Мейер, Дмитрий Иванович

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие однофамильцы Мейер

Дмитрий Иванович Мейер (Dietrich Joseph Meyer; 1 сентября 1819— 30 января 1856 годв) — российский учёный-правовед, специалист в сфере гражданского права и основатель российской цивилистической школы, общественный деятель, доктор права (1848).

Биография[править]

Происхождение и ранние годы[править]

Родился 1 сентября 1819 года в г. Санкт-Петербурге. Происходил из семьи осевших в Амстердаме португальских евреев, бежавших от преследования. Позже его дед Абрам Мейер перебрался в Копенгаген и в конце концов в Санкт-Петербург[1]. Его отец — придворный скрипач Гартвиг Иоганн Мейер, и мать — Шарлотта Вульф, из купеческой семьи, обвенчались в 1814 году[2]. Состоял в родстве с математиком, создателем теории множеств Георгом Кантором[3]: он приходился ему двоюродным племянником (сын кузена Георга Вольдемара Кантора)[2].

В 1799 г. Абрам Мейер потерпел убытки в коммерческих делах и по протекции кого-то из родственников, близких к императорскому двору (возможно, родственник Абрама Мейера, Христиан Мейер из Копенгагена, «делал многие столярные работы для царской семьи, обучал Великих Князей своему ремеслу»), обратился к Павлу I за помощью в устройстве детей. Двое его сыновей — Осип и Гартвиг Иоганн, и две дочери — Мария и Настасья, были приняты в число придворных музыкантов, для чего их окрестили в лютеранскую веру[2].

Дитрих Иоганн родился 1 сентября 1819 г. и был третьим ребенком из пяти. К музыке его не влекло: «Мое ухо вовсе не музыкально», — написал он в 1842 г. в дневнике, который вёл на русском языке.

Образование[править]

В 1834 г. из Второй Санкт-Петербургской гимназии Дмитрий Мейер поступил в Главный педагогический институт, могли поступать разночинцы, а студенты находились на казённом содержании, и где осуществлялась подготовка учителей для гимназий, пансионов, а также для высших учебных заведений. Учебный курс длился 6 лет и предусматривал стажировку в европейских университетах для лучших выпускников[2].

В 1841 г. Дмитрий Мейер окончил курс по разряду юридических наук и 21 декабря награжден золотой медалью. Вот цитата из аттестата Д.И. Мейера: «Конференция Главного педагогического института сим удостоверяет, что Дмитрий Мейер... на окончательном испытании он показал успехи: в философии, в римском праве, педагогике, российской, латинской и немецкой словесностях и в российской истории отличные; в политической экономии и французской словесности весьма хорошие. Поведения он во все время воспитания своего в Институте был отличного. За каковые успехи и поведение Мейер при выпуске из заведения на торжественном акте 22-го декабря 1841 г. награжден золотой медалью»[2].

Затем Дмитрий Иванович два года обучался в Берлинском университете под предводительством Рудорфа и Гомейера. Дмитрий Иванович особенно любил слушать лекции Г. Ф. Пухты. Обучение в Берлинском университете и наставники Д. И. Мейера оказали на него большое влияние. Особенно немецкая школа оказала влияние на исторические взгляды Д. И. Мейера, а также на проблемы образования права, систему права и гражданского права.

В 1844 г. Д. И. Мейер вернулся в Санкт-Петербург. Провёл пробную лекцию "О гражданских отношениях обязанных крестьян" в Санкт-Петербургском университете с целью получения должности педагога. Данная лекция получила одобрение, однако 15 февраля 1844 г. Д. И. Мейер был назначен адъюнктом в Императорский Казанский университет[4].

Казанский период[править]

Д.И. Мейер прибыл в Казань 14 апреля 1845 г. и сразу был назначен принимать экзамены у студентов, у которых не преподавал. «В назначенный для испытания день, - вспоминает бывший студент Пекарский, - собравшиеся в залу студенты увидели у экзаменаторского стола молодого профессора с чрезвычайно добродушным и привлекательным лицом и на вид столь моложавого, что многие из студентов казались старше его. По обычаю, вызов студентов происходил в алфавитном порядке фамилий. Едва первые успели кончить ответы, как остальные товарищи приступали к ним с расспросами: что Мейер - строго экзаменует, прижимает? Ответ был неутешительный: новый профессор останавливает на каждом слове, требует объяснений на сказанное студентом, наконец, спрашивает о том, чего, по-видимому, в билетах с вопросами вовсе не было... Результат испытаний озадачил студентов: те, которые отвечали по Своду законов, рубя, как говорится, сплеча и не обращая внимания на вопросы экзаменатора, получили неудовлетворительные баллы»[5].

