Сергей Юрьевич Краснопёров

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Сергей Юрьевич Краснопёров

пушту نور محمد
Nurmamad3.jpg
Имя при рождении
Сергей Юрьевич Краснопёров
Псевдонимы
Нурмохаммад, Нурмамад
Дата рождения
1965
Место рождения
Курган, РСФСР, СССР


Гражданство
Союз Советских Социалистических Республик СССР
Афганистан Афганистан (предположительно)


Род деятельности
бывший военнослужащий, инженер, механик


Отец
имя неизвестно
Мать
Нина Алексеевна Краснопёрова
Супруга
имя неизвестно
Дети
шестеро (два сына и четыре дочери)


Сергей Юрьевич Краснопёров (также известен под исламским именем Нурмохаммад или Нурмамад; дар./пуш. نور محمد‎; род. 1965, Курган, РСФСР, СССР) — бывший рядовой Советской армии, получивший широкую известность после своего возвращения в Россию спустя почти 40 лет, проведённых в Афганистане. Его история вызвала значительный общественный резонанс и полярные оценки: от сочувствия и признания жертвой обстоятельств до прямых обвинений в дезертирстве и предательстве.

Биография[править]

Ранние годы и военная служба[править]

Сергей Краснопёров родился в 1965 году в городе Кургане. До призыва в армию окончил восемь классов, работал токарем на Курганском заводе колёсных тягачей (КЗКТ) и получил специальность водителя КАМАЗа[1].

2 апреля 1983 года был призван в ряды Советской армии. Службу проходил в составе 371-го гвардейского мотострелкового полка (5-я гвардейская мотострелковая дивизия) на территории Демократической Республики Афганистан. Изначально служил водителем в батальоне материального обеспечения в городе Шинданд, позже был переведён в хозяйственный взвод в город Чагчаран, провинция Гор[2].

Исчезновение и жизнь в Афганистане[править]

В ноябре 1984 года рядовой Краснопёров пропал без вести. Дата исчезновения в разных источниках указывается как 9[2] или 11[1] ноября. Обстоятельства его ухода из части являются предметом споров и противоречивых свидетельств.

Версии исчезновения[править]

  • По версии самого Краснопёрова, причиной ухода из части стали неуставные отношения и жестокая «дедовщина». Он утверждал, что сослуживцы вымогали у него продукты из взвода обеспечения для обмена на алкоголь, а конфликты перерастали в драки. По его словам, он жаловался командиру, но это лишь усугубило ситуацию. В состоянии отчаяния он покинул часть без оружия и вскоре был взят в плен моджахедами, которые около полугода держали его в пещере в кандалах[3][1].
  • По данным других источников, включая свидетельства сослуживцев и архивные списки, Краснопёров дезертировал. В одной из версий говорится, что он был пойман офицером на продаже военного имущества местным жителям и бежал, чтобы избежать трибунала[2][4]. Сослуживец Сергей Малышкин утверждал, что Краснопёров совершил три побега: первые два раза его возвращали афганцы и сотрудники ХАД, а в третий раз он ушёл окончательно, прихватив с собой автомат[2].

Жизнь в Афганистане[править]

После пленения Краснопёров принял ислам и получил имя Нурмохаммад. По его словам, это позволило ему стать полноценным членом общества. Вскоре его женили на местной жительнице, в браке с которой родилось шестеро детей (ещё семеро, по его словам, умерли в младенчестве)[1]. Благодаря техническим навыкам, полученным в СССР, он сделал в Афганистане карьеру. Краснопёров работал механиком, дальнобойщиком, а позже стал главным инженером на электростанции в Чагчаране, обслуживая дизельные генераторы, которые снабжали электроэнергией всю провинцию Гор[5]. Ветеран Афганской войны Вячеслав Некрасов рассказал эпизод, когда Краснопёров сумел в одиночку починить вышедший из строя пассажирский самолёт, который совершил аварийную посадку в их провинции[5].

В начале 1990-х годов была организована его встреча с матерью в Мазари-Шариф, однако он отказался возвращаться в Россию без своей семьи, которую ему не разрешили вывезти[1].

Возвращение в Россию и общественный резонанс[править]

22 мая 2024 года при содействии Комитета по делам воинов-интернационалистов Сергей Краснопёров впервые за 40 лет прилетел в Россию. Он прибыл в Курган, чтобы встретиться с матерью, которой на тот момент было более 80 лет. Его возвращение вызвало бурную реакцию в СМИ и обществе.

Критика и обвинения в предательстве[править]

История Краснопёрова стала предметом ожесточённых споров. Многие ветераны и общественные деятели назвали его предателем и дезертиром.

  • Депутат Московской городской думы Андрей Медведев в своём Telegram-канале назвал Краснопёрова предателем, который «присоединился к воевавшим против СССР повстанцам»[6].
  • Особую известность история получила после публикации на портале Pikabu статьи под заголовком «КРАСНОПЁРОВ СЕРГЕЙ-НУРМАМАД: КОГДА ПРЕДАТЕЛЬСТВО СТАНОВИТСЯ НОРМОЙ»[7]. Публикация, быстро ставшая резонансной и занявшая верхние строчки в поисковой выдаче, содержит крайне резкую оценку его действий. Автор называет Краснопёрова «банальным уголовником», «перевёртышем» и «пособником душманов», прямо обвиняя его в участии в боевых действиях против советских войск.

«Чинил пулемёты, ремонтировал орудия. Мы метко стреляли по вертолётам». Каждое это слово – плевок в лицо матерям, не дождавшимся своих сыновей из Афганистана.
— из статьи на Pikabu

Сторонники и призывы к сдержанности[править]

В то же время часть общества отнеслась к его истории с большим сочувствием. Советник председателя Комитета воинов-интернационалистов Вячеслав Некрасов, помогавший с возвращением, подчеркнул, что Краснопёров «сделал в Афганистане довольно приличную карьеру» и пользуется большим уважением у местных жителей благодаря своим «золотым рукам»[5].

Сам Краснопёров в интервью заявлял, что не считает себя предателем и что его уход из части был актом отчаяния, а не осознанным выбором врага.

Чувствую вину только перед детьми, и хочу дать им возможность жить лучше... А так вся моя жизнь, как поезд, пошла под откос.
— Сергей Краснопёров в интервью изданию «КиК»

В настоящее время Краснопёров заявил о намерении получить российское гражданство для себя и своей семьи[3][8].

См. также[править]

Источники[править]