Хваджа Усман
Хваджа Усман
- Место смерти
- Дауламбапур
Хаваджа Утхман Хан Лохани (англ. Khwaja Usman, Khawāja Uthmān Khān Lōhānī, Khwaja Osman Khan Lohani Miankhel) — пуштунский вождь и военачальник, обосновавшимся в северо-восточной Бенгалии. Как один из Баро-Бхуянов, он был заминдаром, правившим северными частями Бенгалии, включая Большой Мименсингх, а позже и Южный Силхет. Был грозным противником Ман Сингха I и Империи Великих Моголов и был последним из афганских вождей и правителей в Бенгалии. Его поражение привело к капитуляции всех оставшихся пуштунов, а также к включению региона Силхет в Бенгальскую субаху[1].
Биография[править]
Родился в семье пуштуна Хваджи Исы Хана, принадлежавшего к клану Мианхель племени Лохани. Его старшим братом был Хваджа Сулейман, а младшими братьями были Вали, Малхи и Ибрагим. Хваджа Иса Хан Лохани был главным министром губернатора Пури, Кутлу Хана Лохани, который также был дядей Усмана. Кутлу Хан Лохани был назначен на эту должность султаном Бенгалии Сулейманом Ханом Каррани, который также был пуштуном. Известные как Восточно-афганские конфедераты, Усманы принадлежали к влиятельному сообществу, которое присягнуло Делийскому и Бенгальскому султанатам и выступило против правления Моголов. Поражение султанатов привело к появлению баро-бхуйанов Бенгалии; группы независимых вождей, которые объединились в союз, чтобы противостоять вторжению Моголов. После смерти Кутлу в 1590 году между афганцами произошло восстание. Насир Хан Лохани поклялся в верности Моголов. Губернатор Бихара в то время, Ман Сингх I, победил Насира Лохани два года спустя из-за его предательства Империи Моголов . Хваджа Иса Хан Лохани стал преемником Кутлу в качестве лидера Восточно-Афганских конфедератов и правил в течение пяти лет. После его смерти старший брат Усмана, Хваджа Сулейман Хан Лохани, взял на себя управление.
Ман Сингх I, ставший субадаром Бенгалии, решил ослабить влияние пуштунов и дал Усману и Хвадже Сулейману джагиры в Фатехабаде в Бенгалии, думая, что это вытащит их из Ориссы. Усман, его три брата и другие пуштуны отправились в Бенгалию. После того, как Сингх осознал растущее влияние мятежников в Бенгалии из-за сопротивления Исы Хана против Моголов, Сингх отменил джагиры, чтобы остановить миграцию большего количества пуштунов в Бенгалию. Эта отмена разозлила Усмана, что привело к его вторжению в Южную Бенгалию и захвату форта в Сатгаоне. В 1593 году Усман затем продолжил путь на восток в Бхусну, где 11 февраля он победил Чанда ибн Кедара Рая. Здесь он заключил союз с Исой Ханом из Бхати, лидером того, что должно было стать Баро-Бхуянами.
Работая вместе с Исой Ханом, Усман смог получить контроль над Большим Мименсингхом со столицей в Бокайнагаре. На короткий период времени Восточно-Афганские конфедераты также вернули себе Северную Ориссу. После смерти императора Акбара в 1605 году Усман смог перестроить и развить форт Бокайнагар в мощную военную базу, состоящую из 20 000 солдат. Усман также построил два других форта в Хасанпуре и Ярасиндуре и воспользовался рекой Брахмапутра, чтобы отделиться от территории Моголов на западе. Он нанял братьев Ом, индуистскую семью из Кхалиаджури, которые помогали ему в его миссиях.
