Сельджук Шах Бегум

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Сельджук Шах Бегум

азерб. Səlcuqşah bəyim





















Сельджук Шах Бегум — первая жена Узуна Хасана, мать султана Халила и султана Ягуба, дипломата, одного из самых важных людей в истории Ак-Коюнлу XV века.

Биография[править]

Никаких сведений о дате и месте рождения Сельджук Шах Бегума в источниках не встречается. Её имя впервые упоминается как жена Узун Хасана. Они поженились, когда Узун Хасану было 15 лет, её место среди других жён Узун Хасана было другим, поскольку она была его первой женой.[1] Сельджук Шах Бегум - дочь Мухаммеда Мирзы, дяди Узун Хасана. Вудс отмечает, что этот брак состоялся за несколько лет до рождения султана Халили, то есть в 1440-1441 годах.[2] Ходжа Саддам в своем произведении "Таджут Таварих" упомянул Сельджук Шах Бегума как "любимую даму Узун Хасана". У них было 4 сына по имени Халил, Юсиф, Ягуб и Месих [3].

Политическая деятельность[править]

Немецкий историк Хинц, говоря о Бегуме, особо подчеркивает её влиятельную роль в государственных делах, участие в диване Узун Хасана, а также тесное участие во внутренней и внешней политике государства. Она даже отложила свое паломничество, чтобы иметь возможность участвовать в государственных делах. Однако эта её деятельность не была встречена неоднозначно. Так, влиятельные лица во дворце называли ее такими ненавистными словами, как , "Странствующая хатун". В своем произведении “Менагиби Гюльшан” (азерб. Mənaqibi Gülşən) Ибрагим Гюльшани подверг критике близкую деятельность Сельчукшах-бея и других дам в принятии диванных решений. Согласно легенде, женщина из Тебриза пришла к Ибрагим Гюльшани и пожаловалась на решение, принятое Шарафуддин диваном.

Это повествование является одним из примеров, показывающих роль Сельджук Шах Бегума в государственных делах. По другой легенде, написанной Гюльшани, Сельджугшах-бейим собрал группу князей, чтобы помешать браку вдовы султана Халила с Гусейном Чалаби, которого он считал «обычным человеком», и не позволил этому браку состояться.

Сельджук Шах Бегум, непосредственно участвовавший в борьбе за престол Ак-Коюнлу, особенно в период тяжелой болезни Узуна Хасанима, сосредоточил своим влиянием все свое внимание на внутренней и внешней политике и государственном управлении. Вудс пишет, что самая сильная фракция во дворце была собрана вокруг Сельджукшаха Бейима.[4] Остальные жены Узуна Хасана — Девлетшах Бульдукани и Даспина-хатун — были в оппозиции. Эти султаны, которые были матерями Угурлу Мухаммада и Максуда, поддержали Угурлу Мухаммада в борьбе за престол.

На самом деле, в прошлом, перед битвой Узун Хасана в Отлугбели с османским султаном Фатех Султан Мехмедом (1472 г.), Сельджук Шах Бегум вел некоторые действия против Угурлу Мухаммада, сына другой жены Узун Хасана. Он стал причиной конфликта между Угурлу Мухаммадом и Узун Хасаном во время битвы при Отлукбели.[5] Тегерани пишет: «Мохаммед послал Узун Хасану послание напасть на османского визиря Махмуда-пашу. Узун Хасан тоже хотел преследовать османскую армию. Но Сельджугшах-бейим остановил его и сказал, что Мухаммед Счастливчик собственными руками разгромил румын в чтобы прославиться среди армии. хочет сделать». Описывая этот вопрос, Техрани Сельджук Шах Бегум пишет: «Султан принял слово этого тирана (Сельчугшаха Бейима) и позвал Угурлу Мухаммада обратно»[5].