Осенью 1845-го - зимой 1846 года Мейер выдержал устные, а затем письменные экзамены на степень магистра, а затем 18 мая 1846 г. успешно защитил диссертацию «Опыт о праве казны, по действующему законодательству» и сразу приступил к подготовке докторской[2].

3 июня 1846 г., Дмитрий Иванович получил должность ученого секретаря юридического факультета. 14 февраля 1847 г. министр народного просвещения утвердил его в должности адъюнкта по кафедре гражданских законов. Преподавая среди прочих «Историю русских гражданских законов», Мейер обратил внимание на различие в понимании термина «залог» в римском и германском праве и в праве допетровской России, где он приравнивался к «владению, которое бессознательно принимается за собственность». Свои наблюдения он изложил в ноябре 1847 г. в диссертации «Древнее русское право залога»[2][6].

18 марта 1848 г. Мейеру была присвоена докторская степень. В тот же год, только 20 апреля, он был избран, а затем утвержден 26 мая утвержден экстраординарным профессором на кафедру гражданского права[2].

Ординарным профессором был назначен 13 июля 1852 года. Д. И. Мейер был очень требовательным к студентам, однако делал все возможное, чтобы каждый студент понимал его дисциплину. Д. И. Мейер обязывал студентов, чьими знаниями не был доволен, проходить курс гражданского права повторно. Более того, он преподавал для желающих студентов дома. Высоко оценивали способность Д. И. Мейера проводить лекции[4].

Признанием заслуг Мейера стало его избрание в декабре 1853 г. деканом юридического факультета Казанского университета, к чему сам Дмитрий Иванович совсем не стремился. «Моё честолюбие, право, не просится на поприще деканских заслуг: я питаю честолюбие профессора – руководителя юношества, а не чиновника. Не будучи очень усидчивым и при слабом здоровье, я должен даже опасаться, что деканство отвлечёт меня от других, более сообразных моим склонностям, занятий», – признавался он в письме к другу после назначения на должность[5].

Последний год, Петербург[править]

В 1855 году скончался К.А. Неволин, преподававший гражданское право в Санкт-Петербургском университете. Летом Мейер взял отпуск и поехал в столицу, где жили родители и другие родственники, и стал хлопотать о назначении его на освободившуюся кафедру гражданского права, устроившись для начала в Императорское училище правоведения. С 21 декабря 1855 года он стал профессором Петербургского университета по кафедрам гражданского права и истории русского права, но уже 18 (30) января 1856 года умер от чахотки (в чине коллежского советника). Его сменил А.С. Жиряев, но не надолго[2].

Д.И. Мейер похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга[7].

Вклад в науку[править]

Д.И. Мейер стал первым российским профессором, разработавшим и внедрившим в преподавание курс абсолютно нового тогда русского гражданского права. Общая часть этого курса включала учение о предмете и методе цивилистики, субъектах и объектах гражданского правоотношения, сделках, сроках, праве собственности, наследовании и других ключевых институтах, а также особую часть, посвященную учению об отдельных видах договоров и обязательств[8]. Известно, что в своих знаменитых лекциях по русскому гражданскому праву ученый, касаясь вопросов действия законов относительно времени, места и лиц, анализировал коллизионные нормы[2].

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона профессор римского права В. М. Нечаев писал: «...М<ейер> был не только выдающийся юрист практического направления, но и широко образованный человек. Только благодаря этому он мог, несмотря на чрезвычайную ограниченность тогдашней русской юридич<еской> литературы, дать труды по русскому праву, во многом далеко опередившие его время, хотя и стоявшие под его неизбежным влиянием, и потому теперь отчасти устаревшие. М<ейера> можно, без преувеличения, назвать отцом науки русского гражданского права...» (Нечаев. 1896. С. 951).

