Депутаты еврейского народа
Депутаты еврейского народа — представители еврейского населения Российской империи в эпоху упадка кагалов, привлекавшиеся правительством при Александре I к рассмотрению касающихся евреев вопросов[1].
Общие сведения[править]
Впервые такие депутаты были привлечены правительством в 1803 году к участию в комитете, выработавшем «Положение о евреях» 1804 года; наряду с несколькими депутатами по назначению, здесь заседали и выборные представители; первые (Нота Хаимович Ноткин и др.) принадлежали к прогрессивным элементам, вторые, имена которых не сохранились, к ортодоксальным. Влияние депутатов на «Положение» сказалось лишь в отношении мер, которые должны были способствовать распространению среди евреев просвещения и производительного труда; смягчить же правовые стеснения депутатам не удалось.
Записки депутатов поступили в Еврейский комитет, назначенный Александром I в 1806 году, и побудили комитет вынести решение о временной приостановке выселения евреев. Основываясь на этом решении, новый комитет, созванный в 1809 году, вынес резолюцию, вообще отменявшую это выселение, однако доклад комитета не был утверждён Александром I.
В 1807 году евреям западных губерний было предложено избрать депутатов, которые, оставаясь на местах, представили бы губернаторам заключение по вопросу о принудительном выселении евреев из сел и деревень, вызванном «Положением» 1804 года, о запрещении заниматься питейными промыслами, а также об осуществлении некоторых других стеснительных пунктов Положения; записки, представленные депутатами, были переданы на рассмотрение Еврейского комитета под председательством сенатора Попова, который и высказался за то, чтобы временно приостановленные выселение и запрещение заниматься винными промыслами не возобновлялись более и чтобы были несколько смягчены некоторые стеснительные меры; но эти предположения, вероятно ввиду начавшейся Отечественной войны, не были санкционированы, и таким образом положение евреев было весьма тревожно.
В 1812—1813 года при Главной квартире Александра I состояли два еврея, Зундель Зонненберг и Лейзер Диллон, в звании «находящихся при Главной квартире депутатов от еврейского народа»; сопровождая государя в его походах, они играли двоякую роль: исполняли различные поручения, касающиеся армии, и предстательствовали за евреев; в последнем случае они сносились, с одной стороны, путем «отношений» с представителями власти, с другой стороны — с кагалами, которым они давали «указания».
Воспользовавшись благосклонным отношением государя, Зонненберг представил ему в 1813 году записку, в которой, между прочим, просил, чтобы евреям были дозволены повсеместно торговля, откуп и курение вина, предоставлено равное с христианами участие в сословно-городских учреждениях и чтобы еврейскому «духовному начальству» разрешено было наказывать нарушителей закона. Царь отнесся благосклонно к этому ходатайству.
В 1814 году депутаты удостоились быть представленными государю, а затем 29 июня 1814 года, находясь в Брухзале, Александр I «соизволил выразить еврейским кагалам свое милостивейшее расположение и повелеть, чтобы та же депутация или подобная отправилась в Петербург, дабы там, во имя проживающих в Империи евреев, выждать и получить выражение Высочайшей воли и определение относительно их всеподданнейших желаний и просьб касательно современного улучшения их положения».
На состоявшемся 19 августа 1818 года в Вильне съезде выборщиков от 12 губерний черты оседлости были избраны три депутата: Зундель Зонненберг, Бейниш Лапковский (Барац) и Михель Айзенштадт, и три кандидата: Шмуйла Эпштейн, Маркус Файтельсон и прежний депутат Диллон, каковые лица были Высочайше утверждены.
Главной заботой депутатов явился сбор денег: помимо издержек по содержанию депутатов и их канцелярии, предстояли большие секретные расходы в правительственных учреждениях.
С 1823 года в Петербурге остались только двое: депутат Айзенштадт и кандидат Файтельсон.
В 1825 году институция депутатов еврейского народа была упразднена, но 1844 году появилась должность учёного еврея.
Ведущие депутаты[править]
Лейзер Диллон (де Леон) (1768-1838), 1-й гильдии купец из Несвижа Минской губернии, был в 1812—1814 годах еврейским депутатом при Главной квартире российской армии, а в 1817—1821 годах — при Министерстве духовных дел и народного просвещения.
Йехуда-Зундель Зонненберг (1758 — не ранее 1826), первой гильдии купец из Гродно, в 1812—1814 годах находился при Главной квартире российской армии в качестве подрядчика и «депутата еврейского народа», в 1817—1820 годах (по другим данным — до 1823 года) входил в число еврейских депутатов при Министерстве духовных дел и народного просвещения. Отстранён от должности «за дерзость пред начальством».
Ривка-Рохл Диллон[править]
Сохранилась история неясной достоверности с Александром I и дочерью еврейского депутата Лейзера Диллона. Остановившись в доме Диллона в Несвиже, император обратил внимание на тринадцатилетнюю дочь депутата Ривку-Рохл. Девушка, по одной версии, гордо отвергала все знаки «высочайшего благоволения», по другой версии, «сидела у императора на коленях и играла его эполетами и орденами, а он гладил ее курчавые черные волосы». Узнав об этом «романе», Диллон, который при любых обстоятельствах держал себя «гордо и свободно», смело заявил Александру, что «никогда не отдаст свою дочь не еврею, будь то хоть сам государь император». Александр уехал, но затаил обиду на депутата и при случае жестоко отомстил ему: вскоре Диллона арестовали за мошенничество и конфисковали все его имущество. Некогда прогуливавшийся с императором рука об руку надменный богач Лейзер Диллон умер в остроге во время судебного разбирательства[2].