Но-га

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Но-га

Литературное произведение
Битов А. Аптекарский остров. Л.: Советский писатель, 1968 (первая страница рассказа с эпиграфом, написанным рукой автора)








«Но-га́» (другие названия: «Побе́да», «Апте́карский о́стров») — рассказ советского писателя-постмодерниста Андрея Георгиевича Битова (1937—1918), написанный в 1962 году. Входит в циклы «Аптекарский остров» и «Дворец без царя».

Битов А. Аптекарский остров. Л.: Советский писатель, 1968

История[править]

Рассказ был создан в 1962 году. Впервые он был опубликован в 1966 году в третьем номере журнала «Семья и школа» под названием «Победа». Исследователи связывают это название, подразумевающее преодоление себя, победу над болью, с оптимистической концепцией журнала. В сборнике «Аптекарский остров», изданном в 1968 году, рассказ носил то же название, что и сборник. Аптекарский остров — район Ленинграда, где жил в детстве А. Г. Битов. С ним были связаны воспоминания автора о блокаде и эвакуации. Э. Чансес отмечала, что история героя рассказа связана с биографией автора[1]:

…Писатель, как и маленький Зайцев, вернулся во время Второй мировой войны в Ленинград из эвакуации. Первый год ленинградской блокады Битов провёл в городе. В марте 1942 года мать увезла Битова и его брата Олега по «Дороге жизни», — сперва на Урал, а потом в Ташкент. В 1944 году Битов вернулся в Ленинград и поступил в первый класс[2].

Окончательный вариант названия возник в конце 1980-х годов[1].

Сюжет[править]

Второклассник Зайцев стоит перед сложным выбором: вернуться после школы домой, потому что сегодня у отца день рожденья, или пойти с двумя одноклассниками, которые впервые позвали его с собой (а об этом он так давно мечтал!). Его семья три месяца назад вернулась из эвакуации, и с тех пор ему так и не удалось найти друзей в школе. Все, выйдя из школы, расходились группами, и только он всегда шёл один. Он долго пытался добиться расположения двух мальчиков, которые уходили в другую, чем остальные, сторону. И вот сейчас они позвали его с собой, а он колеблется. Если они уйдут, больше такого шанса не будет. И Зайцев выбирает пойти с ними.

Мальчики сказали ему, что на месте развалин был дом, в котором жил вампир. Они подошли к пруду, на льдине перебрались на остров на нём. Разрыв снег на холме, они увидели деревянную запертую дверь, но не смогли открыть. Потом они пошли на стадион, курили под трибунами; нашли кучу противогазов и играли с ними. Потом один из мальчиков придумал забаву: забираться по лестнице и скатываться вниз по столбу. Зайцеву было страшно, но он преодолел страх и скатился. Оказалось, это легко. Но во второй раз что-то пошло не так, он упал и сильно ушиб ногу. Ему было больно, и он заплакал. Мальчики назвали его тюфяком. Чтобы не упасть в их глазах, он продолжил кататься. Но с каждым разом подниматься по лестнице становилось всё больнее. Ему уже была не в радость эта забава, и он беспокоился, что сильно опоздает на день рождения отца, но не решался сказать об этом. Наконец, один из мальчиков сказал: «Хватит».

Они пошли домой, но у Зайцева всё сильнее болела нога, иногда темнело в глазах. Он отставал, а мальчики злились, что он их задерживает. Зайцев плохо ориентировался в городе, и, даже дойдя до Аптекарского проспекта — улицы, на которой он жил, он не сразу понял, куда ему идти. Мальчики оставили его одного — им дальше в другую сторону. Зайцев идёт с огромным трудом, волоча больную ногу, и всё время уговаривает её слушаться, иногда ласково: «Молодец, нога. Ты у меня очень хорошая нога. Ты изумительно прекрасная, любимая нога», а иногда гневно: «Тухлая крыса — вот ты кто, а не нога ты мне вовсе. Вот погоди, только дотащу тебя домой… Знаешь, что с тобой будет?!». Зайцев доходит до своего дома, но по лестнице подняться уже не может. И даже когда отец выходит его искать и не видит его, прижавшегося к стене, мальчик не в силах его окликнуть. Он начинает плакать, и тогда отец замечает сына. Гневная речь отца оборвалась, как только он увидел, в каком состоянии сын. На вопрос отца: «Что с тобой?!» он сквозь слёзы отвечает: «Но-га». Отец несёт его домой, потом приходит врач и что-то делает с его ногой. Мальчик говорит: «Ты не сердись, папочка… Уроки я приготовил. Честное слово, папа…». «Губы у отца запрыгали, и он отвернулся. — Доктор… — сказал отец. — Что же это, доктор?..»[3].