В 1596 году Усман победил Чанда Рая из Шрипура. Зимой 1607 года он пересек Брахмапутру, где разбил могольских танадаров Алапсингха, Саджавала-хана и База Бахадура Калмака. Саджавал был убит, а Калмак бежал в Бхавал. Эта новость дошла до Ман Сингха I, который немедленно выступил из Дакки и через день сразился с Усманом на берегах реки Банар. В этой битве было разграблено много оружия и ресурсов Усмана, а также погибло много афганцев. После смерти Исы-хана к власти пришел его сын Муса-хан. Планы повстанцев состояли в том, чтобы начать атаку на Империю Моголов и попытаться освободить Мусу-хана и снова освободить Бхати.
В 1606 году Муса-хан, его брат Махмуд-хан и другие мятежники сдались субадару Моголов Бенгалии Ислам-хану I. Кроме Мусы-хана, другие мятежники были вынуждены присоединиться к силам Моголов, направлявшимся в Бокайнагар, чтобы победить Усмана; который теперь стал главной целью Империи. Анвар-хан, бывший мятежник, правивший Баниачонгом, сдался Ислам-хану I и сказал, что он поможет Моголов победить Усмана, пока он сможет удерживать Баниачонг. Ислам-хан I сначала принял, но позже потерял доверие к Анвару, который в гневе двинулся из Джахангирнагара в Ярасиндур. Анвар-хан встретил брата Мусы Махмуда-хана и Бахадура Гази из Бхавала и составил новый заговор, чтобы сражаться с Моголами, чтобы поддержать Усмана.
В октябре того же года Ислам-хан назначил Шейха Абдула Вахида и Шейха Камала Баязида для похода с большой армией из Джахангирнагара в Хасанпур (Хайбатнагар), который находился к северу от столицы Усмана в Бокайнагаре. От Хасанпура армия Моголов строила новый форт каждые пять дней по мере приближения к Бокайнагару.
Усман и его войска часто совершали неожиданные атаки на строителей форта. Когда лагерь Моголов расположился у одиннадцатого форта, Усман и афганцы выступили против Моголов, и произошла стычка, в ходе которой один из людей Усмана, татарский хан Нагир, был убит. У восемнадцатого форта Усман появился с небольшой армией, чтобы снова напасть на них. Шейх Камаль приказал своим войскам не отвечать и попытался помешать людям покинуть форт, однако многие поддались искушению и покинули форт, чтобы сразиться с Усманом. Моголы одержали победу, используя пушки в своем форте, и силы Усмана были сильно разбиты; они бежали обратно в Бокайнагар для безопасности. Моголы продолжают свою кампанию по строительству форта.
После того, как Моголы завершили свой девятнадцатый форт, они взяли перерыв в связи с приближением исламского месяца Рамадан, в течение которого они будут соблюдать пост . Усману сообщили, что его союзники, Дария Хан Пани и Насир Хан из Таджпура, сдались и присоединились к силам Моголов. Некоторые пуштуны Таджпура последовали за своими лидерами и выразили поддержку Моголов, в то время как другие присоединились к Усману. Поскольку поддержка Усмана со стороны других вождей уменьшалась, Усман и 250 афганцев эвакуировали свою столицу в Бокайнагаре; бежав на восток в сторону Большого Силхета . Моголы были заняты празднованием Ид аль-Фитр 7 декабря 1611 года, когда они услышали, что Усман бежал из Бокайнагара. Сразу после молитв Ид Моголы двинулись в Бокайнагар, где они остановились, чтобы дождаться новых команд и тактики после неожиданного бегства Усмана.
В регионе Силхет было самое сильное афганское повстанческое движение в Бенгалии, и Усман заключил союзы со многими афганскими вождями, такими как Анвар Хан из Баниачонга, Баязид Каррани II из Силхета и Махмуд Хан. Однако Анвар Хан из Баниачонга безнадежно сдался в битве против раджи Сатраджита из Бхусны; позже его заключили в тюрьму и ослепили.