Как можно понять из этого, Сельджугшах-бейим имела влиятельную роль среди Аггоюнлу-беев, к её словам прислушивались. Хасан-бей Румлу Ахсанеут Таварих идет дальше и высказывает подозрения, что Узун Хасан также был задушен Сельджугшах-беем. Он писал: "Автор этих строк (говоря о себе) услышал от некоторых людей такие слова: «Когда к Хасану Падишаху принесли голову Угурлу Мухаммада, Хасан Падишах был болен. Эта новость была для него очень тяжелой, и он сказал: что если я избавлюсь от болезни, то отомщу его убийцам, испугавшимся этого слова и задушившим его»[6].

Когда Узун Хасан во время своего визита в Грузию заболел, Сельджугшах предоставил бею возможность посадить на трон своего сына Султана Халила. Вскоре после этого в стране начали распространяться слухи о смерти Узун Хасана и о том, что Угурлу Мухаммед был смещен на престол военной элитой Азербайджана. Сельджугшах Бейим немедленно вызвал своего сына Халила во дворец Аггоюнлу в Ширазе.[7] Группа людей, в том числе Сулейман-бей Биджа, поймала и убила Угурлу Мухаммада недалеко от Эрзинджана. Султан Халил, у которого не осталось препятствий в борьбе за власть, взошел на престол вместе со своим братом Максудом. Однако, как только Халил пришел к власти, он казнил своего брата и напугал других наследных принцев. Он даже отправил свою мать, Сельджугшах-бей, вместе с генералами Баындыром и Сулейман-беем Биджаном в Диярбакыр и укрепил свою единоличную власть[8][9].

После того, как султан Халил Аггоюнлу взошел на престол, он возмутился своей матерью, Сельджугшахом Бейимом и принцем Ягубом, которые были его самыми большими сторонниками, удалил членов королевства из своего окружения и в результате отразил недовольство во дворце своим подданным. В результате Сельджугшах-бейим, который сначала поддержал своего сына Халила, собрал вокруг себя восточно-анатолийских беев и поднял восстание под предводительством султана Ягуба[7].

В 1478 году, когда Ягуб-бей двинулся из зимы в горные районы, чтобы захватить Азербайджан, Ирак, Персию и другие города, такие господа, как Баындыр, Чепни и Духарлы, пришли к Ягуб-бею, выразили свою лояльность и преподнесли подарки. По пути к реке Памбигли на востоке Бисмила они пожелали Сельджугшах-бею доброго прибытия и прохождения через поселение Битлис и выразили свою преданность Сельджугшах-бею. [10] Сельджук Шах учредил здесь совет и принял лояльность всех эмиров. Когда Сельджугшах-бей Ягуб узнал, что бей является его противником, он попытался отговорить сына от своего намерения. Но позже султан нашел решение, отправив к Халилу гонца, чтобы выразить свою покорность, преданность и извинения. Хотя Хаджи-бей поручил Мосуллу передать эту новость, вскоре после отправки гонца султан Халил и Мирза Ягуб встретились в Хое. Султан Халил потерпел поражение в этой кампании (1478 г.) и отрекся от престола.

Фактически, одной из важнейших причин, по которой Ягуб-бей выиграл войну и взошел на султанский трон, несомненно, были трещины в союзе Сельджугшах-бея с султаном Халилом. В результате этого Сельджук Шах Бегум попытался урегулировать ситуацию между двумя своими сыновьями, но позже Ягуб встал на сторону бея, и было достигнуто примирение с традициями завоевателей.[11]

Султан Ягуб прочитал ее письмо на диване и, следуя своим словам, отправил пару домой. Также его мать приказывает Сельджугшаху-бейиму впредь не вмешиваться в государственные дела.

Опять же, в другом переводе Гульшани, критикуя тот факт, что султан Ягуб поддерживал Сельджугшаха Бейима больше, чем ученых в его диване и администрации, он также подчеркивает её влияние на диване и критикует влияние женщин в политическом пространстве. Таким образом, неоспоримым фактом является то, что Сельджугшах-бейм находится в положении выше ученых, шейхов и дервишей, что к её решениям прислушиваются и уважают.[11]

Хотя Сельджугшах-Бейим, который также активно занимался внешней политикой, был принят с уважением соседними государственными администраторами, среди послов, пришедших во дворец, были те, кто привел отдельного посланника для Сельджугшаха-Бейима.

