Кассиан Босой

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие люди Кассиан

Преподобный
Кассиан Босой

Христианский святой


Дата рождения
1438
Место рождения
Переславль-Залесский
Дата смерти
24 февраля 1532
Место смерти
Иосифо-Волоцкий монастырь
Почитается в
Русская православная церковь


В лике
преподобный
День памяти
11 (24) февраля, а также в Соборе Московских святых



Кассиа́н Босо́й (Косма; 1438 или 1439, Переславль-Залесский, — 11 (24) февраля 1532, Иосифов Волоколамский монастырь), преподобный Волоколамский.

Житие[править]

«Житие и подвизи въкратце старца Касиана, рекомаго Босого, иже бысть во Иосифове монастыре, о немже слышах преже мене бывших, иное же своима очима видех», составленное в середине XVI века, сохранилось в трёх списках XVI века, происходящих из Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Существуют разные точки зрения относительно авторства «Жития». По этим гипотезам, оно было написано либо учеником Кассиана Фотием (умер в 1554 году), либо учеником Фотия Вассианом Кошкой. Допускается возможность написания ими обоими.

Родился в городе Переяславле у православных родителей, Козьма (Косма) было его имя. Когда достиг он совершеннолетия, то сделался физически крепок и мужественен и стал бывать у тех, кто жил в царских палатах. За его смелость, и отвагу, и силу стал известен он и самодержцу, великому князю всея Руси Ивану Васильевичу; Козьма научил его, самодержца, метко стрелять в цель, и за это державный правитель оказывал ему честь и заботился о нём.

Но однажды Козьма осознал суету мира сего, и чести его, и славы, и понял, что они преходящи, и в небытие уходят, и исчезают, и пришёл он в монастырь к преподобному игумену Пафнутию, что в Боровске. Преподобный, видя, что он из усердия бежит от мира, постриг его в монахи и нарёк его Кассианом; и был Кассиан у старца в послушании. Преподобный очень любил его за его смирение, и послушание, и за великие его труды. Старец Иосиф в то время был уставщиком, и видел Кассиан, что он живёт строгим житием, пребывая в посте и молитвах, и особенно — в великом послушании у преподобного игумена Пафнутия, и привязался к нему духовной любовью Христовой. Начал помышлять старец Иосиф, дабы общежительную жизнь устроить, чтобы здоровым и сильным в кельях не питаться, а также не пить и не иметь что-либо съедобное, но всем бы совместной на трапезе и равной для всех пищей удовлетворяться; также и одежду, и обувь — всё бы иметь общее, своего же ни коим образом не иметь, но украшаться нестяжанием и равенством, — как было у апостолов, у которых во многих телесах была как бы одна душа, у которых было имущество, одинаковое для всех, и телесные нужды, общие для всех, — чтобы не услаждаться мира сего красотами, но иметь в памяти заботу о душе и думать, как избежать вечной муки. Сказал Иосиф об этом помысле Кассиану, и ответил Кассиан: «Бог и Пречистая Богородица претворят в дело твой замысел, а я с тобою буду».

Когда преподобный игумен Пафнутий отошёл ко Господу, то убедили принять игуменство старца Иосифа; и снова Иосиф не переставал помышлять о том, чтобы претворить свой замысел; и было их, советовавшихся об этом, семеро (в том числе братья Иосифа – Вассиан и Акакий Санины, а также Герасим Чёрный и Кассиан Босой). Начали единомышленники убеждать Иосифа, чтобы обошёл он русские монастыри и отобрал всё лучшее, что способствует спасению душ, а своё бы имя нигде не открывал. Игумен Иосиф послушался их совета и взял с собой одного из своих советчиков — старца Герасима Чёрного, и обошёл все крупные обители; и не узнали его ни в одном монастыре. Когда же пришёл он на Белое озеро в монастырь святого великого чудотворца Кирилла, то понравились ему обычаи и правила, которые заповедал и узаконил преподобный, и как братия живёт по завету и преданию святого чудотворца Кирилла, и возрадовался он великой духовной радостью, ибо обрел он то, о чём помышлял.

Когда пришёл Иосиф на место, где ныне обитель Пречистой, то было знамение: осветила то место молния ярче солнечного света, в то время как солнце сияло и воздух был светел. Полюбил игумен Иосиф то место, и начал трудиться здесь с немногою братиею, и пребывал в великих трудах, в посте и в молитвах. Кассиан пришёл к Иосифу на другой год, и увидел старца игумена Иосифа и бывшую с ним братию, пребывающих в великих страдных трудах, и возревновал им духовной ревностью, и начал с ними трудиться. Возложил на себя Кассиан панцирь, под рубашку на нагое тело, и пёк хлеб на братию. Правило его было келейное — 6000 молитв Иисусовых и 1000 поклонов. Когда же рассыпался панцирь, то он возложил на себя очень тяжёлые вериги, — и так трудился и постился. Пришла ему мысль, чтобы 40 дней не есть, не пить и, кроме того, не спать лёжа. Когда он начал это, то провёл так 12 дней и изнемог. Когда узнал об этом игумен Иосиф, то, придя, запретил ему так через силу трудиться. Он же снова через день стал принимать хлеб и воду, а иногда и через два дня, и до тех пор так трудился, что в очах его и свет померк. В то время был у него ученик — старец Иона Голова, по прозванию Пушечников, и тот водил его к церковной службе. Так пребывал Кассиан 30 дней ничего не видя, водимый учеником. Увидел это Иосиф-игумен, и понял, что это от великих трудов и поста с ним сталось, и снова запретил ему это делать великим запрещением. Кассиан послушался Иосифа и немного ослабил пост — и выздоровели его глаза. Спустя немного времени он впал в немощь, и отнялись у него ноги, так что не мог он даже ступить и, ползая, исполнял свои телесные потребности. Однажды, когда он лежал и молился, начали звонить к литургии, а он, лёжа, взглянул на образ Пречистой Богородицы, держащей на руках Превечного Младенца, и начал говорить: «О Пречистая Госпожа Владычица, Матерь Божия, если ты дашь мне на ногах своих ходить, пока буду жив, никогда не надену я сапог на ноги мои, ни шубы на грешное тело моё до конца жизни моей». В тот же час встал, быстро устремился в храм Божий и благодарил Богоматерь. Так начал он ходить и до конца жизни не изменил своего обета: как летом, так и зимой, в одной монашеской ризе ходил. Однажды зима была очень морозная, но Кассиан никак не хотел что-либо прибавить к своей одежде, но терпел, говоря себе: «Терпи, грешный Кассиан, терпи! Горек мороз, но сладок рай, и если и не сегодня умрём, то всё равно умрём». И так терпел он до конца божественной службы, ибо ещё в те времена тёплого храма не было.

Когда в старости постигла его немощь, — а было ему от роду 90 лет, — и увидели его братия уже телом изнемогшего, сняли они с него вериги, хотя он и не хотел этого, и выковали из них цепи к кресту, что и доныне на храме над колоколами. Когда же Кассиан оправился от болезни, то повелел вновь другие вериги сковать, но не такие тяжёлые, и снова возложил их на себя, — и так пребывал он в них, трудясь, и до кончины своей.

Память[править]

Память святого Кассиана совершается 11 (24) февраля, а также в Соборе Московских святых (переходящая дата — в воскресенье перед 26 августа).

Примечания[править]

Литература[править]

Ссылки[править]

Руниверсалис

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Кассиан Босой», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.

Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».