Милтон Розен
Луис Розенблюм (англ. Milton William Rosen) — инженер ВМС США и руководитель проектов в космической программе США между окончанием Второй мировой войны и ранними этапом программы «Аполлон».
Руководил разработкой ракет «Викинг» и «Авангард»[1].
Биография[править]
Родился 25 июля 1915 года в Филадельфии. Упоминается в числе евреев в НАСА[2].
В 1937 году получил степень бакалавра наук по электротехнике в Пенсильванском университете.
В 1940 году начал работать в Военно-морской исследовательской лаборатории, а во время Второй мировой войны работал над системами наведения ракет.
После окончания Второй мировой войны Розен работал в Военно-морской исследовательской лаборатории США (Naval Research Laboratory, NRL), где занимался разработкой альтернативных конструкций высотных зондирующих ракет, как для научных исследований верхних слоев атмосферы, так и для разработки технологии жидкостных ракет для военных целей после появления на вооружении Германии ракеты V-2.
Программа ракеты «Викинг»[править]
Стал менеджером проекта NRL по ракете Viking, которая была первой большой жидкотопливной ракетой США. Примерно в два раза меньше, по массе и мощности, чем V-2, Viking улучшил ее в нескольких важных отношениях. Оба были активно управляемыми и заправлялись одними и теми же пропеллентами (спирт и жидкий кислород [LOX]), которые подавались в один ракетный двигатель с помощью турбинных насосов. Планер Viking был спроектирован и построен по контракту с NRL компанией Glenn L. Martin Company. Двигатель, построенный Reaction Motors Inc (RMI) из Нью-Джерси, был крупнейшим жидкотопливным ракетным двигателем, разработанным в Соединенных Штатах на тот момент. Он производил тягу 89 кН (20000 фунтов силы). Как и в случае с V-2, перекись водорода была преобразована в пар для привода турбонасоса, который подавал топливо и LOX в двигатель.
В серии из двенадцати полетов с сентября 1949 года по февраль 1955 года ракеты «Викинг» исследовали характеристики атмосферы на высоте более 30 км и установили ряд рекордов летных характеристик, включая самую большую высоту полета — 158 миль (254 км), достигнутую американской одноступенчатой ракетой на тот момент.
Проект Авангард[править]
В начале 1950-х годов Американское ракетное общество создало специальный комитет по космическим полетам, председателем которого стал Розен. Воодушевленный беседами между Ричардом В. Портером из General Electric и Аланом Т. Уотерманом, директором Национального научного фонда (NSF), Розен 27 ноября 1954 года завершил отчет, описывающий потенциальную ценность запуска спутника Земли. Отчет был представлен в NSF в начале 1955 года.
Когда США решили вывести на орбиту научный спутник во время Международного геофизического года (МГГ), было выбрано предложение от NRL 1955 года о создании ракеты-носителя на основе Viking в качестве первой ступени со второй ступенью на основе меньшей зондирующей ракеты Aerobee, и снова Розен был руководителем проекта. Зрелость ракет Viking и Aerobee сыграла важную роль в выборе. Однако в правительстве США также был сильный скрытый мотив: создать прецедент для прав пролета над территорией Восточного блока с помощью невоенной гражданской исследовательской ракеты в рамках подготовки к сверхсекретной национальной программе разведывательных спутников, которая тогда была в процессе реализации. Это секретное предложение NRL стало истоком проекта Vanguard.
К сожалению, для своевременного успеха спутникового проекта, многие из самых опытных людей в Martin были переведены на высокоприоритетную программу МБР Titan, а зрелая команда Viking была в значительной степени потеряна для проекта Vanguard. Последовавший за этим шок для гордости США и восприятия национальной безопасности, когда Советский Союз запустил Спутник 1, первый искусственный спутник Земли, 4 октября 1957 года (на гораздо более крупной ракете Р-7, разработанной как МБР), в сочетании с впечатляющим провалом запуска первого полного испытательного запуска Vanguard 6 декабря 1957 года, хорошо известен и описан в другом месте. Таким образом, первый американский спутник Explorer 1 был запущен 31 января 1958 года значительно более крупной армейской ракетой Jupiter-C, основанной на ракете Redstone, которая была разработана армейским агентством по баллистическим ракетам (ABMA) в Хантсвилле, штат Алабама, под руководством Вернера фон Брауна. Первый успешный запуск спутника Vanguard состоялся 17 марта 1958 года. Его полезная нагрузка, Vanguard 1, является старейшим спутником, находящимся в настоящее время на орбите, помимо его верхней ступени запуска.
НАСА и программа «Аполлон»[править]
После Vanguard Розен продолжил участвовать в ряде важных исследований и комитетов NASA, которые помогли определить семейство крупных ракет-носителей, изначально разработанных не как ракеты, а как космические пусковые установки, которые в конечном итоге стали ключевыми компонентами программы Apollo. Был основным автором доклада президенту Эйзенхауэру от 27 января 1959 года, в котором предлагались три семейства транспортных средств, необходимых для поддержки амбициозной Национальной космической программы.
Самая маленькая, основанная на ракете Atlas, включала амбициозный вариант с верхней ступенью жидкого водорода (LH2) — жидкого кислорода (LOX). Эта пусковая установка Atlas — Centaur была разработана, после многих трудностей, в ракету, которая несла критическую серию лунных посадочных модулей Surveyor, используемых для исследования механических свойств лунной поверхности и для демонстрации возможности мягкой посадки на ракетной тяге, что было существенным элементом лунной программы. Ранняя разработка технологии LH2–LOX также позже оказалась критически важной для возможностей семейства больших высокопроизводительных ускорителей Saturn.
Второе обсуждаемое семейство, в то время называвшееся Juno V, в конечном итоге превратилось в ракеты Saturn I, использующие кластеры из восьми двигателей H-1 среднего размера с тягой 188 000 фунтов силы (840 кН) для получения тяги на старте 1 500 000 фунтов силы (6 700 кН) и девять кластерных топливных баков, адаптированных из существующих армейских ракет Jupiter и Redstone. Хотя эти ускорители были основаны на доступном компонентном оборудовании для ускорения разработки, они были существенно больше любых других, которые использовались где-либо в то время, и обещали дать США паритет в пусковых возможностях в развивающейся космической гонке. Третье семейство было основано на очень большом однокамерном двигателе F-1 с тягой 1 500 000 фунтов силы (6 700 кН), разработка которого тогда только начиналась. Они имели от двух до четырех двигателей, объединенных в кластер, что обеспечивало взлетную тягу до 6 миллионов фунтов силы, и стали началом серии проектов, которые в конечном итоге привели к созданию последней ракеты-носителя Saturn V для полета на Луну с пятью двигателями и взлетной тягой 7 500 000 фунтов силы (33 000 кН).