Стихотворения В. Н. Соколова
Стихотворе́ния Влади́мира Никола́евича Соколо́ва ― творческое наследие советского поэта XX века Владимира Николаевича Соколова (1928—1997), одного из представителей «тихой лирики».
Общая характеристика[править]
Особенности лирики В. Н. Соколова:
- поиски гармонии между миром и человеком как основная тема творчества[1];
- основой нравственных поисков становится для поэта природа родного края, «малой родины»;
- возвращение к национальным истокам и к поэтическому наследию прошлого; чувство традиции, за счёт которой создаётся связь времён (по словам поэта, «чувство традиции, как чувство непрерываемости времён, часто вызволяло меня из кризисных состояний»[2]);
- историческая преемственность гуманистических традиций литература прошлого века;
- в лирике В. Н. Соколова отражено нарастание дисгармоничности жизни общества[3];
- исследователи отмечают музыкальность стихов В. Н. Соколова[4].
Периодизация[править]
Исследователь Л. О. Калинина выделяет в творчестве поэта пять периодов:
- 1945—1954 годы: ранняя лирика. Атмосфера самых ранних стихотворений: свежесть, движение, солнечность, ожидание дорог, влюблённость в жизнь («О, что мне делать с этим бедным даром...»). В первый сборник стихов «Утро в пути» (1953) вошли стихи о трудном военном детстве, эвакуации, тыловых буднях (такие как «Мужская школа», 1950). Стихотворениям первого периода свойственна искренность и лиричность («Верность», «Грусть», «Первый снег» и пр.).
- 1955—1964 годы. Вторая книга стихов «Трава под снегом» (1958), в названии которой отражено состояние лирического героя, который ждёт своей весны. Известные стихотворения сборника, написанные в 1956 году: «Всё прозрачно в мире — это свойство...», «Из переулка — сразу в сон...», «Когда стреляют в воздух на дуэли...». Этому периоду свойственно трагическое осознание несовершенства бытия, размышления о смысле жизни, назначении поэта и поэзии. В 1950-е годы в лирике В. Н. Соколова оптимистическое мировоззрение сменяется трагическим. Лирический герой переживает разлад разума и души, а также противопоставляет себя миру («Воспоминание о кресте», 1961). В 1961 году выходит его третий стихотворный сборник «На солнечной стороне».
- 1965—1973 годы: период поэтической зрелости. Выходят сборники «Смена дней» (1965) и «Разные годы» (1966), «Избранная лирика» (1967), «Снег в сентябре» (1968). Значительную часть последних двух сборников составили новые стихотворения. В этот период создаётся натурфилософская основа творчества поэта, прежде разорванные связи лирического «я» с миром начинают восстанавливаться. Внутренний миp человека растворяются в природных образах. В его лирику входит тема «малой родины»: «Звезда полей...» (1963), «Ростов Великий...» (1965), «У верховьев Волги» (1965) и пр. Поэт отходит от погружённости в свой внутренний мир и начинает осознавать себя частью общественной жизни. У него возникает стремление пробудить в душах современников интерес к духовным, нравственным ценностям. Поэмы этого периода: «Смена дней» (1960), «Улица» (1966), «Шадринск» (1967) — построены по принципу лирического цикла.
- I974—I981 годы. Выходят сборники «Четверть века» (1975), «Позднее утро» (1977), «Городские стихи» (1977), «Спасибо, музыка» (1978). В стихах этого периода звучит тема Родины, философские размышления о жизни. В стихотворениях появляются элегические интонации. Творческие искания конца 1970-х — начала 1980-х годов отразились в сборниках «Долина» (1981) и «Избранные произведения» в 2-х томах (1981). В этот период его поэтическое мировоззрение становится космичным.
- 1982—1990-е: поздняя лирика. В 1983 году вышел сборник «Стихотворения». Лейтмотив лирики 1980-х — одиночество и неприкаянность современного человека. Кроме того, в стихах появляются сказочные и фантастические элементы, позволяющие поэту уловить «переход мгновения в вечность». Поэмы «Александровский сад» (1984) и «Алиби» (не завершена) автор определил как «вольные» поэмы, в которых сосуществуют лирическое, эпическое и драматическое начала. Поэма «Пришелец» (1991) содержит фантастические элементы. В 1990-е годы вышли сборники стихотворений В. Н. Соколова «Посещение» (1992) и «Самые мои стихи» (1995). Сборник «Посещение» пронизан размышлениями о трагическом состоянии эпохи, о духовном омертвении людей: «Я устал от двадцатого века, / От его окровавленных рек. / И не надо мне прав человека — / Я давно уже не человек». Основная тема его поздней лирики — философские размышления на склоне жизни. Тональность поэзии в этот период меняется от тонкой лирики до отчаянного призыва к сохранению человечности[5][3].
