Пуштуны в Пакистане

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Major ethnic groups of Pakistan in 1980.jpg
Distribution of Pakistanis speaking Pashto as a first language in 1998.png
Хир Хан воспевает Пакистан

Пуштуны в Пакистанепуштунская диаспора в Пакистане. Точнее, это даже не диаспора, а один из главных народов страны: пуштуны являются второй по численности после пенджабцев этнической группой Пакистана[1].

Общие сведения[править]

Пуштуны являются одним из крупнейших этносов Пакистана (точнее, пуштунский этнос в государстве Пакистан занимает второе место по численности после панджабского), составляя более 25% от общей численности населения страны. Они составляют большинство населения пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва, центром которой является Пешавар. Эту территорию отторгли от Афганистана британцы, выделив её в Северо-Западную пограничную провинцию. Ещё при британцах шла борьба за «Свободный Пуштунистан». В своём стремлении выйти к Аравийскому морю правящие круги Афганистана поддержали эту борьбу, но британские власти отказались включить в бюллетень референдума пункт о «Свободном Пуштунистане». Местные пуштунские лидеры в основном влились в пакистанскую элиту.

Основная его масса сосредоточена в провинции Хайбер-Пуштунхва (или Пахтунхва), центром которой является Пешавар. Там проживает до 85 % пуштунского населения Пакистана, общая численность которого, по данным на 2006 года, составляет около 24 млн челокев, в том числе в административных округах проживает около 15 млн человек. Территория провинции делится на административные округа, подчиняющиеся провинциальной администрации, и полосу «свободных пуштунских племён», подчиняющуюся непосредственно центральному правительству Пакистана. Свыше 4,6 млн пуштунов, по данным на 2006 год, проживают в провинции Белуджистан в регионах Зхоб, Лоралай и Кветта-Пишин. Здесь пуштуны составляют ~60 % всего населения. Несколько десятков тысяч пуштунов проживает в провинции Панджаб, главным образом в округах Кемпбеллпур и Равалпинди. Компактное большинство они там не образуют. Многие из них являются довольно состоятельными людьми. Часть пуштунов проживает в провинции Синд, особенно в её центре в г. Карачи. Здесь они составляют около 5 % всего населения и занимаются, в основном, средней и мелкой торговлей.

Основными пуштунскими племенами на территории Пакистана являются юсуфзаи, моманды, афридии, оракзаи, хаттаки, баннучи, марваты, вазиры, какары, тарины.

Гулам Мухаммад зЗанимал должность генерал-губернатора Пакистана с 1951 по 1955 год.

Абдул Гаффар хан продолжал борьбу за создание провинции «Пуштунистан», которая включала бы все регионы страны, населённые пуштунами, но о выходе «Пуштунистана» из Пакистана и объявлении его независимым государством речи не шло. Созданная весной 1954 года в северо-восточных районах Белуджистана пуштунская организация «Врор Пуштун» («Братство пуштунов»), во главе которой стояли Абдуссамад Хан Ачакзай, М.А. Хашим Хан Гильзай и М. Акбар Хан Ачакзай, также выступила с требованием объединения всех пуштунских земель в одну провинцию и проведения социальных и культурных реформ. В 1954 году требование образования автономного «Пуштунистана» пользовалось поддержкой пуштунской общественности, чем не могли пренебрегать даже депутаты Учредительного собрания Пакистана. Осенью 1954 года оно приняло проект административного устройства Западного Пакистана, где было предусмотрено объединение полосы племён, территории княжеств и административных округов в единую провинцию. Позже была провозглашена независимость «Пуштунистана», а его «президентом» стал Факир из Ипи — один из лидеров Северного Вазиристана, но после смерти Факира в 1960 года эта борьба сошла на нет.

Пакистанские пуштуны активно участвовали в войне с Индией.

По некоторым оценкам, в Пакистане проживает более 56 млн пуштунов.

Пуштуны широко представлены во всех сферах жизни страны, занимают видное место в пакистанском обществе, они традиционно составляют среднее и высшее командное звено пакистанской армии.

Персоналии[править]

Президенты Пакистана (всего в истории Пакистана на 2021 год имеется 13 президентов):

  • Мухаммед Айюб Хан (1958—1969)
  • Гулам Исхак Хан (1988—1993)

Имран Ахмад Хан Ниази — премьер-министр Пакистана.

Хан Сахиб был премьер-министром провинции Западный Пакистан. Хан Абдул Кайюм Хан был министром промышленности в центральном правительстве Пакистана.

Начальником штаба ВВС был маршал авиации Аббас Хаттак.

Генерал Абдул Вахид Какар занимал должность командующего сухопутными войсками Пакистана.

Генерал Мохаммад Икбал Хан занимал пост председателя Объединенного комитета начальников штабов.

Генерал Рахимуддин Хан был губернатором Белуджистана.

Генерал-лейтенант Амир Ниязи был губернатором Восточного Пакистана, командиром пакистанских войск в Бангладеш в ходе войны за независимость.

Генерал-лейтенант Хамид Гуль занимал должность генерального директора Межведомственной разведки, главной разведывательной службы Пакистана.

