Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Файл:Chaliapin Godunov 1912.jpg
А. Я. Головин
Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912 год
Холст, темпера, смешанная техника. 211,5×139,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова» — картина русского художника Александра Яковлевича Головина из собрания Государственного Русского музея.

Ф. И. Шаляпин изображён в роли Бориса Годунова из одноимённой оперы М. П. Мусоргского, поставленной в 1908 году для «Русских сезонов» С. П. Дягилева и В. Э. Мейерхольдом в 1911 году в Мариинском театре. Сам Головин был художником-постановщиком этих опер и разрабатывал все костюмы и декорации к ним: «работа художника над костюмом для Шаляпина уже была работой над образом, созданным позже в портрете»[1]. Сохранился рисунок Головина с эскизом царского костюма, созданном в процессе постановки оперы, датируемый 1910 годом (бумага, акварель, графитный карандаш, белила, бронзовая краска; 38,1 × 27,5 см), он находится в собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (инв. № ОР 10060)[2]. На картине Шаляпин одет в золотое, украшенное драгоценным камнями и расшитое жемчугом коронационное царское одеяние, это одеяние очень близко к сохранившемуся этюду костюма; за спиной Шаляпина — ярко-красный занавес. Отмечается, что «созвучие золотого и красного тонов рождает настроение праздничное приподнятости, торжественности» [1], при этом основное внимание всё-таки сосредотачивается на лице актёра. Исследователь творчества Головина И. М. Гофман сравнивает Шаляпина-Годунова с другим его портретом, Шаляпиным-Олоферном:

Если в Шаляпине-Олоферне лицо растворяется в общем потоке декоративных форм, то здесь пластично выписанная голова, отчётливо выявленная на гладком фоне, завершает композицию портрета, как бы венчая её. По контрасту с плоской, неподвижной мелкоорнаментированной одеждой острее ощущается пластичность, подвижность лица. Освещая голову сзади, художник создаёт впечатление пространства вокруг неё. Широкими разнонаправленными ударами наносит он краску на фоне, энергично лепит черты лица, контрастами света и тени усиливает его динамичность и эмоциональную выразительность[3].

Этюд к «Портрету Шаляпина в роли Бориса Годунова»

Общему вертикальному композиционному построению картины предшествовал погрудный портретный этюд (картон, темпера; 51,5 × 41 см). Этот этюд находится в частной коллекции. Шаляпин изображён в другом костюме — чёрном с крупным лиловым орнаментом с большим стоячим воротником густо-малинового цвета. Здесь образ артиста более экспрессивен, но гораздо менее торжественен, чем на финальной картине. В окончательном варианте художник старается избегать сильных контрастов и напряжённой экспрессии, сохраняя при этом, хоть и несколько более смягчённую, светотеневую лепку лица[3].

Сам Головин вспоминал о работе над портретом: «Портрет Шаляпина в роли Годунова потребовал немалых усилий, так как артист позировал весьма недолго. Написан он во весь рост, при свете рампы. В общих чертах портрет был сделан очень быстро, зато отделка деталей, рисунок парчового облачения и пр. потребовали большой работы. Я хотел в этом портрет дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина» [4].

Картина написана в 1912 году темперой и клеевой краской на холсте с использованием гуаши, пастели, мела, золотой и серебряной фольги и имеет размер 211,5 × 139,5 см; слева внизу расположена подпись художника: А. Головинъ. Сразу после создания она была приобретена непосредственно у художника директором Императорского Эрмитажа графом Д. И. Толстым специально для Русского музея, в инвентарные описи музея внесена под № Ж-4345[5], выставляется в Корпусе Бенуа[6].

Фактически «Годунов» является последним портретом Шаляпина из целой серии его изображений в сценическом образе, выполненных Головиным в начале XX века[7]. И. М. Гофман подводит своеобразный итог этой серии:

Своими портретами Шаляпина в ролях Мефистофеля (в красном), Олоферна и Бориса Годунова Головин вписал яркую страницу в историю русской портретной живописи. Он, как никто другой, сумел раскрыть образ Шаляпина-актёра, показать его отношение к костюму и гриму, выявить пластику тела, жестов, выразительность мимики — заострить внимание на шаляпинском принципе подхода к той или иной роли. Головинский Шаляпин — большой музыкально-драматический актёр. В самом характере исполнения портретов художник выражает величие и масштабность его замечательного таланта и вместе с тем филигранную отточенность приёмов, элементы стилизации, изысканность его мастерства — черты, особенно импонирующие в Шаляпине художникам «Мира искусства» [8].

Примечания[править]

Литература[править]

  • Головин А. Я. Встречи и впечатления. — СПб.: Т8 Издательские технологии, Пальмира, 2025. — 187 с. — ISBN 978-5-515-12104-2.
  • Государственный Русский музей — каталог собрания / Науч. ред. В. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2000. — Т. 9: Живопись. Первая половина XX века (Г—И). — 152 с. — ISBN 5-93332-040-4.
  • Гофман И. М. Головин — портретист. — Л.: Художник РСФСР, 1981. — 164 с.
Руниверсалис

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.

Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».