Зелёная карета (фильм)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
«Зеленая карета»

«Зелёная карета» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1967 году режиссёром Яном Фридом.

Фильм рассказывает о судьбе драматической актрисы петербургской императорской труппы Варвары Асенковой (1817—1841).

Страна производства: СССР

Язык: русский

IMDb ID 0062520[1].

Премьера: 25 сентября 1967 года[2][3]

Над фильмом работали[править]

Съёмочная группа[править]

актер Владимир Честноков — Иван Иванович Сосницкий, актриса Наталья Тенякова — Варвара Асенкова
актер Александр Борисов — Александр Михайлович Гедеонов, актер Владимир Эренберг — Александр Иванович Храповицкий
актер Виктор Костецкий — Николай Алексеевич Некрасов (псевдоним Перепельский)
Александр Суснин — Александр Евстафьевич Мартынов
актер Игорь Дмитриев — Николай Осипович Дюр
В. П. Ковель и Е. А. Боровская в ролях актрис

В ролях[править]

В титрах не указаны:

Название[править]

Название кинокартины «Зелёная карета» должно было быть понятно в Петербурге 19 столетия, но может быть непонятно современным кинозрителям, причем мало расшифровывается и в фильме. Кареты-рыдваны темно-зеленого цвета были принадлежностью государственной казны. Именно в них возили не имеющих собственных выездов артистов императорских театров — привозили на спектакли к семи часам вечера — обычно в это время начинались представления в императорских театрах, — а потом, поздно вечером — а в начале 19 века, — время, в которое отсылает фильм, — спектакли, включавшие программу из нескольких постановок, заканчивались далеко за полночь, — развозили по домам. Вот как писал о зеленых каретах современник:

«Каждая такая карета везет, по крайней мере, шесть человек, а иногда и семь, с саквояжами, узлами, гримировальными ящиками и прочими, необходимыми для спектакля вещами. Кучер обязан привезти актеров не позже как за полтора часа до начала представления и потому заезжает за теми, кто живет дальше от театра, чуть ли не в четыре часа дня. Взяв одного, он едет за другими, пока не соберет всех семерых, и тогда уже отвозит их по назначению»[4].

Сюжет[править]

Биографические фильмы — все без исключения — повествуя о жизни своего главного героя, грешат придуманными сценами. И по-другому быть не может: нельзя точь-в-точь повторить события, произошедшие когда-то; немыслимо пересказать человеческую судьбу в нескольких уложенных в полтора-два часа эпизодах фильма; актёр, исполняющий роль реального человека, — сам определенная личность и, как ни перевоплощайся, он всегда останется самим собой — со своим голосом, своим взглядом, в своем обличьи, — давая лишь свою интерпретацию и персонажам, и фактам.

Бессмысленно требовать от фильма точного воспроизводства реалий. Фильмы снимаются для другого.

актер Игорь Озеров — поручик Юрий Глебов
актер Юлиан Панич — князь Василий

Фильм «Зеленая карета» посвящен судьбе драматической актрисы Петербургской императорской труппы Варвары Асеновой, судьбе трагичной — как и любой талант в России, где озлобленность и зависть, помноженные на сугубо российское беззаконие, дают всегда одинаковый результат.

О судьбе актрисы — см.ст. Варвара Николаевна Асенкова.

Но нельзя относиться к фильму как к точному следованию биографии выдающейся русской актрисы, авторы во многом отошли от реальных фактов или придали им совсем иную видимость[3].

Не слишком много внимания было уделено созданию внешнего сходства актрисы и героини фильма: Варвара Асенкова, судя по сохранившимся портретам, пошла обликом в свою греческую родню (южный греко-турецкий тип красоты). Однако следует учитывать, что фильм «Зелёная карета» снимался в советские годы, когда «русскость» и славянское происхождение были объявлены безусловным положительным качеством, а Варвара Асенкова должна была быть представлена исключительно в положительном образе. Таким образом, биографический фильм не мог избежать общих тенденций советского кинематографа.

Всё же авторы пытались придать своему фильму соответствующую событиям обстановку. Театральное искусство в России к этому времени (в фильме время обозначаено: действие начинается в 1835 г.) уже вышло из начального этапа появления, началось создание своего национального русского театра — не без помощи европейцев, которые еще долго занимали в русском театре основное положение. Это было еще становление, но уже становление русского театра. Этот период и замыслили показать на экране авторы фильма.

