Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Цефал и Прокрис (балет)

Материал из Циклопедии
(перенаправлено с «Цефал и Прокрис (балет-опера)»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Grétry: Céphale et Procris; Ballet héroïque in three acts (1) - Ouverture - van Waas (в 27 видеороликах)
Grétry: Céphale et Procris; Ballet héroïque in three acts (2) - Naissantes fleurs - Tauran (van Waas)
Grétry: Céphale et Procris; Ballet héroïque in three acts (3) - De mes beaux jours - Pruvot (van Waas)
Grétry: Céphale et Procris; Ballet héroïque in three acts (4) - Mon cœur blessé - Tauran (van Waas)
Grétry: Céphale et Procris; Ballet héroïque in three acts (5) - Moi ! punir celle que j'adore ! (van Waas)
Grétry: Céphale et Procris; Ballet héroïque in three acts (6) - Va, crois-moi - Tauran (van Waas) (в 27 видеороликах)
Grétry: Céphale et Procris; Ballet héroïque in three acts (7) - Donne-la moi, dans nos adieux (van Waas) (в 27 видеороликах)
Grétry: Céphale et Procris; Ballet héroïque in three acts (8) - Rassemblons-nous sous ce feuillage (van Waas)
Grétry: Céphale et Procris; Ballet héroïque in three acts (9) - Ballet des Nymphes de Diane (van Waas) (в 27 видеороликах)

«Кефал и Прокрис» («Цефал и Прокрис, или Супружеская любовь»; фр. Céphale et Procris ou L’Amour conjugal) — балет (балет-опера) в трёх актах французского композитора Андре Гретри по сюжету древнегреческого мифа. Автор либретто Ж.-Ф. Мармонтель по поэме «Метаморфозы» древнеримского поэта Публия Овидия Назона[1].

Премьера: 30 декабря 1773 в королевском дворце в Версале.

Необходимо учитывать, что понимание термина «балет» в XVIII веке весьма отличалось от современного — балетом называлось любое сценическое произведение, где были танцевальные номера; и по современной терминологии данное произведение следовало бы отнести к несколько иному жанру — балет-опера, поскольку в XVIII в. вокальные номера были такой же принадлежностью балета, как и танец. Тем не менее официально признанный жанр этого произведения — балет, и мы не можем его менять.

Сюжет[править]

Краткий сюжет мифа состоит в том, что супруги Кефал (Цефал) и Прокрис (по другим версиям Прокрида) нарушили друг перед другом верность. Однако нарушение это было неординарным, поскольку прелюбодеяние совершалось друг с другом. А дело было так. Кефал через восемь лет разлуки в чужом облике явился к Прокрис и соблазнил её дарами, а когда принял свой облик и жена узнала, что изменила мужу с ним же самим, она пришла в такое замешательство, что от ужаса убежала на Крит, где получила в дар от царя Миноса охотничью собаку Лалапса и «неотвратимое» копьё, всегда попадающее в цель. И теперь уже Прокрис в неузнаваемом облике охотника появилась перед Кефалом, который тем временем тоже не терял времени даром и завёл интрижку с Эос, женой Тифона. Неузнанная Прокрис под видом юноши-охотника вызвала мужа на соперничество в охоте и, конечно, при помощи Лалапса и волшебного копья выиграла состязания. Тогда Кефал попросил отдать ему дары Миноса, а в ответ услышал цену за них — от него потребовалось нарушение супружеской верности, да ещё с юношей-охотником, на что Кефал тут же согласился. Но поскольку Прокрис была женщиной — ей некуда было деваться, её тайна раскрылась, и она призналась, кто она, приняв свой облик. Дело кончилось тем, что супруги простили друг друга, помирились и, как положено в семье, стали совместно пользоваться имуществом друг друга. Но жить счастливо опять не получилось: недоброжелатели нашептали верной супруге, что муж ей изменяет. Она решила его выследить, и когда однажды Кефал отправился на охоту, взяв пса и волшебное копьё, тайком последовала за ним. Услыхав шорох в листве и подумав, что это лань, а уж никак не его Прокрис, Кефал послал туда неотвратимое копьё. Прокрис пала замертво.

