Мануэль Родригес Ламего

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мануэль Родригес Ламего



Дата рождения
1590
Дата смерти
?








Мануэль Родригес Ламего (англ. António Fernandes de Elvas) — португальский купец и работорговец, действовавший в Европе, Африке, Азии и Америке[1].

С 1 апреля 1623 года по 25 сентября 1631 года Испанская империя заключила с ним официальный асiento (право на работорговлю) на поставку африканских рабов в свои колонии в Испанской Америке. В то время он был контраторе (торговцем-монополистом) атлантической работорговли на португальской западноафриканской территории Ангола. В отличие от своего предшественника на посту асиенто Антониу Фернандеш де Элваша, он не был контраторе в Кабо-Верде и Гвинее. После его ухода с должности асьенто его сменили Мельчор Гомес Анхель и Кристован Мендеш де Соуза, а на посту контрадора в Анголе его сменил Энрике Гомеш да Кошта.

Биография[править]

Родился около 1590 года в Ламего, Королевство Португалия, в семье евреев-конверсо. Его отцом был Луис Антонио Родригес де Ламего, и у него было несколько известных братьев и сестер. Жуан Родригеш де Ламегу, один из братьев, был женат на сестре Хуана Нуньеса Саравиа (1585—1639), тоже маррана и официального банкира Филиппа IV Испанского в Мадриде. Кроме того, другой брат, Антониу Родригеш де Ламегу (умер в 1653 году), работал агентом у Нуньеса Саравиа в Руане. Антонио Родригес де Ламегу был женат на Саре Куриэль (1592—1679), дочери Авраама Куриэля из известной сефардской семьи Куриэль. Сам Мануэль Родригес де Ламегу занимался торговлей с португальской Индией через семейные консорциумы Брандау и Сильвейра.

После Войны за португальское наследство был образован Пиренейский союз (1580–1640), в рамках которого Португальская империя Габсбургов установила контроль над Португалией. Португальцы установили важные торговые пути в Западной Африке в составе Португальской империи ещё с XV века, и их купцы, включая сефардских евреев, начали атлантическую работорговлю, в рамках которой африканские рабы, купленные у западноафриканских торговцев, доставлялись для работы на плантациях сахарного тростника и других плантациях в Португальской Америке. Этот период, известный как «первая атлантическая система», длился с 1502 по 1580 год. После образования Союза испанцы стремились распространить рабство на свои американские владения и поэтому выдавали асьенто, официальную монопольную лицензию, некоторым торговцам, знавшим Западную Африку; двумя основными группами, конкурирующими за асьенто, были португальские сефарды-конверсо и генуэзцы. Помимо Родригеса де Ламегу, в эту международную сеть входили следующие семьи марранов, занимавшихся работорговлей: Фернандеш де Элваш, Хименес, Норонья, Мендеш, Пальос Диаш, Кабальеро, Жоржи и Калдейра.

Должность асьенто была предоставлена ​​Мануэлю Родригесу де Ламегу с 1623 по 1631 год. Чтобы добиться этого, он обошёл конкуренцию со стороны Елены Родригеш Солис, вдовы бывшего рабовладельца Антониу Фернандеша де Элваша. Родригеш де Ламегу закрепился в атлантической работорговле, работая подрядчиком в португальской западноафриканской территории Ангола. В его сеть входили друзья и родственники, принявшие ислам и работавшие банкирами в Бразилии и других частях Европы, включая Объединённые провинции Нидерландов. Действующий король Испании Филипп IV благосклонно относился к купцам-обращенцам, предоставляя всем португальцам право торговать в любой точке Испанской империи с 1627 года. Не менее благосклонно к ним относился и его премьер-министр, граф-герцог Оливареш (который сам имел некоторое отношение к обращенным по линии Лопе Кончильоса). Во время правления Мануэля Родригеша ди Ламегу судам было разрешено регистрироваться не только в Севилье, но и в Лиссабоне. Это вызвало гнев неимущих старохристианских семей Севильи, которые с трудом конкурировали и лоббировали испанскую инквизицию: брат Мануэля, Антониу, был подвергнут аутодафе за «иудаизм». Пока Мануэль Родригеш ди Ламегу управлял убежищем, 59 судов получили лицензию на плавание в Африку, где у западноафриканских торговцев, в основном из Луанды, было куплено около восьми тысяч африканских рабов. Как и в прежние времена, двумя основными пунктами назначения рабов из Африки в испанской Америке были Картахена-де-Индиас (на территории современной Колумбии) и Веракрус (на территории современной Мексики). Оттуда их распределяли по всей Венесуэле, Антильским островам и Лиме (через Портобелло и Панаму), а затем по суше – в Верхний Перу и Потоси. По оценкам, сама эта транспортировка унесла больше жизней, чем сам переход через Атлантику.

Семья[править]

Неизвестно, были ли у Родригеша де Ламегу дети, однако у его братьев и сестёр их было много, и некоторые из них женились на представительницах знатных семей. Среди них были Лусады, известная сефардская еврейская семья, которая занималась сахарными плантациями в Карибском бассейне и владела рабами на Ямайке и Барбадосе (оба острова находились в Британской Вест-Индии), а затем в XVIII веке переехала в Лондон. Ярким представителем этой семьи был Эмануэль Лусада. Другие родственники были связаны с выдающимися личностями: Дуарте Родригеш де Ламегу из Руана был крупным кредитором Михаэля де Спинозы, отца философа, отлучённого от церкви Баруха Спинозы.

Источники[править]