Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Рясенский, Нил Фёдорович

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Родился 24 февраля (по старому стилю) 1906 года в семье служителя Воскресенского храма города Осташкова иерея Феодора Васильевича Рясенкого и Марии Васильевны. Родители назвали сына Нилом в честь покровителя Осташкова преподобного Нила Столобенского. 25 февраля младенец был крещён благочинным протоиереем Иоанном Бобровым. Восприемниками были родные брат и сестра - Владимир и Мария, а также священник погоста Кокоши Ржевского уезда Василий Никольский.

Генеалогия Рясенских восходит к старинному роду священнослужителей Тверской епархии. Предки Рясенских в XVIII в. служили в церкви села Рясня Старицкого (в XVIII в. - Ржевского) уезда. От названия села Рясня, вероятно, и происходит фамилия. Практика, когда фамилии священнослужителям давали по названию храма или населённого пункта, где они служили, была очень распространена. Значение корня рясн/ рясный: изобильный, плодовитый, щедрый. Но этимология и семантика фамилии «Рясенский» гораздо шире. Очевидно, что фамилия, которую носили многие поколения священнослужителей, связана со словом «ряса» - верхняя одежда монаха или священника. Таким образом, фамилия, произошедшая от названия населённого пункта, была наполнена её носителями новым - церковным -содержанием.

Город Осташков расположен на берегу величественного озера Селигер на расстоянии 9 километров от острова Столобный, где возносятся к небу купола Ниловой пустыни. В этом месте в XVI в. совершал свой благодатный подвиг преподобный и богоносный Нил. Нилова пустынь во все времена оказывала своё благотворное влияние на Осташков и быт осташей. Идеалом духовной жизни в Осташкове всегда было монашество. Этот город дал миру многих подвижников веры. Каждая семья осташей имела своего молитвенника, избравшего иноческий путь. Известно, что протоиерей Нил поминал в качестве своего дедушки наместника Ниловой пустыни архимандрита Аркадия (в миру - Иоаким Иванович Никольский, ум. 1897). Документального подтверждения их родства обнаружить пока не удалось.

Воспитывали детей в семье Рясснских в строгих традициях православной педагогики. Весь уклад жизни был наполнен евангельским духом. С юных лет, Нил служил псаломщиком в Воскресенском храме родного города. В отрочестве он любил посещать Нилову пустынь, где был призван помогать на службе в алтаре и на клиросе. Его старший брат Владимир, окончивший духовную семинарию, был рукоположен во иерея ко храму села Ясенович Вышневолоцкого уезда, а в 1916 году был переведен на служение в село Волго Осташковского уезда. А позже, уже в советское время, отец Владимир служил в Вознесенском соборе Знаменского монастыря.

В 11-летнем возрасте Нил стал свидетелем трагедии, постигшей Россию - революции, сначала февральской, а потом и октябрьской. В этом году мы со скорбью переживаем 100-летие тех страшных событий, которые положили начало жестоким гонениям на Церковь Христову. В 1919 году новые хозяева жизни под предлогом помощи голодающим разграбили Нилову пустынь. Из монастыря изъяли все ценности. Мощи преподобного Нила были вскрыты. А в 1927 году монастырь и вовсе отобрали у верующих. Монахи был вынуждены разойтись, а в обители была организована сначала трудовая коммуна, а потом репрессивный лагерь.

Храмы Осташкова стали закрывать и использовать под общественные нужды. В Вознесенском храме Знаменского монастыря расположился склад зерна и музей. В Богородичном Житенном скиту - масло-молочный завод. Спасо-Преображснский храм взорвали. В Троицком соборе и до сего дня музей, в Воскресенском - концертный зал. Иерейское служение в те годы было подвигом. Совершение богослужений запрещалось. Священников всячески притесняли.

Под шум компании об изъятии церковных ценностей была отнята у верующих и великая святыня, к которой много веков со всех концов России стекались многочисленные паломники, - мощи преподобного Нила. Гробница с мощами была передана в осташковский краеведческий музей, который расположился в центральном пределе Вознесенского собора бывшего Знаменского монастыря.

В 1924 году Нил успешно окончил школу. Родной отец, видя происходящие события, был категорически против того, чтобы Нил служил в Церкви и не давал ему благословение на принятие духовного сана. Отец Федор понимал, что в случае, если сын станет священником, его ждут лишения и непосильные скорби. Имея склонность к наукам, Нил подал несколько заявлений на поступление в высшие учебные заведения. Но везде ему, как иждивенцу служителя культа, был дан отказ.

Таким образам, с момента окончания школы Нил Рясенский не имел доступа ни к учебе, ни к служению, и вынужден был заниматься домашним хозяйством, в той мере насколько это возможно в городских условиях. В 1927 году он, как сын служителя культа и тунеядец, подвергся первым репрессивным мерам: был лишен избирательных прав. Такое положение не могло быть бесконечным, и вскоре Господь по молитвам преподобного Нила Столобснского явил глубоко почитавшему его Нилу Рясенскому Свою милость.

