Уйгуры в Тимуридской Империи
Уйгуры в Тимуридской империи. Уйгуры в Империи Тимура произошли из двух источников, одним из которых являются: уйгуры, жившие на этих землях с незапамятных времен в своей долгой истории; Вторая: уйгуры, пришедшие на земли Тимуридской империи из своей нынешней страны после создания тимуридского государства или во время его создания.
Тимур положил конец государству Западный Чагатай и ликвидировал хвост государства Ильханидов. После этого там возникла империя Тимура, сначала в Трансоксиане, затем он присоединил Хорасан, и там возник новый общественный строй в истории Средней Азии. Империя Тимура образовалась, как и Монгольская империя, из разных народов, и таким образом роль уйгуров в политической и общественной жизни этой империи продолжалась, как и у других народов. Тимур воспользовался интеллектом и силой уйгуров, действующих в этой стране. Кроме того, он постоянно вытеснял уйгуров из западного региона Чагатай и Семиречье в Мавераннахр и Хорасан и получал от них выгоду.
История[править]
Востоковед доктор Балальф говорит: "Известный всем город Кашгар назывался в эпоху Тимура «семи народами». были изгнаны из Кашгара. Предками этих людей являются те, кто эмигрировал из своей страны. Кашгар при Кашгаре называли «семи народами». Тимур разгромил армию восточных чагатаев на западных берегах реки Аму в 1365 году, и занял город Самарканд в 1370 году, а через несколько лет положил конец демонстрациям и восстаниям в Трансоксианской области. Таким образом, Трансоксианская область отделилась от Восточного Чагатайского ханства. Тимур правил в этих местах, и Тимур продолжал постоянно противостоять Восточное Чагатайское ханство.
В книгах «Зафарнама» Шарифа ад-Дина Али и «Зафарнама» Низам ад-Дина Шами зафиксированы сведения о бедствиях, постигших восточные города Чагатая от рук Тимура и его старшего сына Омара аль-Шейха. Учитывая информацию, предоставленную Шарифом ад-Дином Али в его книге «Зафарнама», Тимур вторгался в этот регион пять раз между 1375 и 1379 годами нашей эры. Однажды армия Тимура встретилась с армией Восточного Чагатайского ханства в районе «Горячего бассейна», и эта война закончилась разгромом армии Восточного Чагатая. Тимур воспользовался случаем и разделил свои армии на две команды, поэтому он отправил две команды в города Кашгар и Алмалик. Армия вызвала множество бедствий и бедствий в двух городах и конфисковала деньги людей. Они добровольно и силой увезли группу людей в государство Тимор. Абд ар-Раззак ас-Самарканди упомянул в своей книге «Матала ас-Саадин ва Маджма аль-Бахрейн» (написанной в 1471 году нашей эры) сведения о переселении Тимуром группы жителей Кашгарии в Андижан в 1370 году нашей эры. В период правления Эсен-Буки (1432—1462) кагана Могулистана (Туркестана) главой города Кашгара был назначен Саид Ахмед из племени Доглат. Поскольку он был недостоин своей миссии, Ходжаваты (суфийские шейхи) объединились с Улугбеком, внуком Тимура, и изгнал его из Кашгара. С этого дня Кашгар находился под властью Улугбека. После трёх лет упорного труда Саиду Ахмеду удалось вернуть Кашгар. Во время и до восстановления Кашгара многие жители Кашгара мигрировали в регион Трансоксиана. Несомненно, что миграция уйгуров в регион Трансоксианы имела и другие причины, помимо причины войны, такие как безопасность и интерес к науке и ученым во время правления Тимура.
Миграция уйгуров во время правления Тимура в регион Трансоксианы была результатом их продолжающейся миграции в истории с древних времен. Иммигрировавшие на этот раз добились ощутимых результатов в общественной жизни империи Тимура и заслужили увековечение своих имен в истории. Хотя многие из этих людей уже не упоминаются в истории, некоторые из них оставили явные следы, привлекающие внимание.
Уйгурские правители и правители во времена империи Тимура[править]
В то время многие уйгуры участвовали в управлении делами тимуридского государства:
Девлет Шах Бахши Уйгур: Он был правителем, занимавшим высокий пост в начале существования государства Тимуридов.
Гият ад-Дин Бахши: Этот человек известен в источниках как Гият ад-Дин Кьяк или Кьякна Бахши, и он является отцом великого поэта Алишер Навои. Учитывая предыдущие обстоятельства, возможно, что его семья эмигрировала из его страны, Кашгара. Гияс ад-Дин взошел на престол города Сабзваза (в Таджикистане) и стал писцом у правителя Хорасана Абу аль-Касима Бабура на чагта-уйгурском языке и арабском языке. Он любил поэзию.