Усман достиг Тарафа, где он назначил своего сына, Хваджу Мумриза, и брата, Хваджу Малхи, чтобы они обосновались там. Правя там, они основали высокий форт. Хваджа Вали также обосновался в холмистом форте под названием Путиа (Путиджури) у подножия Гирипала в Бахубале. Затем Усман продолжил свой путь и достиг королевства Ита , которым правил раджа Субид Нараян, которого он победил в битве. Затем он основал свою новую столицу в Ухаре и сумел получить контроль над Южным Силхетом. Ухар стал известен как Усмангарх, а Тараф также охватывал владения Усмана. Усман подарил долины около Паргана Сатгаон семье индуистов Ом , которые помогли ему победить Субида Нараяна. Говорят, что из Тарафа в Качар было отправлено войско при попытке вторжения в Манипур. В ходе кампании, возглавляемой Хаджи Шамсуддином Багдади и тремя братьями, Мирзой Саки, Баки и Паттани, восточные афганские конфедераты в Тарафе были разбиты в битве, которую Бахаристан-и-Гаиби сравнивал с Днем Воскресения . Побежденные в четвертом нападении, афганцы бежали к Ходже Усману в Ухаре, что привело к аннексии Тарафа Моголов. Ухар стал последней территорией Усмана.
Моголы отправили гонца к Усману, советуя ему сдаться и быть верным Империи Моголов. Усман ответил на это сообщение, сказав, что он хотел бы заключить мир, пока он может спокойно править в Ухаре, месте, еще не завоеванном Империей Моголов. Не удовлетворившись ответом Усмана, Ислам-хан I подготовил большую армию для еще одной экспедиции, чтобы победить Усмана и присоединить Ухар. Император Моголов Джахангир назначил Шаджаата-хана Чисти командующим операцией.
Однако Ислам-хан I стремился положить конец афганской власти в Бенгалии и решил начать битву. Он подготовил 500 человек своей собственной кавалерии, 4000 мушкетеров и большое количество боевых лошадей и слонов. Шона Гази из Сараила предоставил военные корабли, а Ихтимам-хан собрал имперские силы. Шейх Ачха и Ифтихар-хан Туркмен были размещены на флангах. 4 февраля 1612 года армия достигла Тарафа, а затем Путиа/Тупии. Ходжа Вали покинул свой холм-форт Путиа, прежде чем столкнуться с приближающейся армией, и бежал в Усман в Ухар.
После прибытия Малхи, Мумриза и Вали, Усман также подготовился к войне и заключил союз с местными Сархангами . Он подготовил 2000 человек своей собственной кавалерии, 5000 пехотинцев и 40 боевых слонов. Усман был известен своей артиллерией в стиле туп-о-туфанг. Слева он назначил своего брата Хваджу Вали с 1000 кавалерии, 2000 пехотинцев и 30 боевых слонов. Справа Усман назначил своего раба Шира Майдана с 700 кавалерии, 1000 пехотинцев и 20 боевых слонов. Усман назначил своего племянника Хваджу Дауда и его братьев Хваджу Малхи и Хваджу Ибрагима в авангард с 1500 кавалерии, 2000 пехотинцев и 50 боевых слонов. В марте 1612 года армия Усмана в два перехода прошла от Ухара до близлежащей деревни Дауламбапур. Они разбили лагерь в полутора косах от Моголов и тактически укрепились на отмели Нуллах (болоте Джалах). Когда Шаджаат-хан услышал об этом, он разместил артиллерийскую батарею, прикрепленную к деревьям арека-катеху, которые находились напротив болота Усмана. Этот шаг сделал две армии всего в полукосе друг от друга.
Ифтихар Хан Туркмен обратился к Шаджаату и умолял его еще раз послать мирное послание Усману, который был мусульманином. Шаджаат согласился, и еще одно послание было отправлено Усману через Шихаба Хана Лоди, одного из офицеров Ифтихара и афганца, как и Усман. Усману предложили шанс стать мансабдаром 5000 и быть полностью прощенным, если он лично подчинится императору Джахангиру, отправит им всех своих бивней и одного из своих сыновей или братьев в качестве заложника в дополнение к выплате им ренты. Усман был взбешен этим посланием, и Шихаб вернулся к Шаджаату. Шихаб Хан Лоди также обнаружил безопасный проход, который был полезен в предстоящей битве. Усман сделал все свои флаги и знамена слонов цвета, похожего на цвета Моголов, в качестве тактики, чтобы сбить их с толку в бою.
