Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Елизавета Меркурьевна Бём

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие люди Бём
Елизавета Бём

Елизавета Меркурьевна Бём (урожденная Эндаурова, 24 февраля 1843 года, Санкт-Петербург — 25 июля 1914 года, Санкт-Петербург) — русская художница.

Семья[править]

Родилась в дворянской весьма респектабельной семье. Она была дочерью Пошехонского помещика, коллежского асессора Меркурия Николаевича Эндаурова[1]. В её родне было немало известных людей, в том числе по материнской линии дядя Алексей Афиногенович Ильин (1834—1889) — генерал и издатель «Картографического заведения», прославившийся картографическими изданиями: географическими атласами, военными картами и т. п.

Фамилия её татарских предков когда-то давно была Индигир (в переводе на русский язык: «индейский петух»[2]), но ещё в 15 веке царь Иван III даровал им грамоту на изменение фамилии на Эндауровы[3]. Эта фамилия и передавалась по мужской линии следующим поколениям.

До 1867 года (то есть 23 года) Елизавета Меркурьевна тоже носила эту фамилию.

Людвиг Бём (1825—1904), муж Елизаветы Бём

А в 1867 году она вышла замуж за известного скрипача Людвига Францевича Бёма (1825—1904), который был старше её на 18 лет, что не помешало счастливому браку. Людвиг Бём происходил из знаменитой музыкальной семьи: его отец Франц Бём (1788—1846) был в своё время прославленным русским скрипачом, приглашённым из Венгрии в Россию, где стал солистом Петербургского Императорского оркестра[1], обучавшим целую плеяду русских композиторов: А.Верстовского, М. Глинку, А.Львова и мн.др. Брат Франца Бёма (то есть дядя Людвига Бёма), Йозеф Бём (Joseph Böhm; 1795—1876) — тоже знаменитый скрипач, но не в России — он основал скрипичную школу в Вене, которая прославилась на всю Европу. А родным племянником (по первому браку Франца Бёма) Людвига Бёма был выдающийся математик Георг Кантор (1845—1918).

Членом этой семьи оказалась Елизавета Меркурьевна.

Жили супруги Людвиг Францевич и Елизавета Меркурьевна в Петербурге, поначалу на ул. Офицерской, д. 29, кв. 12. Потом они переехали в д. 22 по той же улице, а ещё позднее — на ул. Могилёвскую, д. 20. У них была одна дочь, родившаяся в 1868 году, тоже Елизавета, как и мать. В возрасте 19 лет Елизавета Людвиговна вышла замуж за Николая Григорьевича Барсова, инспектора студенчества Петербургского университета[1].

В семье хранились реликвии: скрипка Stradivarius и письмо Бетховена — это был подарок (по другим версиям — наследство[4]) от знаменитого дяди Йозефа из Вены[2].

Учёба[править]

Шестилетней девочкой родители увезли её в родовое имение под Ярославлем, а затем она училась в Санкт-Петербурге. Её художественный дар проявился рано, и в 1857 году в 14 лет[3] она поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств (педагоги: П.Чистяков, И. Крамской, Л. Примацци, А. Бейдман[5]), которую закончила 1864 году с серебряной медалью[6][7].

Это было время, когда равенство полов в России ещё только устанавливалось, и художниц-женщин было немного, да и относились к ним не всегда доброжелательно[3], тем не менее Елизавете Меркурьевне сполна удалось убедить окружающих в своих способностях.

Художественные работы[править]

Открытки, художник Елизавета Бём

Она сразу стала много работать в разной технике: занималась литографией, рисовала акварели, иллюстрировала журналы, книги и открытки, позже разрабатывала дизайн для изделий из хрусталя, очень прославилась созданием силуэтов. Материально она не нуждалась и могла рисовать так, как ей хотелось, от души, не думая о заработках[5]. Первые альбомы она издавала в «Картографическом заведении» у своего дяди.

В 1870 г. Академия Художеств присудила ей большую поощрительную медаль за рисунки животных, выполненных акварелью и карандашом[6][7].

За 1875—1889 гг. художница выпустила 14 альбомов с силуэтами[6]. Эти альбомы имели такой успех, что на международном конкурсе в Брюсселе ей за эти работы была присуждена серебряная медаль[6][7].

Елизавета Меркурьевна рисует крестьянских детей

Особенно много своих работ Елизавета Бём посвятила детской тематике. Она рисовала упитанных веселых счастливых детей — в это время русская художественная школа прославилась реалистическими портретами социальной тематики, показывая тяжелое нищее безрадостное детство (вспомнить хотя бы классическую картину В.Перова «Тройка», созданную еще в 1866 году). А вот рисунки Елизаветы Меркурьевны своей ассоциальностью чем-то даже напоминают беспроблемную лубочную живопись — ее нарисованные дети все с кукольными личиками, красиво одетые, словно с рекламы. Собственно, художница и не стремилась к социальной живописи — ее персонажи населяли праздничные пасхальные и рождественские открытки, которые пользовались большим успехом. Ее рисунки-открытки обладали другим качеством — задушевностью[8]. Всего ею было создано более 300 открыток[7].