Воспоминания[править]

В годы работы в Казанском университете оказал влияние на В.В. Берви-Флеровского, на 17-летнего студента Л.Н. Толстого, потерпевшего неудачу на философском факультете и перешедшего на юридический: «Во всем Казанском университете был только один симпатичный Толстому профессор, — это был профессор гражданского права Мейер, имевший сильное влияние на Льва Николаевича. Мейер предложил Толстому столь интересную тему для сочинения, что Толстой весь ушел в эту работу, перестал заниматься остальными факультетскими предметами и не готовился к экзаменам. Сравнение проекта Екатерининского „Наказа“ с „Духом законов“ Монтескье — такова была тема, которой в течение года Толстой посвящал все своё время»[9].

Однако самостоятельного исследования оказалось недостаточно для получения высоких оценок на экзаменах, и Лев Толстой завалил историю русских гражданских законов. Огорчённый преподаватель сообщил одному из однокашников юного графа: «Знакомы ли вы с Толстым? Сегодня я его экзаменовал и заметил, что у него вовсе нет охоты серьезно заниматься, а жаль: у него такие выразительные черты лица и такие умные глаза, что я убежден, что при доброй воле и самостоятельности он мог бы стать замечательным человеком»[5]. В апреле 1847 г. Толстой подал прошение об исключении из числа студентов Казанского университета, сославшись на «расстроенное здоровье, домашние обстоятельства» и «нежелание продолжать обучение»[2].

В высшей степени нервный и болезненный, он был одним из тех мечтателей, которых не исправляют неудачи и жизненный опыт. Его вера в лучшее, в торжество правды, доходившая до фанатизма, была искренна и не лишена какого-то поэтического оттенка. В этом хилом теле жила сильная и выносливая натура, решительно не способная отделять своё личное благо от блага общего. Он жил ожиданием близкого обновления нашей общественной жизни, неизбежной полноправности миллионов русских людей и пророчил множество благ от свободного труда и упразднения крепостного права. В.Н. Назарьев[10].

Студент Д.И. Мейера в 1849 г., будущий историк литературы А.Н. Пыпин, написал: «Среди своих сотоварищей это был профессор нового типа: как говорят, талантливый и тонкий юрист, он был также очень образованный человек, и на его лекции студенты шли толпами, между прочим, из других факультетов. Изложение своей науки он соединял с объяснениями, взятыми из современной европейской и русской жизни и литературы, его юридическое учение было вместе учение нравственное; лично мягкий в своей манере, он был строгим в своих принципах, — характер, к сожалению, довольно редкий в тогдашних университетах»[11].

Ставший впоследствии выдающимся цивилистом Г.Ф. Шершеневич указал в биографии Д.И. Мейера: «Студенты Казанского университета выносили из его лекций такую массу знаний, какой не получали в ту эпоху нигде слушатели. Кроме обширного материала, расположенного в строго научной системе, лекции Мейера были проникнуты тем гуманным характером, тою смелостью чувства, которые должны были увлекательным образом действовать на учеников. Когда в 1840-х годах с кафедры раздается голос протеста против крепостничества, чиновничьего взяточничества, против различия в правах по сословиям и вероисповеданиям — приходится заключить, что профессор обладал значительным гражданским мужеством. Смелое слово учителя не оставалось без влияния на учеников: известен случай, когда один из учеников Мейера отказался от выгодной покупки крепостных именно под влиянием впечатления, вынесенного из Университета»[12].

Политико-правовые взгляды[править]

Д. И. Мейер выступал против крепостного права, дискриминации людей из-за их вероисповедания, деления людей на сословия, правового неравенства. Свои взгляды он не скрывал и открыто говорил о них во время своих лекций. Конечно, его взгляды воспринимались его учениками[13].

Основные труды[править]

  • Об объявленных ценах в книжной торговле // Московские Ведомости. — 1852. — № 28.
  • О юридических вымыслах и предположениях, о скрытых и притворных действиях // Учен. Зап. Каз. унив.. — 1855.
  • Древнее русское право залога // Юридический Сборник. — 1855.
  • Юридические исследования относительно торгового быта Одессы // Юридический Сборник. — 1855.
  • О значении практики в системе юридического образования. — 1855.
  • Мейер Д.И. Русское гражданское право. — Издание 3 (по исправленному и дополненному 8 изданию 1902 года). — Москва: Статут, 2003. — 831 с. — (Классика российской цивилистики). — 3000 экз. — ISBN 5-8354-0055-1.
  • Очерк русского вексельного права. Посмертное издание, предпринятое А. И. Вицыным // Учен. Зап. Каз. унив.. — 1857.

