Бизнес-конфликты Владимира Потанина

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Бизнес-конфликты Владимира Потанина — конфликты, связанные с бизнесом Владимира Потанина

Владимир Олегович Потанин — владелец и президент управляющей компании «Интеррос», одной из крупнейших в России (владеет пакетами акций ГМК «Норильский никель», компаний «Роза Хутор» и «Петровакс Фарм», Росбанка и TCS Group Holding), президент ГМК «Норильский никель»[1], председатель попечительского совета Государственного Эрмитажа[2], основатель Благотворительного фонда В. Потанина.

В 2023 году Владимир Потанин поднялся на 62-ую строчку в международном рейтинге[3] миллиардеров и остался на 2-ой строчке в российском рейтинге[4] от Forbes — его состояние оценивается в $23,7 млрд.

Конфликт с конкурсом по «Норильскому никелю»[править]

В 1996 году министр экономики РФ Евгений Ясин, по данным ряда СМИ, в своём письме в адрес премьер-министра России Виктора Черномырдина рекомендовал отменить конкурс по «Норильскому никелю», «поскольку он крайне несправедлив». Летом 2000 года Генеральная прокуратура РФ предложила Потанину возместить ущерб за незаконное получение «Норникеля» в размере 120 миллионов долларов по итогам проведения залогового аукциона, однако дело дальнейшего хода не получило. 1 сентября 1996 года истёк срок залога, и по условиям договора держатели пакетов акций, которым правительство не сумело вернуть кредит, получили право продавать добытое на аукционах имущество. Глава Совета безопасности РФ Александр Лебедь обратился к президенту с предложением продлить запрет на продажу федеральных пакетов до 1 марта 1997 года. В итоге на переговорах с участием Потанина было достигнуто соглашение о введении дополнительных обязательств для залогодержателей в случае принятия решений о продаже акций.

Конфликт с Каданниковым[править]

В 1996 году Потанин инициатор начала процедуры банкротства АО «АвтоВАЗ». Председатель совета директоров АО «АвтоВАЗ» Владимир Каданников обвинил Потанина в «новом переделе собственности». Благодаря диалогу с правительством «АвтоВАЗу» тогда удалось избежать процедуры банкротства.

Уголовные расследования[править]

В 1997 году заместитель Генпрокурора России Михаил Катышев возбудил уголовное дело по факту хищения 237 млн долл. бюджетных средств, к которому предположительно были причастны Владимир Потанин и первый замминистра финансов Андрей Вавилов. Деньги предназначались на изготовление самолётов МиГ-29 и их экспорт в Индию. В результате сделок производители самолётов не получили денег, а Индия не получила самолётов. Однако прибыль получили коммерческие банки, подконтрольные Потанину, через которые прошла крупная бюджетная сумма[5]. В 2008 году следствие признало Вавилова виновным и закрыло дело из-за срока давности. Вина Потанина не была доказана. Другие проходившие по этому делу лица не были осуждены[6].

В апреле 2004 года в СМИ появились сообщения о том, что Потанин вызвали на допрос в Генпрокуратуру, что позже опровергли представители Генпрокуратуры. Журналисты предположили, что Генпрокуратура могла в это время проводить перепроверку уголовного дела, возбуждённого 3 сентября 1997 года по статье 147 УК РСФСР «Мошенничество» в отношении Первого национального банковского траста. Траст, принадлежавший входившему в «Интеррос» ОНЭКСИМ Банку, обвиняли в незаконном завладении 41 % акций череповецкого ПО «Азот». По этому делу Потанин проходил свидетелем, а само дело прекратили летом 1999 года за отсутствием состава преступления[7]. На фоне данной информации 28 апреля 2004 года на фондовой бирже акции горно-металлургического комбината «Норильский никель» резко упали — с 70,15 до 63,8 доллара (более чем на 7 % в системе РТС), а сам Потанин спешно вылетел из России, предположительно в Израиль[8].

Конфликт с Березовским и Гусинским[править]

В 1997 году произошло столкновение интересов Владимира Гусинского и Бориса Березовского с Владимиром Потаниным в борьбе за 25-процентный пакет всероссийской телефонной монополии «Связьинвест». В итоге пакет достался Потанину — при помощи Альфреда Коха, подписавшего в качестве главы Госкомимущества специальное распоряжение о том, что итоги конкурса считаются действительными, при том, что был допущен целый ряд серьёзных нарушений. Это привело к расколу между Потаниным и группой Гусинского-Березовского[9][10].

Конфликты с Лисиным[править]

В июне 2000 года Потанин пытался получить блокирующий пакет акций Новолипецкого металлургического комбината, для чего купил ряд оффшорных компаний — владельцев акций НЛМК — у британской Trans World Group (TWG). Удалось собрать 34 %, что не позволило осуществлять контроль над комбинатом. Вследствие этого он вынужден был продать акции компании «Ренессанс Капитал», которая приобрела их в интересах Владимира Лисина[11].