Была написана книга под названием «История Хани». Абдулла бин Али Насралла, писатель XVI века, в своей книге «Забадат аль-Асар», написанной на тюркском языке, пишет, что книга «История Хани» была написана на уйгурском языке.
Шариф ад-Дин Али Йезди (? — 1454) воспользовался этой книгой при написании своей книги «Зафарнама» по истории Тимура. Некоторые авторы полагают, что книгу «Тарих Хаани» мог написать Гият ад-Дин Бахши. Эта книга до сих пор не найдена учеными.
Дервиш-Али: он был губернатором во время своего правления города Балх в современном Афганистане и является братом Али Шер Наваи.
Ахмед Хаджи-бей : Когда Али Шер Наваи пишет об Ахмеде Хаджи-бее, он говорит в своей драгоценной книге «Советы сокровищ»: Султан Малик Аль-Кашгари был бесподобным человеком в свое время, поэтому Ахмед Хаджи-бей был его сыном, и его спасителем была «Моя Верность». Это молодой человек с прекрасным характером, сострадательный, интересующийся делами других… Он на десять лет стал губернатором города Герата, столицы Хорасана. Затем он на какое-то время стал губернатором Самарканда, а сейчас уже тридцать лет является заместителем султана Хусейна. Никто на него не жалуется и не возражает, все признают его смелость и талант. Он был поэтом, писавшим на уйгурском и <персидском языках.
Когда поэт Али Шер Навави приехал в Самарканд из Герата, он остановился у Ахмад Хаджи-бея. Во время пребывания Али Шер Наваи в Самарканде его защищал Ахмад Хаджи-бей6.
Джанибек Дулдай: Султан Абу Саид Мирза поручил ему управлять Самаркандом. Он был братом султана Малика Кашгари, отличался храбростью и вежливостью.
Алишер Навои: Поэт и мыслитель Алишер Навои стал главным министром во дворце султана Хусейна Байкара между 1472—1476 годами нашей эры.
Уйгурский язык и его письменность в империи Тимура[править]
Судя по историческим источникам, во время правления Тимура использовалось несколько языков и письменностей. Среди этих языков положение турецкого языка и его письменности было отчетливым и широким.
Первым языком в государстве Тимор был турецкий язык, который назывался несколькими словосочетаниями, такими как: «чагатайский язык», «уйгурская фраза» и «уйгурское произношение». Позже он был известен миру как «чухтайский язык».
Уйгурский язык вместе с арабским и персидским языками выполнял свои функции в общественных отношениях Тимуридского государства. Большинство ученых использовали арабский и персидский языки как эталон для измерения таланта и таланта в своем творчестве. Но некоторые ученые из турецкой семьи и правящей семьи всеми силами защищали турецко-уйгурский язык и приравнивали его к арабскому и персидскому.
Турецкие поэты и писатели писали свои произведения на уйгурском турецком языке. Поэт-великан Али Шер Навави подробно рассказывает в своей книге «Советы сокровищ», что знаменитые поэты писали свои произведения на чагта-уйгурском языке. Среди этих поэтов и писателей: Лютфи, Маулана Ас-Сакаки, Атаи, Камали, Харами, Каландар, Якини, Мокими, Латифи, Балван Хоссейн, Маулана Хилал, Мухаммед Али, Мирза Бей, Шауки, Кадай, Саид Хоссейн Ардашир, Маулана Ашики, Юсуф Амири и Ахмади и другие. Мы можем видеть важность уйгурского литературного языка в ту эпоху в его большом влиянии на популярную литературу тюркских народов, поскольку поэты глав государства писали свои стихи на турецко-уйгурском языке, такие как Абу Бакр Мирза, Султан Халил Мирза, Ахмед Мирза, Султан Ахмед Мирза, Хусейн Байкара Мирза, Шах Гариб Мирза и другие.
Великий поэт Али Шар Навави в своей интересной книге «Советы драгоценных вещей» приводит примеры стихов Арбаба ад-Даулы на тимуридском диалекте и знакомит с его соратниками. У Хусейна Мирзы Байкары был сборник стихов, написанных на турецком языке его преданным «Хусейни». В среднюю и позднюю эпоху государства Тимуридов цивилизация тюркских народов стала образцом цивилизации Средней Азии с центром в городах Герат и Самарканд. Потому что этот город привлекал к себе ученых и жил в удивительном достатке. Интеллектуалы и учёные не довольствовались записью своих произведений на арабском и персидском языках, а создали особые условия для использования тюрко-уйгурского языка чагта при написании своих произведений и превращения его в литературный язык. Уйгурский язык чагта оказал глубокое влияние на формирование некоторых литературных языков некоторых тюркских народов. Ученый подтверждает А. Щербак, изучавший историю узбекского языка, говорит: «Влияние келасского уйгурского наследия занимает первое место как внешний фактор в развитии узбекского литературного языка. Литературное наследие, сложившееся между X—XIV веками в город Кашгар создал почву для развития народного языка, который долгое время использовался в Средней Азии как образец литературы».