Наряду с реально существовавшими людьми действуют и вымышленные персонажи[3]. Тем не менее авторы создавали атмосферу театрального закулисья 19 столетия — как они ее видели с высоты своего времени, второй половины ХХ века. В исполнении современных актеров дана плеяда исторических лиц: император Николай I, управляющий императорскими труппами Александр Михайлович Гедеонов, поэт и издатель Николай Алексеевич Некрасов — под его псевдонимом Перепельский, ныне ставшие легендарными выдающиеся русские актеры: Иван Иванович Сосницкий, Александр Евстафьевич Мартынов, Василий Андреевич Каратыгин, Николай Осипович Дюр, в эпизоде мелькнула танцовщица Марья Новицкая… Фильм включает и театральные сцены. Однако следует понимать, что то, как исполняли артисты прошлых веков свои роли, совсем не соответствует современному исполнению — уж слишком изменилась театральная техника. Сегодняшний зритель не мог бы понять и постичь то, чему аплодировал 19 век, а тем более — восхищаться этим: многое показалось бы вычурным и откровенно смешным и непепым. Поэтому режиссеры создали эти кадры — постановок спектаклей — по-своему, на современном им пластическом и драматургическом языке.

Есть и еще множество очевидных неточностей, касаемых судьбы главной героини.

Отчим Варвары Николаевны, «гражданский муж» (в кавычках — поскольку в то время такой термин отсутствовал: официальным браком признавался только церковный) её матери, тоже известной в свое время драматической актрисы Петербургской императорской труппы Александры Егоровны Асенковой, отставной военный Павел Николаевич Креницын, служил содержателем зелёных карет[5], но в фильме эта линия сюжета отсутствует.

Варвара Николаевна не сразу покорила Петербург своим талантом; как дочь актрисы она еще девочкой была принята в театральное училище при императорских театрах (там дети жили и учились за казенный кошт, причем атмосфера для детей была крайне тяжелая: процветали физические наказания, «гаремные» порядки — это касалось девочек, драки, издевательства — сейчас это называется «дедовщина» — и т. д., то есть детей из богатых семей туда не отдавали), но отчислена за бесперспективностью, не проявив никаких талантов. Таланты проявились значительно позже — да так, что юная Варвара Николаевна разом покорила зрителей и немедленно вызвала чудовищную ненависть и зависть конкуренток по сцене, среди которых оказались и бывшие подруги. Судьба одарила Варвару Николаевну талантом, но ее затравили театральными сплетнями, вымыслами и интригами. По сию пору можно встретить в архивных документах грубые лживые россказни про ее кутежи, которых на самом деле не было вовсе: по множеству свидетельств знавших ее, она была скромна, застенчива и совершенно неопытна в житейских вопросах[6], а для шумных «амуров» у нее не было ни сил, ни времени — она играла по триста спектаклей в год (в году 365 дней), а еще нужно было успеть выучить роли — репертуар менялся часто, так как круг зрителей был ограничен.

Чтобы поддержать зрительский интерес, авторы фильма придумали и ввели любовную драму в жизнь Варвары Николаевны. Было ли что-то подобное в ее настоящей жизни — трудно сказать. Во всяком случае в фильме ей был дан возлюбленный — офицер царской армии поручик Юрий Глебов. Это позволило ввести и еще одну трагедийную линию: по существовавшим в России сословным законам, офицеры как аристократы не могли официально жениться на актрисах императорских театров. Но авторы углубили трагедию — в их фильме поручик отворачивается от своей любви, поверив ложным наветам, а актрисе суждено пережить смерть возлюбленного.

Настоящая Варвара Асенкова умерла от чахотки 19 апреля (1 мая) 1841 года, ей было 24 года. По её смерти многие роли перешли актрисе Надежде Самойловой — именно той, которая, по воспоминаниям Авдотьи Панаевой, нещадно травила Варвару Асенкову[7].

В фильме много неправды — и это порой раздражает своей идеологической напыщенностью. Но есть и другое — трогательные кадры, врезающиеся прямиком в душу.

Источники[править]