Майя Лазаревна Каганская

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Майя Лазаревна Каганская

Кагановская Майя Image001.jpg



Дата рождения
1938
Место рождения
Киев, СССР
Дата смерти
2011
Место смерти
Иерусалим, Израиль












Майя Лазаревна Каганская — израильский филолог, эссеист и журналист[1].

Биография[править]

Майя Каганская родилась в 1938 году в Киеве.

В 1962 году окончила филологический факультет Киевского государственного университета имени Т. Шевченко.

Затем работала в газете «Комсомольское знамя». Её статьи в основном были посвящены анализу инсценировок и экранизации произведений русской классической литературы. Была уволена из газеты вскоре после Шестидневной войны по идеологическим причинам.

В 1976 году репатриировалась в Израиль.

Вошла в круг литераторов, которые декларировали необходимость создания «израильской русскоязычной литературы». Печаталась в израильских журналах на русском языке «Сион», «Время и мы», «22», и в журнале «Синтаксис» (Париж).

В 1984 году опубликовала в США книгу «Мастер Гамбс и Маргарита» (в соавторстве со своим мужем, Зеевом Бар-Селлой), в которой литературный анализ совмещен с художественным вымыслом. В 2004 году в соавторстве с Бар-Селлой и дочерью Иланой Гомель издала книгу «Вчерашнее завтра: Книга о русской и не русской фантастике» (вела семинар по научной фантастике в Иерусалимском литературном клубе).

С 1978 года переводились на иврит.

Отличалась правыми взглядами (как в израильском, так и в европейском смысле), которые активно высказывала в печати.

Каганская принадлежала к числу русскоязычных интеллектуалов и общественных деятелей, которые категорически не принимали «мультикультурализм» и «гендерный плюрализм».

Отмечала, что трагедией Европы стало то, что «в Европе победил леворадикальный либерализм», который Каганская считала порождением социализма.

Взгляды Каганской, в том числе декларируемый ею антиисламизм, разительно контрастировали с мировоззрением значительного большинства израильских псевдоинтеллектуалов, к которым Каганская относилась с явным пренебрежением.

В 2003 году Майя Лазеревна отметила всю деградацию левой Европы:

С начала 90-х в течение десятилетия лицо мира поменялось по причине для меня более или менее ясной. Не произошло суда – хотя бы интеллектуального, философского, понятийного – над левой идеологией, как это было по отношению к нацизму. И революция победила. Что оказалось в итоге? Социализм. Но при этом экономическое процветание должен по-прежнему реализовывать капитализм с его конкурентным обществом. И вот уж тогда социалисты возьмутся за то, о чем мечтал Маркс! Потому что он же тоже мечтал об экономических преобразованиях ради человеческих преобразований. Так вот вам человеческие преобразования!
Принцип равенства уже не между людьми – между культурами. Как только вы вводите принцип равенства между культурами – это конец. Но и это еще не все. Принцип равенства между полами – тоже стал безумным. Кто был угнетен – не хочет равенства с угнетателем: хочет заменить собой угнетателя. Значит, пролетариат, будучи угнетенным, дает диктатуру пролетариата...
Появился новый фактор – исламский фундаментализм... Есть проект объединенной Европы: уничтожение национальных государств и национальных образований. И национальных личностей, так сказать. Это лево-радикальный проект.
Думаю, предельная цель исламского фундаментализма – иудео-христианскую цивилизацию заменить исламо-христианской. Уже есть эти грозовые признаки, но о них говорить боятся. Несколько лет назад в Англии местная исламская община потребовала создания исламского государства на Британских островах[2].

Каганская решительно отвергает бредовую идею о неком мире с дикарями и оккупантами:

Абсолютно любой процесс урегулирования в Израиле по принятой схеме или подобной – это конец Израилю. Любое палестинское государство здесь через два, через три года – это конец Израильского государства. Что абсолютно ясно.

Но, несмотря на очевидную принадлежность к «национальному лагерю», учёная сохраняла атеистическое мировоззрение, что было нехарактерно для приверженцев этого политического лагеря.

Умерла в 2011 году в Иерусалиме.

Источники[править]

  1. КЕЭ. Дополнение III. Кол.: 202.
  2. Майя Каганская: «У нас есть шанс на спасение» // ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2003 ШВАТ 5763 – 1(129)