В целом эволюцию творчества поэта Л. О. Калинина характеризует как движение от юношеского оптимизма — через трагический романтизм — к пафосу стоического пессимизма[3].
Основные темы, мотивы и образы[править]
Память о прошедшей войне в лирике В. Н. Соколова — высшая и неизменная нравственная мера всего. Она присутствует даже в любовной лирике: «Прощай. Я в любви не прощаю, / Прощай, поминай обо мне. / Я помнить тебя обещаю, / Как в юности, как на войне» («Как страшно с тобой расставаться...», 1969).
Тема поэта и поэзии[править]
В ранней лирике В. Н. Соколова звучит утверждение красоты мира. Так, например, в программном стихотворении 1948 года «Как я хочу, чтоб строчки эти...» (1948):
- Как я хочу, чтоб строчки эти
- Забыли, что они слова,
- А стали: небо, крыши, ветер,
- Сырых бульваров дерева!
- Чтоб из распахнутой страницы,
- Как из открытого окна,
- Раздался свет, запели птицы,
- Дохнула жизни глубина.
В поисках гармонии с миром поэт обращается к музыке, которая становится для него символом этой гармонии: «Спасибо, музыка, за то, / Что ты меня не оставляешь, / Что ты лица не закрываешь / Себя не прячешь ни за что. / Спасибо, музыка, за то, / Что ты единственное чудо, / Что ты душа, а не причуда, / Что для кого-то ты ничто» («Спасибо, музыка, за то...», 1960)[5].
Поэт воспринимает свою тревогу о судьбе человечества как продолжение гуманистической традиции русской литературы («К нам приходят ночами / Пушкин, Лермонтов, Блок. / А у них за плечами / Столько разных тревог...»). В. Н. Соколов осознаёт внутреннее родство с поэтическим миром А. А. Блока («Кто золотой скрипичный ключик...»). Следуя за А. А. Блоком, В. Н. Соколов утверждает, что трагическое мировосприятие помогает поэту найти ключ к тайнам бытия: «Он этот ключ легко, как в детстве, / Средь праха всё-таки найдёт / Иль сам его из сплавов бедствий / Назло утратам откуёт»[3].
В зрелый период творчества В. Н. Соколов трактует поэтическое творчество как проникновение в глубины души, в сферу иррационального, подсознательного.
В стихотворении 1979 года «Что такое поэзия? Мне вы...» поэт, с одной стороны, обнаруживает поэзию в самом будничном («Это может быть ваша соседка, / Отвернувшаяся от вас, / Или ветром задетая ветка...»), а с другой — говорит о невыразимости её сути («Разве можно о том говорить. / Это — палец к губам. И ни слова»)[3].
Пейзажная лирика[править]
В природе В. Н. Соколов видит некий идеал, с которым человек должен слиться. Для этого нужно пройти этап ученичества и смирить свою гордыню[3].
Стихотворения о природе, такие как «Цикады» (1963), «Первый снег» (1965) и пр., наполнены ощущением первозданной чистоты мира. В. Н. Соколов мастерски передаёт тонкие чувства и эмоции, изображает материальный мир в его предметности, ясности очертаний:
- Всё прозрачно в мире — это свойство
- Голубых больших осенних дней,
- Птиц охватывает беспокойство:
- Гнёзда их становятся видней.
- Всё открыто пристальному взору —
- Дно речное, паутинки нить.
- Очень любит осень в эту пору
- Отобрать, отсеять, отцедить. («Всё прозрачно в мире — это свойство...», 1956).
Устойчивые образы его пейзажной лирики — дом, дорога, сад, снег, след и др. Снег в поэзии В. Н. Соколова олицетворяет некое исходное начало природы[5].
