Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Портрет журналиста В. Кириллова (картина Николая Баскакова)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Файл:Баскаков-Портрет журналиста Кириллова-1989-b.jpg
Николай Баскаков
Портрет журналиста В. Кириллова, 1989
холст, масло.
Институт Русского Реалистического Искусства, Москва

«Портрет журналиста В. Кириллова» (English: Portrait of journalist Vianor Kirillov) — картина советского российского живописца, члена Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградского Союза художников)[1], представителя ленинградской школы живописи[2] Николая Николаевича Баскакова (1918—1993), написанная автором в 1989 году.

История написания[править]

На одном из лучших своих портретов Н. Баскаков изобразил ленинградского журналиста Вианора Александровича Кириллова. За окном поздний вечер. Кириллов за рабочим столом погружён в раздумья. Перед ним заправленная пишущая машинка, большая стопка чистой бумаги, которой предстоит вобрать размышления и непростой труд автора, чтобы стать новой книгой. Можно с большой долей вероятности предположить, что ею станет книга об авторе этой картины, которая писалась в Ленинграде, а вышла в конце 1991 года уже в Санкт-Петербурге в издательстве «Художник РСФСР»[3] и сыграла драматическую роль в судьбе Н. Баскакова.

Судя по всему, портрет писался в самом начале работы над книгой, на это указывают и поза глубокой задумчивости В. Кириллова и то настроение творческого подъёма, с которым работал над портретом сам Н. Баскаков. Тем не менее, в позе В. Кириллова, в выражении лица и опущенном взгляде, в глубоких сумерках за окном передано не только ощущение масштаба предстоящей сложной работы, но и что-то тревожное и даже пророческое.

Н. Баскаков, как и каждый художник, мечтал увидеть книгу о своём творчестве, прежде всего, как знак признания многолетнего труда. Годом ранее ему исполнилось семьдесят лет, написаны сотни картин, многие из них получили известность и признание. Но у мастера, который почти сорок лет состоял членом Ленинградского Союза художников, до сих пор не было даже персональной выставки и изданного скромного каталога работ. В 1989 году неожиданно поддержка пришла с другой стороны. Работами Н. Баскакова заинтересовались арт дилеры, проводившие аукционы русского искусства во Франции. Помимо приобретения работ у художника, они организовали поездку Н. Баскакова во Францию, где им по заказу был написан ряд картин, с успехом проданных с аукционов. Имя художника стало известно и не только в Европе.

Вскоре уже в Петербурге на Н. Баскакова вышли представители известного американского собирателя русской живописи Р. Джонсона. В итоге сложных переговоров в собрание Р. Джонсона была приобретена картина «Доярки» (1962), ставшая главным «хитом» его огромной коллекции и принёсшая Н. Баскакову поистине всемирную известность и признание[4].

У Н. Баскакова появилась возможность самостоятельно издать альбом о своём творчестве. Оставалось найти правильного автора и издателя. Почему выбор Н. Баскакова пал именно на В. Кириллова, окончившего в 1972 году заочное отделение факультета журналистики ЛГУ, а не одного из многочисленных ленинградских искусствоведов, теперь сказать сложно. Возможно, их знакомство было связано с многолетним сотрудничеством Н. Баскакова с Кировским заводом, работа которого всегда широко освещалась в печати. Как бы то ни было, но выбор Н. Баскакова оказался неудачным. Незнакомый со спецификой написания подобных книг, В. Кириллов не справился с поставленной задачей. К несчастью для Н. Баскакова, это обнаружилось поздно и к тому же оказалось не единственной проблемой для художника.

Год 1991 стал одним из самых драматичных в новейшей истории государства: августовский путч, переименование Ленинграда в Санкт-Петербург, распад СССР, полная неопределённость, обесценение сбережений на фоне галопирующей инфляции. Н. Баскаков столкнулся с тем, что его денег может не хватить для изготовления макета и печати книги, несмотря на неоднократный пересмотр первоначальной сметы. Радостные ожидания обернулись сплошной нервотрёпкой и конфликтами. Очевидно, Н. Баскаков был вынужден согласиться на тяжёлый компромисс, иначе книга могла вообще не выйти. В итоге, изданный тиражом в 2000 экземпляров, альбом не имеет каталога работ, биографии художника, сведений об участии в выставках и нахождении произведений.

По свидетельству близко знавших Н. Баскакова в этот период, переживания, связанные с изданием книги, подорвали его здоровье и ускорили его кончину в октябре 1993 года.

См. также[править]

Источники[править]

  1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.11.
  2. Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.20, 25, 45, 47, 58, 73, 75, 77, 78, 107, 324, 325, 335, 341, 374—384, 386, 388, 389, 391—394, 396.
  3. Николай Николаевич Баскаков. Автор вступ. статьи В. Кириллов. Л.: Художник РСФСР, 1991.
  4. Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.78.

Литература[править]

[]
Картины Николая Николаевича Баскакова (1918-1993)

«В. И. Ленин в Горках» (1957) • «Ленин в Кремле» (1960) • «Доярки» (1962) • «В. И. Ленин в Горках» (1967) • «На русской земле» (1967) • «Стамбул» (1968) • «В день Победы» (1977) • «Прохладное лето» (1978) • «Портрет журналиста В. Кириллова» (1989)