Март. Будни (картина Вячеслава Загонека)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Файл:Загонек-Март-Будни-64.jpg
Вячеслав Загонек
Март. Будни, 1964
холст, масло. 160×190 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Март. Будни» (English: March. Weekdays) — картина советского российского живописца, Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1968), Народного художника СССР (1985), Академика АХ СССР (1988), лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, члена Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградского Союза художников)[1], представителя ленинградской школы живописи[2] Вячеслава Францевича Загонека (1919—1994), написанная автором в 1964 году.

История написания[править]

Зимой 1960 года В. Загонек впервые побывал в Старой Ладоге. Написав там несколько натурных этюдов, он по их мотивам в том же году создал большую пейзажную картину «Зимний день», которая стала первой в целой серии работ, связанных с Волховом и Старой Ладогой. С весны 1962 года он начал совершать ежегодные поездки в это заповедное место, ставшее для художника на многие годы источником вдохновения и побудившее его к созданию таких картин, как «Цветёт черёмуха», «Морозное утро», «Май», «Март. Будни», «Юность», «Северная весна» и некоторых других.

Весной в центре Старой Ладоги на площади было оживлённо: стояли лошади, запряженные в сани, около «чайной» толпились мужики в ватниках и полушубках с красно-бурыми от весеннего загара лицами, спешили куда-то колхозницы в платках и традиционно плюшевых чёрных жакетах, возвращались из школы стайки ребятишек. На льду Волхова чернели силуэты рыбаков. Трактора перевозили на волокушах силос, от которого в весеннем воздухе распространялся острый кисловатый запах.

Сюжет картины «Март. Будни», написанной В. Загонеком в новой городской мастерской по натурным этюдам, был подсказан непосредственными впечатлениями от поездок на Старую Ладогу весной 1962 и 1963 годов.

По воспоминаниям В. В. Загонека, сына художника, «всё лето 1960-го и весь следующий год отец работал над известной своей картиной „Гроза прошла“, находящейся теперь в собрании Русского музея. Только весной 1962 года выбрался снова в Старую Ладогу — он хотел не просто пописать этюды, а собрать материал для задуманной им картины „Цветёт черёмуха“. Отец не стал устраиваться на даче художников. Он искал уединения. Поэтому мы поселились в ближайшей деревне Чернавино. Старинная эта деревня состояла из нижнего посёлка, расположенного вдоль правого берега Волхова — прямо напротив Старой Ладоги, и верхнего, со старыми избами по обеим сторонам длинной улицы, с колодцами-журавлями и полуразвалившейся часовней. С краю от деревни стояла недействующая церквушка святого Василия Кесарийского (XVII века) и при ней деревенское кладбище, достопримечательностью которого является могила известного художника-передвижника Василия Максимова, уроженца этих мест. В доме, где мы поселились, останавливались многие художники. Хозяйкой его была маленькая старушка Татьяна Егоровна Кузина, о которой впоследствии от отца можно было услышать много восторженных рассказов, и фотография которой всегда стояла на секретере у него в мастерской. Дом Татьяны Егоровны состоял из летней половины, служившей отцу мастерской, и зимней, где стояли традиционная русская печь и две застланные деревенскими одеялами кровати для постояльцев, а в углу, под старинной иконой Николая Чудотворца с постоянно горящей лампадой, на комоде сверкали начищенные до блеска два самовара. На стенах висели старые фотографии в простых рамках, часы-ходики звонко отбивали каждый час. Под низким потолком, откуда над столом у окна свисала керосиновая лампа, через всю комнату тянулась ржавая дымоходная труба от маленькой печурки, за которой стояла узкая железная кровать хозяйки. Весь этот небогатый, но романтический интерьер создавал рабочее настроение и располагал к творчеству. Был конец марта. Оставив тему цветущей черёмухи до наступления тепла, отец писал этюды к задуманному ранее пейзажу „Весна“, в котором на фоне мартовского неба стояли освещённые вечерним солнцем берёзы с синими тенями от них на тающем снегу»[3].

С 1963 года, приезжая в Старую Ладогу, В. Загонек жил уже в Доме творчества, где, наряду с написанием этюдов, неизменно исполнял роль руководителя групп художников.

Сюжетом картины «Март. Будни» стала обыденная из года в год повторяющаяся бытовая сцена весенних колхозных будней, которую художник «подсмотрел» в Старой Ладоге и, художественно обобщив, перенёс на холст. Так почти «незапланировано» родился один из самых ярких образов в его творчестве.

Законченная автором в 1964 году и впервые показанная в ноябре того же года на «Зональной выставке „Ленинград“» в Русском музее[4], картина «Март. Будни» стала одним из наиболее известных произведений В. Загонека.

В 1965 году картина «Март. Будни» экспонировалась в Москве на Второй Республиканской художественной выставке «Советская Россия»[5]. Написанная по договору, картина была приобретена у автора Министерством культуры РСФСР и в дальнейшем поступила в собрание Государственного Русского музея.

См. также[править]

Источники[править]

  1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.46.
  2. Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.10, 25, 36, 46, 48, 49, 61, 74, 75, 91, 96, 123, 288, 328, 335, 345, 369, 372, 373—387, 390—396.
  3. В. В. Загонек. Вячеслав Францевич Загонек. Очерк из альбома.
  4. Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С.21.
  5. Вторая республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М.: Советский художник, 1965. С.17.

Литература[править]

Ссылки[править]

[]
Картины Вячеслава Францевича Загонека (1919-1994)

«Рыбаки Иссык-Куля» (1954) • «Утро» (1960) • «Гроза прошла» (1961) • «Цветёт черёмуха» (1964) • «Март. Будни» (1964) • «Енисей» (1971) • «На полях Приладожья» (1975)