Анализ[править]

Направление и жанр[править]

Творчество А. Г. Битова исследователи относят к литературе постмодернизма. В его ранних рассказах можно обнаружить лишь некоторые признаки этого направления: игра с повествованием и размывание границ между повествователем и героем, экзистенциальное одиночество героя. Жанр произведения — рассказ.

Смысл названия[править]

Изменение автором названия рассказа исследователь И. А. Якунина связывает с изменением идеи произведения. В названии «Победа» можно увидеть отношение автора к происходящему в рассказе, во втором варианте, «Аптекарский остров», — связь повествования с биографией писателя. Окончательное название подчёркивает конфликт между героем и окружающим миром. Кроме того, разрыв слова передаёт дисгармоничность внутреннего мира героя и его физическую боль[1]

Композиция[править]

Формально рассказ не разделён на части. По смыслу в нём можно выделить четыре основные части:

  • колебания героя;
  • его прогулка с новыми товарищами;
  • болезненный путь домой;
  • встреча с отцом и последующие события.

Повествование ведётся не линейно: оно прерывается потоком сознания героя, переживающего сильную боль.

Рассказу предпослан эпиграф — строки из стихотворения С. Я Красовицкого «Астры»:

Калитку тяжестью откроют облака,
И Бог войдёт с болтушкой молока.

С одной стороны, эпиграф отражает ожидание чуда, которое движет героем и когда он решается присоединиться к мальчикам («что-то запрыгало внутри от радости»), и когда возвращается домой («Ему будет легко и мягко. Будет смотреть на узор обоев. И тогда он уснёт. А во сне, как всегда, все пройдёт»). С другой стороны, эта цитата отсылает к полному тексту стихотворения, отражающему основные мотивы рассказа: мотив вины, травмы, «полураспада» реальности.

Система образов[править]

Исследователь А. С. Морозов отмечает особенности творчества А. Г. Битова: сосредоточенность на внутренней жизни человека, на движении и характере мысли героя[4].

Герой рассказа — второклассник Зайцев. Родители его не понимают, среди одноклассников он изгой. Его мироощущение противоречиво. Мальчик мечтал о дружбе: «Он всегда ждал дружбы, и она не удавалась, как-то он не был нужен, а в его возрасте это стало важнее всего». Чтобы произвести впечатление на новых товарищей, он пропускает день рождения отца, пролезает под колючей проволокой, плывёт на льдине, съезжает по деревянным столбам, превозмогает боль. Зайцева приняли в компанию, но с новыми «друзьями» он ещё острее чувствует одиночество: «Странный фонарь висел под аркой и раскачивался чуть-чуть. Впереди была пустынная улица, и фонари на ней горели через один. — Ну вот, — сказал первый. — Ты уже дома, а нам ещё идти далеко-о-о, — сказал второй, и жалобное его «о-о» показалось бесконечным. Зайцев понял, что остаётся один»[3][1][5].

