Политика коллективной безопасности СССР в межвоенный период

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
170. Попытки создания системы коллективной безопасности // Philoso FAQ [11:23]

Политика коллективной безопасности СССР в межвоенный период была направлена на создание антигитлеровской коалиции и предотвращение Второй мировой войны, однако из-за деструктивной позиции бывших стран Антанты и малых стран Европы эта идея осталась нереализованной. В результате все эти страны потеряли суверенитет, Чехословакия была разделена, Франция и Польша оккупированы, в Великобритания подверглась нападению Третьего Рейха.

Интересы и действия сторон в 1920-е годы[править]

Первые попытки создать систему коллективной безопасности[править]

Готовясь к Генуэзской конференции, состоявшейся в мае 1922 года, Наркомат иностранных дел Советской России стремился ослабить процесс вхождения стран Балтии в орбиту Польши, воспринимавшейся как «марионетка» Франции и Великобритании. Сплочение Польши, Латвии, Эстонии и Финляндии проявилось на Варшавской конференции этих стран (13−17 марта 1922 г.). В ответ Россия инициировала совещание представителей РСФСР, Польши, Латвии и Эстонии в Риге 29−30 марта 1922 г., на котором были выражены желание «жить в добрых отношениях и разрешать спорные вопросы мирным путем», необходимость сокращения вооружений и даже готовность к «согласованию действий их представителей» в Генуе при обсуждении экономического урегулирования в Восточной Европе[1].

Однако уже после Генуэзской конференции созванная в Москве с участием Советской России и стран-лимитрофов конференция по сокращению вооружений и военных расходов (2−12 декабря 1922 г.) закончилась провалом из-за демарша Польши, отказавшейся от предложенного НКИД уровня сокращения армии (не более 215 тыс. чел.). Польской делегации удалось консолидировать вокруг своей позиции представителей Эстонии и Латвии[1].

Политика «санитарного кордона»[править]

МИД Третьей Французской республики и Военное министерство стремились консолидировать образовавшиеся в 1918 году малые страны, чтобы включить их в более широкую систему «санитарного кордона» между Советской Россией и Германией, не допустив поглощения лимитрофов ни той, ни другой и предотвратив распространение большевизма на Запад. Вместе с тем уверенности в стабильности международного положения балтийских государств у французских властей не было[1].

Заключение Рапалльского договора между Советской Россией и Германией 16 апреля 1922 г. шокировало страны Антанты, которые стали активнее цементировать «санитарный кордон», продвигая планы формирования так называемого Большого балтийского союза — коалиции в составе Финляндии, Эстонии и Латвии во главе с Варшавой. Это вызывало озабоченность в Москве[1].

«Санитарный кордон» по сдерживанию коммунизма давал Франции и другие выгоды: если бы советско-французские отношения стали враждебными, Прибалтийские республики представляли собой хороший наблюдательный пункт для дипломатов и разведчиков Третьей Республики или даже плацдарм для подрывных операций против большевиков, при позитивном развитии событий французские бизнесмены получали мост для торговли с СССР или концессий[1].

Восточный пакт[править]

После того, как осенью 1933 г. Германия покинула Конференцию по разоружению и Лигу Наций в октябре 1933 г., во Франции начали искать способы укрепления европейской системы безопасности при помощи СССР. В октябре-ноябре 1933 г. министр иностранных дел Франции Жозеф Поль-Бонкур предложил своему советскому коллеге Максиму Литвинову обсудить возможность заключения пакта о взаимопомощи против Германии между Францией и СССР, а также вступление СССР в Лигу Наций. Политбюро ЦК ВКП(б) признало эти вопросы «дискутабельными». Поль-Бонкур также предложил привлечь к договору Польшу и государства Малой Антанты, но в Кремле одобряли только идею коллективного договора о взаимопомощи между Францией, СССР и Польшей, к которым могли присоединиться страны Балтии, Чехословакия и Бельгия. При этом СССР отказывался от принятия обязательств по оказанию помощи союзникам Франции — Югославии и Румынии[2].

Первоначально согласованный список участников Восточного пакта, разрабатываемого в дополнение к Локарнским соглашениям, включал Польшу, СССР, Германию, Чехословакию, Финляндию, Эстонию, Латвию и Литву. Румыния от участия отказалась[3].

14 июня 1934 года СССР пригласил все заинтересованные государства присоединиться к Восточному пакту. Чехословакия (2 июля), Латвия, Эстония (29 июля) и Литва (3 августа) выразили своё согласие, Финляндия уклонилась от ответа. Великобритания согласилась поддержать Восточный пакт только в том случае, если Германия будет включена не только в сам пакт, но и в двусторонний франко-советский договор; Франция и СССР согласились[2].

Германия, понимая значение готовящегося документа для европейской безопасности, стала использовать дипломатию для того, чтобы снять запрет на вооружение, наложенный на неё Версальским миром. Её поддержала Великобритания[2].

