, а уже через пару месяцев - 500[4].

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 Жуков, Дмитрий Александрович. Власовцы и нацистская пропаганда. — М., 2000. — ISBN 5-88979-075-7. — c. 30-32.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Белков Алексей Николаевич "ПРОПАГАНДА ПОМОЖЕТ НАМ ЗАВОЕВАТЬ ВЕСЬ МИР". СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОПАГАНДЫ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ И ВЕРМАХТА // Военно-исторический журнал. — 2019. — № 1.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 “Винета”: чем занималась эта служба во время Великой Отечественной войны (2021-01-13).
  4. Иван Толстой Последние годы Сергея Набокова (2021-04-11).
Runi.svg Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Руниверсалис» («Руни», руни.рф), называющаяся «Винета (особый отдел Министерства пропаганды Третьего Рейха)».
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.
Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».