Гуль Хассан Хан занимал должность командующего сухопутными войсками Пакистана.

Сахабзада Якуб-Хан был министром иностранных дел Пакистана, генерал-лейтенантом.

Другим министром иностранных дел был Гохар Айюб Хан.

Насируллах Хан Бабар был министром внутренних деле, генерал-майором.

Министрами были и Акрам Хан Дуррани, Афтаб Шперао, Анвар Сейфулах Хан, Каузар Ниази, Роедад Хан и др.

Генерал-лейтенанты Асад Дуррани, Имран Уллах Хан и др.

Абдул Кадыр Хан — основатель и руководитель пакистанской ядерной программы.

Карамат Рахман Ниязи — адмирал.

Тарик Камал Хан — адмирал.

Среди пуштунов немало крупных бизнесменов, например Хиал Заман Оракзай (председатель и гендиректор Al Kanz Group, владел отелем "Эмараат" в Пешаваре и занимался недвижимостью, по состоянию на 2021 год его капитал составлял около 1,45 миллиарда рупий).

Сепаратизм и конфликты[править]

Пуштуны оказались разделённым народом после того, как в 1893 году по предложению секретаря по иностранным делам англо-индийского правительства Мортимера Дюранда их земли были разделены между Афганистаном и Британской Индией по линии («линия Дюранда»).

Нельзя сказать, что пуштуны в целом не лояльны Пакистану, но среди пакистанских пуштунов есть и некоторое число сепаратистов. Во всяком случае, куда остро стоит вопрос о сепаратизме в Белуджистане.

Позиции властей Афганистана и Пакистана по проблеме Пуштунистана сильно различаются. Так, позиция Афганистана по включению пуштунских территорий в свой состав категорически отвергается Пакистаном. Афганистан объясняет свои претензии на пакистанские пуштунские районы тем, что они были основным регионом проживания пуштунов начиная с 1709 года династии Хотаки и во времена Дурранийской империи. Согласно историческим источникам, афганские племена пришли в долину Пешавар только после 800 года, когда состоялись исламские завоевания этой области.

Выразителем интересов пуштунских националистов является Народная национальная партия, руководитель которой А. Вали Хан заявил в феврале 1992 году о непризнании его партией «линии Дюранда».

Афганская война (1979—1989) способствовала подъему пуштунского национализма. Массовый исход беженцев из юго-восточных провинций Афганистана в Пакистан, во-первых, увеличил пуштунское население, а, во-вторых, способствовал его радикализации. Как следствие — в 1980-е годы в Пакистане появляется движение «Талибан» (запрещённый в РФ). Вскоре по обе стороны афгано-пакистанской границы в полосе шириной 150 км стихийно возник пуштунский «эмират», практически не подконтрольный ни Исламабаду, ни Кабулу[2].

Примерно с 1960 годов начался процесс переселения пуштунов в Белуджистан, причём пуштуны занимали наиболее плодородные и выгодные земли, что вызывало недовольство белуджей. Усиление пуштунов шло настолько быстро, что в 1991 году их новообразованная политическая партия даже потребовала создания новой провинции, где пуштуны составили бы большинство. Ныне доля пуштунов в провинции составляет уже 29 или даже 40%.

Начиная с 80-х годов значительно обострилась напряженность в отношениях между белуджами и пуштунскими переселенцами из СЗПП. Пуштунские племена, во главе которых стоят влиятельные землевладельцы, расселяются, как правило, на наиболее плодородных землях Белуджистана, расположенных в северных, пограничных с СЗПП районах. Естественно, что расселение выходцев из соседней провинции на наиболее плодородных землях становится причиной их соперничества с местным населением за ограниченные земельные и водные ресурсы, что не может не вызвать обострения этнических по форме и социальных по существу конфликтов. Пуштунская племенная система с ее эгалитарным характером больше подходит для развития частного предпринимательства, чем иерархическая белуджская система, поэтому многие пуштуны стали процветающими ростовщиками, коммерсантами и землевладельцами. Верхушка пуштунов все активнее добивается выделения северо-восточных округов Белуджистана в отдельную провинцию или автономный округ, в то время как белуджские националисты выступают за лингвистическую демаркацию пакистанских провинциальных границ[3].

Депортация афганских беженцев[править]

В начале ноября 2023 года, на фоне войны Израиля с антиизраильской коалицией, в которой, как Афганистан, так и Пакистан вообще, и пуштуны (афганцы) в частности, выразили полную поддержку Хамасу (один пакистанский сенатор пуштунского происхождения, Афнан Улла Хан, даже запостил фото Гитлера со словами понимания его действий в отношении евреев), пакистанские власти под шумок решили избавиться от беженцев из Афганистана[4]:

Правительство Пакистана приняло решение выселить всех афганских беженцев в Афганистан.

Всех. А это 1 700 000 человек. Уже сейчас сносят дома, с которых люди прожили десятилетия. Женщины с детьми очень быстро идут к КПП Торкхам[5].

Реакции ООН, римского папы и прогрессивной общественности на это не последовало.

Источники[править]