Владимир Потанин как автор идеи залоговых аукционов

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Владимир Потанин как автор идеи залоговых аукционов — информация о том, что Владимира Потанина называют человеком, подавшим идею проведения залоговых аукционов и участвовавших в их проведении.

Общая информация[править]

Начиная с 1995 года СМИ публиковали много материалов, посвящённых залоговым аукционам. Так, в частности, они называли Потанина автором идеи проведения подобных аукционов после того, как на заседании кабинета министров 31 марта 1995 года Потанин предложил правительству кредит банков в 9 триллионов рублей под залог пакетов акций элитных акционерных обществ. Впоследствии сам Потанин это подтверждал, указывая, что у предложенных им аукционов было две цели — найти эффективного собственника для предприятий и привлечь средства в казну. Другие СМИ указывали, что сама идея была заимствована у «Лукойла» и банка «Империал», погасивших бюджетную задолженность нефтяной компании путём продажи прав на её акции из госпакета. Правда, вариант Потанина предполагал не просто самовыкуп акций, а трастовое управление, при котором выгода трастодержателя состоит в повышении эффективности управляемого предприятия, а значит, и стоимости его акций. В ходе залоговых аукционов 1995 года ОНЭКСИМ Банк и МФК приобрели государственные пакеты акций нефтяной компании ОАО «Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания» («СИДАНКО», 51 процент, залоговый аукцион 7 декабря 1995), РАО «Норильский никель» (38 процентов, 17 декабря 1995), ОАО «Новороссийское морское пароходство» (20 процентов, 13 декабря, с участием структур Бориса Йордана), Новолипецкий металлургический комбинат (14,84 процента, 7 декабря 1995, совместно с Владимиром Лисиным), а также ОАО «Северо-Западное пароходство» (в 1998 году проданное структуре Бориса Кузыка «Новые программы и концепции»).

«Норильский никель», по данным СМИ, был куплен за 170 миллионов долларов (по другим данным — за 180 миллионов долларов), в то время как его оборот достигал 3 миллиардов (по оценкам специалистов на 1996 год, давал до двух процентов от валового национального продукта страны). В действительности выпуск основных металлов «Норильским ГМК» в 1995 году составил 59 % от уровня 1990 года; рентабельность РАО «Норильский ГМК» снизилась с 169,8 % в 1992 году до 85,6 % в 1995 году; экономическое состояние РАО «Норильский никель» характеризовалось: критическим (выше нормативного на 50 %) уровнем износа основных фондов; дефицитом оборотных средств за девять месяцев 1995 года в 4,3 трлн рублей, кредиторской задолженностью в 6,3 трлн рублей, задолженностью по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в 2,2 трлн рублей, а также задолженностью по банковским кредитам и ссудам в 2,8 трлн рублей[1]. Кроме того, систематически на два-три месяца задерживалась выплата заработной платы, не выполнялись коллективные договоры в части гарантий социально-экономических прав трудящихся.

В апреле 1996 года Потанин правительственным распоряжением был назначен членом совета директоров РАО «Норильский никель». Несколько месяцев спустя он был избран членом совета директоров и занимал этот пост до июня 1998 года. Генеральным директором компании совет директоров РАО в июне 1996 года назначил Александра Хлопонина — соратника Потанина по МФК и ОНЭКСИМ Банку (в прессе указывали, что в 1990-е годы именно Хлопонин обратил внимание Потанина на возможность приобретения «Норникеля»).

В апреле-мае 2010 года Михаил Ходорковский в ходе заседаний Хамовнического районного суда города Москвы подтвердил, что инициатива исходила от тогдашнего первого зампреда правительства Владимира Потанина. На вопрос обвинения, откуда ему это известно, Ходорковский ответил, что слышал это лично[2].

Залоговые аукционы считаются одной из крупнейших афер в истории новой России, являются для населения страны предметом всеобщей ненависти подобно ваучерной приватизации и часто упоминаются журналистами, экономистами, общественными деятелями из так называемого патриотического лагеря. По оценке экономиста Юрия Пронько, именно Владимир Потанин в ноябре 1995 года используя свою должность в Правительстве РФ, обеспечил передачу подконтрольному ОНЭКСИМ Банку контрольного пакета РАО «Норильский никель» в ходе залогового аукциона. При этом «в залоговой афере» помимо ОНЭКСИМ Банка участвовала его «дочка» (компания «Реола») и его учредитель — банк МФК. Стартовая цена аукциона в $170 млн только один раз поднялась на «жалкие» $100 тыс. Уже после аукциона стало известно, что на него не был допущен банк «Российский кредит», готовый заплатить за акции «Норникеля» в два раза большую сумму — $355 млн[3].

См. также[править]

Источники[править]

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Бизнес-конфликты Владимира Потанина», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».