Интересные факты[править]

Первым среди учёных-правоведов предложил концепцию «юридической клиники», как студенческой организации, позволяющей развивать практические навыки студентов-юристов.

«За то конечно и тени драматизма нет в другом занятии, приличном для увенчания юридической практики учащихся. Это присутствие при юридических консультациях и посреднеческом разбирательстве и в некоторой мере участие в них, нечто в роде „юридической клиники“. В самом деле, звание юриста, как и звание врача практическое, и потому, как практическое приготовление учащегося врачебной науке происходит в школе, точно также и практическое приготовление юриста должно совершаться там же, под сенью науки…» [14]

«Устройство этой клиники весьма простое, — пояснял Мейер. — Бедные люди, нуждающиеся в советах и помощи по каким-либо касающимся их в присутственных местах делам, обращаются по усмотрению своему к заведывающему практикою, в присутствии его учеников сообщают надлежащий случай, который и подвергается обсуждению, результатом чего может быть, смотря по данным, какое-либо одобряемое наставником указание. По желанию советующегося тут же может быть для него безвозмездно сочинена нужная бумага»[2].

Примечания[править]

  1. Г. И. Синкевич «Георг Кантор из Санкт-Петербурга». Архивировано из первоисточника 29 сентября 2020. Проверено 2 марта 2015.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Бакулина Лилия Талгатовна, Валеев Дамир Хамитович, Тарханов Ильдар Абдулхакович Дмитрий Иванович Мейер - человек-эпоха // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. — 2019. — Vol. 4. — ISSN 2500-2171.
  3. Г. И. Синкевич «Георг Кантор и польская школа теории множеств» Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine: Дмитрий Мейер и Георг-Вольдемар Кантор (отец математика) были двоюродными братьями.
  4. 4,0 4,1 Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета : За сто лет (1804-1904) : В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. заслуж. орд. проф. Н.П. Загоскина. — Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1904. — С. 45. — 453 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 Пекарский П.П. Студенческие воспоминания о Д.И. Мейере, профессоре Казанского университета // Сб. Братчина. Ч. 1. - СПб., 1859. - с. 201, 217, 234.
  6. Мейер Д.И. Древнее русское право залога. - Казань: И. Дубровин, 1855. - 60 с.
  7. Валеев, Дамир Хамитович Мейер Дмитрий Иванович. Большая российская энциклопедия (2023-10-09).
  8. Мейер Д.И. Русское гражданское право. - СПб.: Тип. Д.В. Чичинадзе, 1902. - 804 с.
  9. ФЭБ: Эйхенбаум. Из студенческих лет Л.Н. Толстого. — 1969. Архивировано из первоисточника 9 августа 2011. Проверено 9 мая 2011.
  10. ФЭБ: Эйхенбаум. Из студенческих лет Л.Н. Толстого. — 1969. Архивировано из первоисточника 9 августа 2011. Проверено 9 мая 2011.
  11. Пыпин А.Н. Мои заметки / Под ред. [и с предисл.] В.А. Ляцкой. - М.: Л.Э. Бухгейм, 1910. - 312 с. - с. 31.
  12. Шершеневич Г.Ф. Мейер Дмитрий Иванович // Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета: За сто лет (1804-1904): в 2 ч. / Под ред. заслуж. орд. проф. Н.П. Загоскина. - Казань: Тип.-лит. Имп. ун-та, 1904. - Ч. 2: Факультеты юридический и медицинский, преподаватели искусств и добавления справочного характера. - 453 с. - с. 47.
  13. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003976175?page=24+//+Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета : За сто лет (1804-1904) : В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. заслуж. орд. проф. Н.П. Загоскина. — Казнь: типо-лит. Имп. ун-та, 1904. — С. 47. — 453 с.
  14. Д.И. Мейер О значении практики в системе современного юридического образования/ [Соч.] Орд. проф. Казан. ун-та Дмитрия Мейера. — Типография Казанского университета, 1855. — С. 44.

Литература[править]

Ссылки[править]


Руниверсалис

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Мейер, Дмитрий Иванович», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.

Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».