В октябре 2000 года произошёл очередной конфликт Потанина с Лисиным когда НЛМК объявил о продаже 100 % акций завода холодильников «Стинол» итальянской Merloni Elettrodomestici за 119,3 млн долларов. Сделка по продаже акций была окончательно оформлена 13 октября 2000 года[12], но уже 24 октября «Интеррос» объявил, что сделка была совершена с нарушениями и попытался оспорить её[13], обратившись к главе ФКЦБ Игорю Костикову с просьбой признать через суд недействительным выпуск дополнительной эмиссии акций «Стинола». По словам представителей «Интерроса», ряд действий НЛМК по продаже завода холодильников «Стинол» был совершён в обход и с нарушениями действующего законодательства[14][15]. 19 января 2001 года поступило сообщение, что к разрешению конфликта была привлечена Счётная палата Российской Федерации[16]. 26 января было объявлено, что «Интеррос» назначил переговорщика по возникшей проблеме[17], а уже через месяц обе стороны заявили о заключении перемирия[18].

Конфликт с Прохоровым[править]

В начале 2007 года Потанин объявил о разделе бизнеса со своим партнёром Михаилом Прохоровым после скандала во Франции, связанного с краткосрочным арестом последнего по подозрению в причастности к сети проституции на горнолыжном курорте Куршевель (дело было прекращено на стадии предварительного следствия). Раздел бизнеса с Михаилом Прохоровым вылился в затянутую и сложную процедуру, в ходе которой бывшие партнёры выясняли свои отношения в прессе и в судах[19][20].

В октябре 2007 года между Потаниным и Прохоровым возник конфликт из-за совместных активов «Полюс Золото». Прохоров добился смещения с поста генерального директора компании Павла Скитовича, соратника Потанина, и назначил на этот пост своего человека. Спустя несколько месяцев Потанин созвал внеочередное собрание акционеров для переизбрания совета директоров и внесения изменений в устав, ограничивающих права гендиректора и совета директоров, затем стал скупать акции на рынке и выровнял с Прохоровым свою долю в компании. В марте 2009 года Потанин продал акции ОАО «Полюс Золото» структурам Сулеймана Керимова[21].

В июле 2008 года Прохоров подал иск к Потанину о защите деловой репутации в Московский арбитражный суд. Поводом для подачи иска послужило интервью Потанина газете The Moscow Times, в котором он обвинил Прохорова в нарушении бизнес-договорённостей и высказывал сомнение в деловых качествах Прохорова[22]. Московский арбитражный суд удовлетворил иск Прохорова, обязав United Press опубликовать в Moscow Times опровержение слов Потанина. Суд решил взыскать с последнего и с United Press по тысяче рублей возмещения судебных расходов[23].

Автор залоговых аукционов[править]

Начиная с 1995 года СМИ публиковали много материалов, посвящённых залоговым аукционам. Так, в частности, они называли Потанина автором идеи проведения подобных аукционов после того, как на заседании кабинета министров 31 марта 1995 года Потанин предложил правительству кредит банков в 9 триллионов рублей под залог пакетов акций элитных акционерных обществ. Впоследствии сам Потанин это подтверждал, указывая, что у предложенных им аукционов было две цели — найти эффективного собственника для предприятий и привлечь средства в казну. Другие СМИ указывали, что сама идея была заимствована у «Лукойла» и банка «Империал», погасивших бюджетную задолженность нефтяной компании путём продажи прав на её акции из госпакета. Правда, вариант Потанина предполагал не просто самовыкуп акций, а трастовое управление, при котором выгода трастодержателя состоит в повышении эффективности управляемого предприятия, а значит, и стоимости его акций. В ходе залоговых аукционов 1995 года ОНЭКСИМ Банк и МФК приобрели государственные пакеты акций нефтяной компании ОАО «Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания» («СИДАНКО», 51 процент, залоговый аукцион 7 декабря 1995), РАО «Норильский никель» (38 процентов, 17 декабря 1995), ОАО «Новороссийское морское пароходство» (20 процентов, 13 декабря, с участием структур Бориса Йордана), Новолипецкий металлургический комбинат (14,84 процента, 7 декабря 1995, совместно с Владимиром Лисиным), а также ОАО «Северо-Западное пароходство» (в 1998 году проданное структуре Бориса Кузыка «Новые программы и концепции»).

«Норильский никель», по данным СМИ, был куплен за 170 миллионов долларов (по другим данным — за 180 миллионов долларов), в то время как его оборот достигал 3 миллиардов (по оценкам специалистов на 1996 год, давал до двух процентов от валового национального продукта страны). В действительности выпуск основных металлов «Норильским ГМК» в 1995 году составил 59 % от уровня 1990 года; рентабельность РАО «Норильский ГМК» снизилась с 169,8 % в 1992 году до 85,6 % в 1995 году; экономическое состояние РАО «Норильский никель» характеризовалось: критическим (выше нормативного на 50 %) уровнем износа основных фондов; дефицитом оборотных средств за девять месяцев 1995 года в 4,3 трлн рублей, кредиторской задолженностью в 6,3 трлн рублей, задолженностью по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в 2,2 трлн рублей, а также задолженностью по банковским кредитам и ссудам в 2,8 трлн рублей[24]. Кроме того, систематически на два-три месяца задерживалась выплата заработной платы, не выполнялись коллективные договоры в части гарантий социально-экономических прав трудящихся.