Одиночество заставляет мальчика прислушиваться к своим ощущениям: его охватывает усиливающаяся боль и чувство вины перед отцом. Герой чувствует, что мир сжался в одной точке боли: его сломанная нога уже не «нога», а «но-га». Происходит повествовательная игра — своеобразный диалог между повествователем и персонажем, воссозданный с помощью полифонического слова. Повествование от третьего лица переходит во внутренний монолог героя (от первого лица), обращённый к своей ноге: «Первый шаг почти лишил его сознания, но потом, как уже было около белого здания, всё прояснилось и почти можно было идти. Во всяком случае, держась за решётку, он делал шаг за шагом. Молодец, нога. Ты у меня очень хорошая нога. Ты изумительно прекрасная, любимая нога. Ты идёшь вместе со мной. Не отстаёшь, хотя тебе очень больно. Спасибо, нога. Боль нарастала, но он уже понял, что останавливаться нельзя»[3]. Прямая речь переходит в несобственно-прямую, и наоборот. Интонация внутреннего монолога постоянно меняется. В нём слышны то наставительно-воспитательные фразы учителей и родителей: «Неужели ты хочешь огорчить папу в день рождения? Не верю, ты прикидываешься злой… Неужели ты не хочешь поздравить его? Он к тебе всегда так хорошо относился. Нельзя быть такой неблагодарной. <…> Как ты ведёшь себя сегодня? Я тебя не узнаю. <…> Лучше тебе исправиться. Это ведь тебе нужно, не мне», то грубая брань отца: «Вот как двину сейчас тобой о решётку — и дух из тебя вон! <…> А я тебя кормил, поил, обувал. Неужели ты так неблагодарна…»[3]. А в некоторые моменты в этом монологе появляются даже интонации притчи или сказки: «Я подарю тебе три дворца — серебряный, золотой, и бриллиантовый… Я тебе их все отдам. Там тебя будут кормить лучшими блюдами и винами!», «Не боли, родная ноженька. Ради бога и Христа ради…»[3]. С помощью этих внутренних монологов автор делает воспринимаемой работу сознания мальчика[4][1].

Образы товарищей Зайцева создаются в основном в диалогах. У них нет портретов, нет имён (они обозначаются повествователем как «первый» и «второй»). В начале рассказа они кажутся друзьями (дважды описываются как «сомкнутые, серьёзные»), неким единством, частью которого стремится стать Зайцев. Однако диалог между ними напоминает разрозненные реплики и выкрики. В конце прогулки оказывается, что мальчики чувствуют то же самое, что Зайцев: развлечение перестало доставлять радость, они боятся, что дома им попадёт за опоздание. По сути, каждый из них так же одинок[6].

Образ отца — строгий, нервный: «папа, который сердится, и будет кричать, и, может, стукнет, а потом заплачет от этого». Рассердившись на сына за опоздание, он тут же простил его, узнав о травме.

Темы и проблемы[править]

Автор раскрывает в рассказе такие темы:

  • детство как период становления самосознания личности[5];
  • отношение детей и родителей. Конфликт между отцом и сыном присутствует во многих ранних произведениях А. Г. Битова. В рассказе «Но-га» он разрешается только благодаря физической травме[5].

А. Г. Битов поднимает проблемы:

  • одиночества, отверженности, непризнания обществом;
  • жестокости мира детских взаимоотношений.

Основная идея[править]

Автор показывает путь героя к обретению себя (финал которого остаётся открытым), а также драму одиночества, ради преодоления которого герой идёт на большие жертвы.

Особенности поэтики[править]

Исследователи отмечают такие особенности поэтики текста:

  • «разрывы» в повествовании;
  • размывание грани между повествователем и главным героем[7], никак не обозначенный переход от речи повествователя к внутреннему монологу героя;
  • яркий, эмоциональный, лексически разнообразный монолог героя, обращённый к больной ноге;
  • открытый финал (рассказ завершается вопросительным знаком с многоточием), который можно трактовать как авторское приглашение читателя к диалогу[6].

Ссылки[править]

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Якунина, 2008
  2. Чансес Э. Андрей Битов: Экология вдохновения. — СПб, 2006. — С. 93.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Битов А. Г. Собрание сочинений: в 3 т. Повести и рассказы. — М.: Молодая гвардия, 1991. — Т. 1. — 575 с.
  4. 4,0 4,1 Морозов А. С. Повествовательные особенности ранних произведений А. Битова (на материале сборника рассказов «Аптекарский остров» и романа «Он — это я») // Вестник КГУ. — 2017. — № 2.
  5. 5,0 5,1 5,2 Цуркан, 2011
  6. 6,0 6,1 Хохлова, 2019
  7. Чэнь Шаньшань Автор, герой и рассказчик в творчестве А. Битова 1960-х годов // Наука и школа. — 2023. — № 6.

Литература[править]

Ссылки[править]

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Но-га», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».