Тема родины[править]
Стихотворение В. Н. Соколова «Звезда полей» (1963) звучит как заповедь верности своей малой родине:
- Подруга, мать, земля,
- Ты тленью не подвластна.
- Не плачь, что я молчу:
- Взрастила, так прости.
- Нам не нужны слова,
- Когда настолько ясно
- Всё, что друг другу
- Мы должны произнести.
Образ Родины для поэта неотделим от литературной традиции и заложенного в ней нравственного опыта прошлого. В традиции поэтов прошлого В. Н. Соколов видит «врачующую» силу: «Вдали от всех парнасов, / От мелочных сует / Со мной опять Некрасов / И Афанасий Фет. / Они со мной ночуют / В моём селе глухом. / Они меня врачуют / Классическим стихом» («Вдали от всех парнасов...», 1960)[5]. Стихотворение «Что-нибудь о России?» (1978) даёт представление об особенностях гражданственности лирики В. Н. Соколова[3]:
- Что-нибудь о России?
- Стройках и молотьбе?..
- Все у меня о России,
- Даже когда о себе.
По словам литератора В. И. Амурского, гражданственность поэта «была тихой, незаметной, не рассчитанной на полосы газет»[2].
Философская лирика[править]
В зрелой и поздней лирике В. Н. Соколова часто раскрываются представления поэта о мире, звучат философские размышления. В стихотворении 1971 года «Ты плачешь в зимней темени...» появляются мотивы преодоления времени, то есть страха старости, смерти и утрат[5]:
- Не поддаваться времени,
- Его собою полнить
- И даже в поздней темени
- О том, что будет, помнить.
- Не надо плакать, милая,
- Ты наших поколений.
- Стань домом, словом, силою
- Больших преодолений.
В. Н. Соколов рассматривает с натурфилософских позиций решение вечной темы противостояния тёмных и светлых сил. Поэт надеется, что тёмный период не бесконечен: «Живая ночь, живая тьма / Не вечно тянется...». Несмотря на «темноту» своей эпохи, поэт продолжает обращаться к прекрасному в природе и к лучшим качествам человеческой души: «Я не сумел, имея кисть и очи, / Не видеть звёзд среди беззвёздной ночи». В зрелый период творчества поэт стремился вернуть человека к природе, к праосновам. В поздней лирике возникает идея объединения земной жизни с жизнью Вселенной: «Одиночество юной тоски! / Что общительнее во Вселенной? / Там, где тополь встаёт на носки — / До звезды дотянуться нетленной». Однако, по мысли В. Н. Соколова, человек, будучи частью природы, всё дальше уходит от природного мира.
Поэт обостряет противоречия своего времени, чтобы обратить на них внимание читателя, пока не угасли «в душе человечность к любовь»[3].
Примечания[править]
- ↑ История русской литературы XX — начала XXI века : Учебник для вузов в 3-х частях с электронным приложением. Часть II : 1925–1990 годы / Сост. и науч. ред. проф. В. И. Коровин. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. — С. 1480―1481. — 511 с.
- ↑ 2,0 2,1 Амурский В. И. «Всё у меня о России…». Вспоминая Владимира Соколова // Вопросы литературы. — 2013. — № 2.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Калинина Л. О. Творческая эволюция В. Соколова : автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. филол. н.. — М.: Московский ордена Трудового Красного Знамени педагогический университет, 1992.
- ↑ Чернис Д. «Я очень родину люблю…» (Заметки о поэтике Владимира Соколова) // Вопросы литературы. — 1979. — № 9.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Запевалов, 2005
Литература[править]
- Высокосов В. Поэт Владимир Соколов // Крещатик. — 2007. — № 2.
- Запевалов В. Н. Соколов Владимир Николаевич : [биобиблиографическая справка] // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — Т. 3. — С. 375―377.
- Казак В. Соколов Владимир Николаевич : [биобиблиографическая справка] // Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года / пер. с нем. Е. Варгафтик и И. Бурихин. — London, 1988. — С. 715–716.
- Мнацаканян С. Элегантный человек // Литературная газета. — 2013. — № 16. — С. 1, 4.
- Татищева Н. И. Дивергентное и конвергентное сознание в поэзии Владимира Соколова // ИСОМ. — 2014. — № 1.
Ссылки[править]
- Владимир Николаевич Соколов на Литературной карте Тверского края
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Стихотворения В. Н. Соколова», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|