В 1928 году в Осташков прибыл назначенный викарием Тверской епархии епископ Иаков (Маскаев). Владыка Иаков до архиерейства был вдовым священником и имел пятерых детей. Вместе с владыкой в Осташков приехала и его 24-летняя дочь Александра. Вскоре после знакомства Нил и Александра решили пожениться. Епископ Иаков настоял, чтобы жених его дочери окончил пастырско-богословские курсы. 22 ноября 1929 года состоялось бракосочетание Нила и Александры. Отца Феодора уже не было в живых, а тесть-епископ благословил своего нового сына стать священником, и 25 ноября, в день памяти преподобного Нила постника, сам рукоположил его в священный сан. Служил отец Нил иереем в Воскресенском храме города Осташкова.

Вскоре прозрению отца Феодора о горькой судьбе сына было суждено сбыться. Эти годы были временем исповедничества. Священники подвергались репрессиям. Велась активная антирелигиозная пропаганда. Аресты верующих уже никого не удивляли. Летом 1930 года ГПУ арестовало в Осташкове священника Владимира Рясенского, а вместе с ним еще несколько человек, деятельно заботившихся о храме и устройстве церковной жизни.

Отцу Владимиру пришлось пережить страшные пытки и подвигом исповедничества засвидетельствовать свою верность Богу и Его Церкви. Следователь требовал от священника, чтобы он оговорил своих собратьев и подписал протокол, содержащий клевету. Святой исповедник отказывался свидетельствовать против христиан. В тюрьме отца Владимира жестоко мучили, подвергли пыткам, вырвали ему волосы на голове. Но он остался непреклонным, выдуманной вины не признавал и показаний против других не давал.

26 декабря тройка ГПУ вынесла отцу Владимиру приговор: 5 лет заключения в концлагерь. Последовал продолжительный этап и скитание по пересыльным тюрьмам. Измученный пытками, плохим питанием и непосильной работой в концлагере священник Владимир Рясенский умер в заключении 4 декабря 1932 года, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года священномученик Владимир Рясенский был причислен к лику святых для общецерковного почитания.

Вскоре после ареста брата, осенью 1930 года, отца Нила вызвали в районный военкомат, где ему сообщили о призыве на общественно-полезные работы в тыловом ополчении. Службу отец Нил проходил в Беларуси - сначала на дорожностроительных работах, а потом в санитарной части роты. Демобилизовавшись 16 ноября 1932 года, он вернулся в Осташков.

К тому времени гонения на православное духовенство усилились. Только обновленцам позволяли служить открыто. Обновленцы ненавидели Православную Церковь и использовали каждый удобный случай, чтобы причинить вред ее служителям. Иметь какое-либо согласие с этими людьми, а тем более служить в обновленческой церкви, отец Нил не мог. И поэтому он был вынужден, оставаясь заштатным священником, зарабатывать на жизнь в качестве рабочего на осташковском кожевенном заводе.

Супруга отца Нила, Александра Яковлевна (урождённая Маскаева), была глубоко верующим человеком и терпеливо ждала мужа из армии. Она и впоследствии со смирением разделила с супругом все лишения и тяготы исповедничества и изгнания. Её отец недолго прослужил в Осташкове. В 1930 году он был переведён викарием в Саратов, где его арестовали и отправили на 3 года в Соловецкий лагерь. Отбыв срок заключения, владыка Иаков получил назначение на Барнаульскую кафедру в качестве управляющего епархией, а также назначен временно исполнять обязанности епископа Бийского. В 1935 году владыка Иаков был возведён в сан архиепископа. А осенью 1936 года его обвинили в руководстве «контрреволюционной повстанческой организацией». Последовал арест. Пока велось следствие, владыка содержался в тюрьме. 25 июля 1937 года Тройкой НКВД Западно-Сибирского края был вынесен приговор: высшая мера наказания. 29 июля архиепископ Барнаульский Иаков (Маскаев) вместе с другими священнослужителями был расстрелян. В 2000 году Архиерейский Собор причислил священномученика Иакова к лику святых.

Никаких сведений о судьбах арестованных отца и брата в то время Рясенские не имели. В это страшное время матушка Александра родила мальчика. Но радость семьи Рясенских была непродолжительной, ребёнок вскоре заболел и умер. Причиной болезни и смерти ребёночка были тяжёлые условия жизни и голод. При этом благоговейные супруги не имели утешительной возможности посещать храм, молиться за богослужением и причащаться Святых Таин. Свою веру приходилось скрывать, а молитву совершать тайно, под страхом репрессий.

Не имея возможности служить, отец Нил трудился садовником на кожзаводе. Работу он исполнял прилежно и за 4 года произвёл разбивку большой площади под древесные насаждения и под клумбы, организовал оранжерею. Зимой, в свободное от прямых обязанностей время, он выполнял разные поручения - написание лозунгов, обязанности кассира и другие. Сотрудники завода свидетельствовали о его художественной инициативе и усердии в исполнении любимого дела. За время работы отец Нил не имел ни одного выговора или взыскания, и получал поощрения от руководства.