Благотворительная деятельность[править]

На самом деле Сельджук Шах Бегум, известный как великодушный человек, большую часть своих доходов использовал на благотворительные цели. Он потратил 10 000 динаров на ремонт мечети Тебриза, подвел в мечеть воду для омовения, построил высокий купол и построил кельи, облицованные со всех сторон плиткой. Внутри этой мечети вместо старого михраба был построен высокий купол. Хотя сельчукшаха-хатун завия была построена им самим в селе Балахор Байбурта, позже она была снесена. Информация об этом отражена в земельных документах и ​​учредительных записях того времени. С ростом её престижа во дворце он придавал этим делам большее значение и завоевал уважение местного населения.[12]

Сельджугшах Бегум также общалась с людьми суфизма и уважала их. Например, Деда Омар Ровшани из секты Халвати перед тем, как прийти во дворец Аггоюнлу, завоевал расположение Узун Хасана и его жены Сельджугшаха Бейим. Сельджук Шах Бегум подготовил Музаффарийя завию, построенную женой Джаханшаха, для передачи Деде Омару Ровшани. Шейх жил здесь до своей смерти.[12]

Хотя говорят, что дед Омар Ровшани продолжал жить в этой завии во время правления султана Халила и Ягуб-бея и что он был похоронен на кладбище часовни, построенной Сельджугшах-беем в Тебризе, достоверность этой информации не известна. . Сельджугшах-бейим был близок к секте Халвати и ее членам, питал к ним глубокую симпатию и стал одним из последователей секты. Однако между ним и Ибрагимом Гюльшани, членом этой секты, возникли проблемы из-за её деятельности в дворцовых и диванных делах.

Cмерть[править]

Сельджук Шах Бегум Х.890/М. одним из известных фактов является то, что он умер в 1490—1491 годах в местности под названием Карабах-Арран. Однако существуют разные источники информации о том, как он умер. Хунджи Исфахани писал, что он одним из первых заразился этой болезнью во время эпидемии холеры и в результате умер.[13] По словам другого историка Хасан-бея Румлу, Сельджугшах-бек Узун Хасан приготовил ядовитый сироп, чтобы отравить Масиха Мирзу, сына Деспины Хатун. Однако, увидев, что её сыновья Ягуб и Юсиф по ошибке пьют этот сироп, он выпил остаток сиропа и умер. В другом источнике также отражена история о том, что Ягуб сознательно дал сироп брату и матери[14].

Примечания[править]

  1. Sümer, 2012, с. 261
  2. Woods, 1993, с. 201
  3. Arayancan, 2019, с. 2
  4. Woods, 1993, с. 203
  5. 5,0 5,1 Tehrani, 2001, с. 348
  6. Rumlu, 2006, с. 241
  7. 7,0 7,1 Arayancan, 2019, с. 5
  8. Woods, 1993, с. 206
  9. Woods, 1993, с. 233
  10. Arayancan, 2019, с. 7
  11. 11,0 11,1 Arayancan, 2019, с. 6
  12. 12,0 12,1 Arayancan, 2019, с. 8
  13. Woods, 1993, с. 250
  14. Woods, 1993, с. 251

Литература[править]

  • Woods John E. The Aqquyunlu: Clan, Confederation, Empire. — The University of Utah Press, 1999.
  • Walter Hinz tərc T.Bıyıklıoğlu Uzun Həsən və Şeyx Cüneyd. — Ankara: TTK, 1992.
  • Həsən bəy Rumlu Əhsənüt-təvarix / Namiq Musalı, Oqtay Əfəndiyev. — Kastamonu: Uzanlar, 2017. — С. 661.
  • Arayancan Ayşe Atıcı AKKOYUNLU SARAYINDA BİR BEGÜM YA DA MEHD-İ ULYÂ: SELÇUKŞAH BEGÜM. — 7. — AVRASYA Uluslararası Araştırmalar Dergis, 2019. — Т. 20. — P. 1—11.

Шаблон:Нерабочие сноски