Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Мария Борисовна Брускина

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мария Борисовна Брускина

Мария Брускина перед казнью (на фото — в центре со щитом на груди, на щите надпись на немецком и русском языках: «Мы партизаны, стрелявшие по германским войскам»), 26 октября 1941 года.



Дата рождения
1924
Место рождения
Минск (по другим данным Витебск), БССР, СССР
Дата смерти
26 октября 1941 года
Место смерти
Минск, БССР, СССР



Род деятельности
Участница Минского подполья




Отец
Борис Давыдович Брускин
Мать
Лия Моисеевна Бугакова



Награды и премии


Мария Борисовна Брускина — участница минского подполья в начале ВОВ[1].

Биографические сведения[править]

В июне 1941 закончила школу.

После захвата города немцами оказывала различную помощь советским военнопленным:

Сначала она ходила в концлагерь «Дрозды», носила узникам еду и воду. Затем устроилась работать медицинской сестрой в госпиталь-лагерь для советских военнопленных, расположенный на территории Белорусского политехнического института и начала сотрудничать с подпольной группой по спасению командиров и политработников Красной Армии (находившихся в госпитале), возглавляемой рабочим Минского вагоноремонтного завода им. Мясникова К. И. Трусом (Трусовым) и культработником 3-й горбольницы О. Ф. Щербацевич. Через знакомых М. Брускина добывала и приносила в госпиталь для пленных медикаменты, перевязочный материал, штатскую одежду, различные документы.

14 октября 1941 арестована, а 26 октября 1941 казнена с группой товарищей по обвинению в

«Изготовление фальшивых паспортов и причастность к партизанскому центру, располагавшемуся в лазарете для русских военнопленных».

Таким образом, она была повешена в числе 12 казнённых в ходе 1-й на оккупированной территории СССР публичной казни, совершённой немцами.

Позднее, в Советском Союзе скрывали, что убитою была еврейка:

Реакция официальных инстанций на идентификацию девушки была отрицательной. Как пишет историк Яков Басин, после разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем из-за Шестидневной войны в стране началось усиление антисемитских настроений, и идентификация героини подполья как еврейки оказалась противоречащей идеологической позиции власти. Журналисты Владимир Фрейдин и Ада Дихтярь, занимавшиеся сбором материалов для установления личности М. Брускиной, были вынуждены сменить работу.

Источники[править]

  1. Википедия