8 сентября 1934 года правительство Германии выпустило меморандум об отказе от Восточного пакта, поскольку «не может участвовать в какой-либо международной системе безопасности до тех пор, пока другие державы будут оспаривать равноправие Германии в области вооружений».[4] Через три недели об отказе от пакта сообщила и Польша.[5]

После гибели инициировавшего пакт французского министра иностранных дел Луи Барту его преемник Лаваль не возобновлял усилий по заключению договора и переориентировал политику Франции на поощрение агрессии Германии[6]. Проект Восточного пакта так и остался нереализованным.

От антисоветских инициатив к Мюнхенскому сговору[править]

В середине 1930-х годов Запад по-прежнему стремился натравить гитлеровскую Германию на СССР. Им подражали малые страны Европы[7]. В августе 1936 г. был выведен из состава правительства Румынии министр иностранных дел Н. Титулеску, сторонник сближения с СССР в интересах мира, после чего были сорваны переговоры о заключении советско-румынского пакта о взаимопомощи. Всего через месяц, в конце сентября 1936 г., были заключены германо-румынские экономические соглашения, предусматривающие среди прочего поставку румынской нефти в Германию[8]. В ноябре 1936 г. румынский посланник в Берлине Комнен в беседе с высокопоставленным немецким генералом заявил, что румынское правительство готово заключить с Германией соглашение о военном сотрудничестве[7].

20 сентября 1936 г. Политбюро ЦК ВКП(б) одобрило план коллективного обеспечения мира и безопасности европейских народов, после чего советское правительство предложило подписать «Общий пакт о взаимной помощи» между СССР, Францией, Турцией, Чехословакией, Югославией и Румынией. Однако вновь наткнулось на противодействие Великобритании, Франции и США[7].

В сентябре 1936 г. министр иностранных дел Турции Арас предложил М. М. Литвинову заключить советско-турецкий договор о взаимопомощи и пакт о взаимной поддержке, который был бы связан с Лондонской конвенцией об определении агрессии. Однако под давлением Великобритании уже в октябре того же года это предложение было снято с повестки дня[7].

Тщетными оказались и предпринятые чехословацкой дипломатией в сентябре 1936 г. попытки укрепить Малую Антанту заключением пакта против всякой агрессии. Надеясь превратить эту группировку в пятую великую державу, чехословацкий президент Бенеш намеревался добиться полной независимости Чехословакии, Румынии и Югославии от соседей — с опорой на советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимной помощи. Но на сессии совета Малой Антанты 12—14 сентября 1936 г. в Братиславе участники решили, что советско-чехословацкий пакт о взаимопомощи не накладывает никаких обязательств на союзников Чехословакии по Малой Антанте: Югославию и Румынию. После чего румынский посланник в США сообщил заместителю главы госдепартамента, что при германской агрессии его правительство не намерено помогать Чехословакии, равно как и Югославии, если та подвергнется нападению Италии[7].

В октябре 1936 года была создана ось "Берлин - Рим", что побудило Францию искать союза с Малой Антантой. Однако подготовленное Чехословакией предложение пакта Париж отверг, так как не хотел, чтобы он чем-то напоминал советско-чехословацкий или советско-французский договор. Затем французский МИД стал говорить, что договор с Малой Антантой должен быть временным, до заключения новой версии локарнских договоров, что наводит на мысль о том, что таким образом Франция хотела просто усилить свои переговорные позиции против стран оси. Договору воспротивилась и Югославия, в официальной версии опасавшаяся "быть вовлечённой в противоречия великих держав", а реально подстрекаемая Великобританией, которой не нравилось укрепление влияния Франции[7].

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Магадеев Искандэр Эдуардович РОЛЬ СТРАН БАЛТИИ В СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ПЕРИОДА НЕПРИЗНАНИЯ, 1919-1924 ГГ. // Вестник РУДН. История России. — 2022. — № 2.
  2. 2,0 2,1 2,2 Пеганов А. О. Советско-французские отношения в контексте проектов реорганизации Средней Европы, 1931—1934 Архивная копия от 26 ноября 2018 на Wayback Machine. // Российские и славянские исследования: научн. сб. Вып. 9. Минск: БГУ, 2015. С. 178—188.
  3. Documents on British Foreign Policy. 1919—1939. Second series, vol. VI, p. 746, 822, 841.
  4. Архив внешней политики РФ, ф. 05, on. 15, n. 88, д. З, лл. 18—21.
  5. История второй мировой войны. 1939 - 1945. www.istorya.ru. Проверено 18 июня 2019.
  6. БСЭ
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 В.И. Авершин [https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/41769/1/balkan_1978_02.pdf МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БОРЬБА СССР ЗА КОЛЛЕКТИВНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: (август 1936 — ноябрь 1937)] // Электронный научный архив УРФУ. — Уральский федеральный университет, 1978. — № 2. — ISSN 2310-757X.
  8. Документы внешней политики СССР, т. 19. М., 1974, № 273, с. 432—433; № 288, с. 455, 766 (прим. 180).
Runi.svg Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Руниверсалис» («Руни», руни.рф), называющаяся «Политика коллективной безопасности СССР в межвоенный период».
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.
Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».