Видение уйгурской социальной философии и ее влияние на идеи в государстве Тимуридов[править]
Благодаря прямым и косвенным источникам той эпохи социальные идеи в трудах Аль-Фараби, Махмуда Аль-Кашгари, Юсуфа Хас Хаджиба и Ахмада Юканаки по-разному повлияли на идеи ученых той эпохи. Расскажем кратко о деятельности уйгурских мыслителей и их влиянии в эпоху государства Тимура, упомянем некоторые примеры, например:
Шейх Саад ад-Дин Кашгари : Он один из ученых той эпохи и шейх ордена Накшбанди того времени. Шейх Саад ад-Дин Кашгари (1377—1456) родился в Кашгаре в образованной суфийской семье. Его отец, Зайн ад-Дин Кашгари, был одним из выдающихся учёных своего времени, а его внук, шейх Ала ад-Дин, написал на персидском языке книгу под названием «Достоинства шейха Зайн ад-Дина», и эта книга была переведена. Абд аль-Вали Сармани (Кашгари) на уйгурский язык в 1797 году нашей эры. Внук шейха Саад ад-Дина Кашгари написал книгу об основных принципах суфизма под названием «Тайна тайн» на персидском языке.
Год, в котором родился шейх Саад ад-Дин Кашгари, был одним из лет, когда народ Кашгара переживал несчастья, невзгоды и беспорядки, потому что принц Камар ад-Дин начал революцию в 1369 году нашей эры и убил все, кто поддерживал Тимура и его сыновей. Вскоре после этого, в 1375 году нашей эры, Тимур предпринял контратаку на Камар ад-Дина и полностью разрушил город Кашгар. В результате жители Кашгара, в том числе шейх Саад ад-Дин Кашгари, начинают свою странствующую жизнь. Поскольку шейх Саад ад-Дин — человек, любящий знания, он направляется в путь в сторону Самарканда и начинает приобретать науку и знания у выдающегося учёного Мауланы Мухаммада, иммигрировавшего вместе с ним из Кашгара. Через некоторое время он поступил в Бухарскую школу, где учился шейх Мухаммад Баха ад-Дин ан-Накшбанди (1318—1389).Он много работал в учебе, а его шейх Ходжа Мухаммад ан-Накшбанди восхищался и стал одним из его близких последователей. . После смерти своего учителя он отправляется в Хорасан и учится у хорасанского ученого шейха Мауланы Низам ад-Дина, изучает все традиционные юридические науки своего времени и широко известен среди современников. Затем он познал науки суфизма у шейха суфийского ордена Джалал ад-Дина Абу Язида аль-Бараби и прославился среди них большой славой. Как выдающийся учёный своего времени, он работает преподавателем в «Малаканской школе», построенной султаном Хусейном Байкарой в городе Герат в Хорасане, и воспитывает многие поколения. Шейх Саад ад-Дин аль-Кашгари за свою жизнь написал несколько книг, в том числе «Слова Ходжи Бахауддина», «Послание Латаифу» и «[Ваджоднама]».
Здесь мы довольствуемся упоминанием о его влиянии на своего ученика Абд ар-Рахмана Джами Абд ар-Рахмана Джами (1414—1492) — одного из самых известных поэтов и мыслителей в истории исламского мира и истории исламского мира. Персидская литература, выдающаяся личность, прославившаяся даже в западном мире, ученик шейха Саада ад-Дина аль-Кашгари. Абдул Рахман Джами был воспитан своим учителем и находился под его глубоким влиянием в своем мирском видении. По его благословению он в кратчайшие сроки приобрел условия и вкусы, которыми поражал своих товарищей. Пока он не принял на себя шейх ордена, сменив своего учителя Саада ад-Дина аль-Кашгари. В нескольких своих книгах Джами объяснил наставления своего шейха Саада ад-Дина аль-Кашгари и похвалил своего учителя за очень высокие качества. Когда Аль-Кашгари умер в 860 году хиджры — 1455 году нашей эры и был похоронен в городе Герат в Хорасане, учёный Абдул Рахман Аль-Джами поселился рядом с его могилой, и он не покидал своего места, кроме как дважды во время который он совершил хадж, пока не умер в Герате, и его могилу до сих пор посещают в Герате. Поэты Лютфи и Ас-Сакаки также считаются одними из выдающихся учеников исламского мира шейха Саада ад-Дина Кашгари. — Шейх-юрист Садайд ад-Дин аль-Кашгари: Это ученый, который путешествовал по Западной Азии в пятнадцатом веке и был известен широтой своих знаний в арабском мире. Садид ад-Дин аль-Кашгари был юристом, знавшим грамматику, язык, толкование и проповедь. Он был жителем Медины и умер в 705 году хиджры.