В апреле 1996 года Потанин правительственным распоряжением был назначен членом совета директоров РАО «Норильский никель». Несколько месяцев спустя он был избран членом совета директоров и занимал этот пост до июня 1998 года. Генеральным директором компании совет директоров РАО в июне 1996 года назначил Александра Хлопонина — соратника Потанина по МФК и ОНЭКСИМ Банку (в прессе указывали, что в 1990-е годы именно Хлопонин обратил внимание Потанина на возможность приобретения «Норникеля»).

В апреле-мае 2010 года Михаил Ходорковский в ходе заседаний Хамовнического районного суда города Москвы подтвердил, что инициатива исходила от тогдашнего первого зампреда правительства Владимира Потанина. На вопрос обвинения, откуда ему это известно, Ходорковский ответил, что слышал это лично[25].

Залоговые аукционы считаются одной из крупнейших афер в истории новой России, являются для населения страны предметом всеобщей ненависти подобно ваучерной приватизации и часто упоминаются журналистами, экономистами, общественными деятелями из так называемого патриотического лагеря. По оценке экономиста Юрия Пронько, именно Владимир Потанин в ноябре 1995 года используя свою должность в Правительстве РФ, обеспечил передачу подконтрольному ОНЭКСИМ Банку контрольного пакета РАО «Норильский никель» в ходе залогового аукциона. При этом «в залоговой афере» помимо ОНЭКСИМ Банка участвовала его «дочка» (компания «Реола») и его учредитель — банк МФК. Стартовая цена аукциона в $170 млн только один раз поднялась на «жалкие» $100 тыс. Уже после аукциона стало известно, что на него не был допущен банк «Российский кредит», готовый заплатить за акции «Норникеля» в два раза большую сумму — $355 млн[26].

Источники[править]

  1. Гендиректор «Интерроса» Потанин официально назначен главой «Норникеля». // gazeta.ru. Проверено 17 декабря 2012.
  2. Государственный Эрмитаж Попечительский совет.
  3. Vladimir Potanin (англ.). Проверено 8 апреля 2023.
  4. Владимир Потанин (30.05.2023). Проверено 30 октября 2023.
  5. Андрей Вавилов профинансировал несуществующий контракт на 237 миллионов долларов // Коммерсантъ
  6. Просроченное правосудие // Lenta.ru
  7. Владимира Потанина проверили на слух(рус.)
  8. После визита в Генпрокуратуру Потанин улетел из России(рус.)
  9. Борьба олигархов за «Связьинвест». Справка // РИА Новости
  10. Семь олигархов, которые решали судьбу России // Сноб
  11. ПОТАНИН СТАВИТ БЛОКИ МЕТАЛЛУРГАМ // Новая Газета
  12. ШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ ПО «СТИНОЛУ»(рус.)
  13. Акционеры НЛМК не поделили холодильник(рус.)
  14. Потанин и Лисин не поделили 300 рублей // Коммерсантъ
  15. «Интеррос» заморозит завод холодильников // Коммерсантъ
  16. Владимир Потанин напоролся на «Русскую сталь»(рус.)
  17. «Интеррос» назначил переговорщика(рус.)
  18. Лиру посвятить народу своему(рус.)
  19. Prokhorov Vs Potanin: Court Battle Begins Архивная копия от 21 августа 2008 на Wayback Machine // Коммерсантъ
  20. Affrontements entre oligarques russes autour du géant minier Norilsk Nickel Архивная копия от 21 ноября 2008 на Wayback Machine // lagrandeepoque.com
  21. Потанин хочет изменить совет директоров «Полюс Золота» // Rusbase
  22. Иск о защите части и достоинства // Коммерсантъ
  23. Прохоров подал в суд иск к Потанину о защите деловой репутации // РИА Новости
  24. Постановление Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации "О ходе приватизации РАО "Норильский никель" и вызванных этим социально-экономических проблемах". Проверено 27 февраля 2020.
  25. Ходорковский: идея залоговых аукционов принадлежала Потанину(рус.)
  26. Почему Владимира Потанина, автора идеи залоговых аукционов, прозвали «отцом раздербана»(рус.)
Ruwiki logo.png Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Рувики» («Багопедия», «ruwiki.ru») под названием «Бизнес-конфликты Владимира Потанина», находящаяся по адресу:

«https://ru.ruwiki.ru/wiki/Бизнес-конфликты_Владимира_Потанина»

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.
Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?»