На следующее утро 12 марта 1612 года началась битва. Моголы были близки к тому, чтобы одержать быструю победу, но Мирза Бей Аймак ошибочно воскликнул, что армия Усмана находится на правой стороне. Авангард Моголов повернул направо, за исключением групп под командованием Кишвар-хана (левое командование), Мирана Сайида Хусайни, Сайида Адама и Шоны Гази. Часть пехоты Усмана перешла на могольскую сторону болота, и их встретили Шейх Ачха, Сабит-хан и Мустафа. Это вызвало замешательство среди могольской артиллерии, которая начала стрелять со всех сторон. Шейх Ачха был убит выстрелом в спину, а Сабит и Мустафа бежали с места. Ифтихар-хан Туркмен также повел 42 кавалерии и 14 пехотинцев, чтобы атаковать пехоту Усмана, которая пересекла болото. Однако могольский слон по имени Ранасингар начал атаковать одного из слонов Ифтихара, и, чтобы избежать дальнейших несчастных случаев, солдаты Ифтихара не последовали за ним. Оставшись один, Ифтикар пересек безопасный проход Шихаба и бросился на Хваджу Вали. Усман прервал драку, спас Вали от Ифтихара и, как говорят, упрекнул Вали и назвал его ребенком. Усман, сидя на хаудахе слона, затем двинулся дальше с частью своей пехоты с Бахтой (знаменитым слоном, которого Джахангир называет Гаджпатом) впереди. В этот момент могольскому погонщику Ранасингара удалось успокоить другого слона Икфтихара и пересечь болото, чтобы помочь Ифтихару. Многие из солдат Ифтихара были убиты Усманом, а силы Усмана окружили и изрубили погонщиков на куски. Центральные силы во главе с Шаджаатом-ханом были затем разгромлены, хотя Шаджаату удалось бежать.
Когда поражение Моголов казалось неизбежным, преданный солдат Ифтихара Хана, Шейх Абдул Джалил, поскакал на своей лошади к Усману. Они оба направили свои арбалеты друг на друга и выстрелили. Стрела попала в левый глаз Усмана, пронзив его мозг, когда Усман выстрелил в грудь Абдула Джалила. Усман попытался вытащить стрелу из своего глаза, в результате чего его правый глаз тоже выпал. Усман ослеп и накрылся платком. Он жестом приказал своему погонщику слонов Умару найти и атаковать Шаджата. Умар, который не понимал, в каком состоянии находится его вождь, сказал Усману, что Шаджаат находится около флага Моголов под деревом Махуа. Усман, больше не способный говорить, постучал Умару по спине в знак того, что нужно идти к Шаджату. Сражение продолжалось весь день, и другие солдаты Усмана не знали о состоянии своего вождя. Усман позже умер, также потеряв дар речи.
Семья Усмана и Сарханги привезли его мертвое тело обратно в Ухар и похоронили его в безымянном месте между двумя холмами. Ложная могила была также создана снаружи дворца Усмана. Усмана сменил на посту вождя его старший сын Хваджа Мумриз, которого затем заставили передать власть своему дяде, Хвадже Вали. Он послал своего министра Вали Манду Хеля и младшего сына Усмана Хваджу Якуба, чтобы уведомить Шаджаата о смерти Усмана и предложить сдаться.
Чтобы официально оформить капитуляцию, афганцы подарили Империи Великих Моголов все 49 слонов и драгоценности. Моголы почтили родственников Усмана и сдавшихся афганцев подарками и пиром.