Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Григорий Иосифович Морозов

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Григорий Иосифович Морозов

03-23-2b.jpg
Дата рождения
10 августа 1921 года
Место рождения
Москва, РСФСР
Дата смерти
10 декабря 2001 года
Место смерти
Москва, РФ








Награды и премии

Заслуженный деятель науки РСФСР Заслуженный деятель науки РСФСРОрден Отечественной войны II степениОрден Трудового Красного ЗнамениОрден Дружбы народов


Чужой в семье Сталина // Телеканал «История» [42:19]

Григорий Иосифович Морозов — советский и российский юрист, правовед, заслуженный деятель науки России, доктор юридических наук, профессор, почётный президент Всемирной федерации ассоциаций содействия ООН, первый муж Светланы Аллилуевой[1].

Карьера[править]

Григорий Морозов родился 10 августа 1921 года в Москве в семье коммерческого директора парфюмерной фабрики Иосифа Григорьевича (Иоселя Гиршевича) (1888—1966) и Ревекки Марковны (1888—1973) Мороз (Морозовых).

Учился в одном классе с сыном И.В. Сталина — Василием Сталиным в 175 школе г. Москвы. В той же школе училась и Светлана, дочь Сталина.

Окончил Московский институт международных отношений (МГИМО).

Весной 1944 года женился на дочери И. В. Сталина — Светлане Аллилуевой, которая была тогда студенткой:

Весной 1944 года, — пишет Светлана в своих мемуарах, — я вышла замуж. Мой первый муж, студент, как и я, был знаком мне давно — мы учились в одной и той же школе. Он был еврей, и это не устраивало моего отца. Но он как-то смирился с этим… «Черт с тобой, делай что хочешь…» Только на одном отец настоял — чтобы мой муж не появлялся у него в доме.

Вероятно, Морозов был первым мужчиной Светланы, так как в своём интервью она отрицала секс с Каплером, правда с оговоркой, что добрачный секс якобы в то время был неприемлемым, что можно трактовать как нежелание признаваться в том, что ей казалось в силу воспитания позором. Но возможно, что у Каплера со Светланой до секса и правда не успело дойти, хотя научных исследований по этой теме не предпринималось, а некоторые полагают, что со Светланой всё время была охрана, и кроме поцелуев у неё с Каплером не могло нечего быть. Как бы то ни было, Морозов похоже был всё-таки первым мужчиной дочери вождя народов.

У них родился сын — Иосиф Григорьевич Аллилуев, кардиолог, доктор медицинских наук, Заслуженный деятель науки РСФСР. Лишь спустя 3 года после рождения Сталин нашел время увидеть внука:

Мой сын, наполовину еврей, сын моего первого мужа, (с которым мой отец даже так и не пожелал познакомиться) — вызывал его нежную любовь. Я помню как я страшилась первой встречи отца с моим Оськой. Мальчику было около 3-х лет, он был прехорошенький ребенок, — не то грек, не то грузин, с большими семитскими глазами в длинных ресницах. Мне казалось неизбежным, что ребенок должен вызвать у деда неприятное чувство, — но я ничего не понимала в логике сердца. Отец растаял, увидев мальчика.

По воспоминаниям Светланы, Сталину не понравилось, что Григорий уклонился от фронта. Но основную проблему составил отец Григория — Иосиф Григорьевич Морозов (Иосель Гиршевич Мороз). Бывший коммерсант, отсидевший при НЭПе год за взятку, стал представляться старым большевиком, профессором и говорить что он якобы встречается со Сталиным. Иосиф Морозов-Мороз начал встречаться с Полиной Жемчужиной (женой В. М. Молотова), Р. С. Землячкой, подружился с Линой Штерн, возглавлявшей в то время Институт физиологии АН СССР, которая назначила его своим заместителем. Сталина проинформировали о поведении его свата, и брак Светланы был расторгнут в 1948 году без соблюдения необходимых формальностей. Сват Сталина Иосиф Морозов в феврале 1948 года был арестован по обвинению в «клеветнических измышлениях против главы Советского государства», и по приговору ОСО получил 15 лет тюрьмы по обвинению в антисоветской деятельности и был в заключении до апреля 1953 года, однако сам Григорий Морозов не пострадал. У Григория Морозова отобрали все письма Светланы и альбом с семейными фотографиями. Светлана заявила: «Если Григория арестуют, я покончу с собой». Григорию дали чистый паспорт, без отметки о браке и разводе, и ему даже удалось в 1949 году окончить престижный МГИМО и поступить на работу в Министерство иностранных дел СССР.[2]

Светлана писала: «Он был еврей, и это не устраивало моего отца. Но он как-то смирился с этим, ему не хотелось опять перегибать палку, — и потому он дал мне согласие на этот брак… только на одном отец настоял, чтобы мой муж не появлялся у него в доме. Нам дали квартиру в городе, — да мы были и довольны этим…»[3]. «„Сионисты подбросили и тебе твоего первого муженька“, — сказал мне некоторое время спустя отец. „Папа, да ведь молодежи это безразлично, — какой там сионизм?“ — пыталась возразить я. „Нет! Ты не понимаешь! — сказал он резко, — сионизмом заражено все старшее поколение, а они и молодежь учат…“ Спорить было бесполезно».

Аналогично подала на развод дочь Маленкова Валя, которая развелась со своим первым мужем евреем Шамбергом, сыном Михаила Шамберга.

Бывшего свата Сталина освободили в апреле 1953 года по распоряжению Л. П. Берия. Этому способствовала и Светлана.

Григорий Морозов часто посещал дом Берии. Серго Берия в своих воспоминаниях пишет: «И отец, и я очень хорошо к нему относились. Поддерживали как могли и после развода со Светланой … наш дом для него, как и прежде, был всегда открыт».

В 1960-е годы преподавал на кафедре международного права МГИМО.

10 декабря 2001 года скончался в Москве.

См. также[править]

Источники[править]

  1. Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000
  2. Медведев Ж.А. Сталин и еврейская проблема: Новый анализ. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. — С. 253. — ISBN 5-17-021114-7.
  3. Аллилуева С. Двадцать писем другу. М., 1990. С. 142