В Российской империи первые почтовые открытки появились в 1871 году и еще два десятилетия их выпуск оставался государственной монополией[9]. C 1894 года право на эту деятельность получили частные лица. Тут же бизнес был налажен несколькими предприятиями. В течение многих лет Елизавета Бём сотрудничала с издательством «Община Св. Евгении», издававшим пасхальные и рождественские открытки по ее рисункам[7].

Страница с буквой А (Аз) из Азбуки, иллюстрированной Е. Бём
Страница с буквой Ве (Веди) из Азбуки

Помимо этих работ, в 1878 году она была приглашена к иллюстрированию книги басен И. А. Крылова, однако эта работа не считалась для нее удачной[3]. Тем не менее она все равно считалась успешной художницей и еще неоднократно работала иллюстратором книг и детских журналов: иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» и «Малютка», в 1882 году она проиллюстрировала русскую народную сказку «Репка», а еще через некоторое время «Азбуку» — большой детский иллюстрированный альбом, предназначенный для домашнего настольного рассматривания. С «Азбукой» работа оказалась совсем неудачной, и критика обвинила художницу в том, что «изображения детей здесь несколько вычурны, а сама книга напоминает лавку старьёвщика»[3]. В 1883 году Е. Бём сделала альбом «Типы из „Записок охотника“ И. С. Тургенева в силуэтах» (книга увидела свет в последний год жизни писателя), где силуэты чередовались с цветными рисунками, и эта работа заслужила самых высоких похвал[3].

И. Е. Репин сказал о рисунках Елизаветы Бём: «Её черненькие я люблю больше многих беленьких»[3], считая, что силуэты удаются ей лучше акварелей. Известно, что И.Репин был среди поклонников ее творчества и даже рисовал портрет художницы. Учитель Елизаветы Бём художник Иван Николаевич Крамской, с которым она поддерживала отношения и после окончания Рисовальной школы, тоже восхищался ее силуэтами: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей»[5].

Но самым большим почитателем Елизаветы Меркурьевны был ее собственный супруг, профессор Санкт-Петербургской консерватории, который сказал: «Знаете, смотря на те прелестные произведения кисти Елизаветы Меркурьевны, которые она, бывало, показывала мне во время моих к ней посещений, я не раз думал о том, что я не столько был бы удовлетворён, если бы жена моя была, например, музыкантшей и я, вернувшись из консерватории, ещё полный часто фальшивыми звуками моих учеников, встречал бы и дома опять, хотя бы и хорошие, но всё же музыкальные звуки; а тут я прямо отдыхаю на ея рисунках…»[2].

Она была известной художницей своего времени, критика даже говорила о «стиле Бём», у нее появились подражатели. Ее работы выставлялись не только в России, но и в Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906), Берлине, Чикаго[2][10]; их покупали именитые коллекционеры, среди которых П. М. Третьяков, и даже члены царской фамилии[2]. Ее имя вошло в ряд самых известных имен периода на стыке 19 и 20 веков[5]. Но постепенно, — как это и бывает всегда — на смену старшему поколению приходило новое, молодое, со своими устремлениями и интересами.

7 июня 1904 года Л. Бём умер. Через несколько лет, в 1909 году, Елизавета Меркурьевна обращалась в дирекцию Российского Музыкального Общества с просьбой о пенсии[1].

Скрипка Страдивари пригодилась в старости, когда художница все равно продолжала работать, но заработков перестало хватать: скрипка была продана[2]

Скончалась 25 июля 1914 года, за три дня до убийства в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда и начала Первой мировой войны.

Изображения[править]

Современные выставки и монографии[править]

Рисунки Елизаветы Меркурьевны не погибли в революционном прошлом и вплоть до нашего времени неоднократно экспонируются на Новогодних выставках; проходила такая выставка в 1999 года в Российской национальной библиотеке в Москве[7][9], открылась выставка её Новогодних открыток и в конце 2012 года.

В 2007 году Софья Чапкина-Руга (художественное оформление Г.Златогоров Москва, Издательство «Захаров»,2007.-536с.:цв.ил. Альбом ISBN 978-5-8159-0738-6) издала монографию о жизни и творчестве художницы.

Смотреть рисунки: Бём (Эндаурова) Елизавета Меркурьевна. Картины художника. (27), Бём (Эндаурова) Елизавета Меркурьевна (1843—1914), Бём Елизавета Меркурьевна (1843—1914).

Источники[править]