Миф неоднократно использовался как сюжет в литературе, живописи и музыке[2][3]; иапользовал его как один из сюжетов для своей большой поэмы «Метаморфозы» Публий Овидий Назон, написавший ее в Риме между 2 и 8 годами н. э.[4], эта поэма и стала разработкой для либретто[1].

Не путать с другими музыкальными произведениями: в России была поставлена первая русская опера композитора Ф.Арайи на текст Сумарокова «Цефал и Прокрис» (1755 г.); еще опера на тот же сюжет композитора Э.Жаке де ла Герр «Кефал и Прокрида» (1694 г.).

Оперные партии[править]

  • Цефал, фесалийский охотник — Céphale, Chasseur thessalien (тенор)
  • Прокрис, Нимфа Дианы — Procris, Nymphe de Diane (dessus)
  • Аврора, богиня зари — L’Aurore, Déesse de l’aurore (dessus)
  • Бог пастухов — Palès, Déesse des bergers (dessus)
  • Флора, богиня цветов — Flore, Déesse des fleurs (bas-dessus)
  • Ревность — La Jalousie (bas-dessus)
  • Любовь — L’Amour (dessus)

История первой постановки[править]

16 ноября 1773 года вступали в брак внук французского короля Людовика XV, будущий король Франции Карл X и Мария-Тереза Савойская. К этому времени предполагались большие празднества, растянутые на несколько недель. Во французский двор съехались королевские семьи со всей Европы.

Франция встречала дорогих гостей не только пышными пирами, но и обширной культурной программой. В королевский оперный театр при Версальском дворце были вызваны музыканты, певцы и певицы, танцоры и танцовщицы.

Среди прошедших в эти праздничные дни представлений был и новый балет «Кефал и Прокрис», его премьера состоялась 30 декабря 1773 в Версале, хореограф Гаэтано Вестрис.

Для А. Гретри это было его первое произведение, поставленное на королевской сцене специально для королевской семьи и королевских гостей[5]. Приглашению Гретри на королевскую сцену предшествовал огромный успех, выпавший на долю его комической оперы «Гурон» (Le Huron) в 1769 году. Этот успех способствовал дружескому отношению к нему со стороны дофина, что, в свою очередь, открыло композитору вход на высочайший уровень, а в 1773 году он получил официальный придворный статус и тогда же от имени Людовика XV ему было предложено сочинить большое произведение специально для свадебных торжеств[6].

«Цефал и Прокрис» как музыкальное произведение[править]

Мармонтель сочинил поэму по известному античному сюжету в переработке поэта Публия Овидия Назона. Она вполне соответствовала вкусам эпохи. В это время шло становление сюжетного балета, балета действенного (ballet d’action), однако танцевальные и вокальные номера настолько перемежались, настолько составляли единое целое, что определить жанр по нашему современному методу невозможно. И не надо этого делать. Балет — в его современном понимании — только формировался, это было новое направление сценического искусства. Фабула поэмы Назона подходила для использования в балете нового направления.

Сам же Андре Гретри в первую очередь прославился как композитор своего времени, своей эпохи, став одним из создателей новой, революционной музыки (время стояло революционное), он неоднократно обращался и к мифологическим сюжетам. Через несколько лет после данного балета он написал оперу «Андромаха».

Произведение наполнено танцевальной музыкой, в первую очередь он прославился чаконой, на которую, когда балет был перенесён на публичную сцену в Королевскую академию музыки, «сбегался весь Париж»: речь идет о чаконе из дивертисмента третьего действия героического балета — «Цефал и Прокрис»[5].

Музыка, сочиненная композитором к балету, до сих пор вызывает неоднозначные суждения.

Музыкальная энциклопедия вообще называет этот жанр обращения к античности неудачным для композитора: «Мало удачными были попытки композитора в создании французской лирической трагедии („Цефал и Прокрис“, „Андромаха“)»[7].

Но есть и противоположное мнение, например, музыковед Анна Булычева пишет:

Эта пьеса, музыкально чрезвычайно яркая, отличается свежестью решения и свидетельствует о радикальном обновлении жанра. Начинается она не с затакта, а с сильной доли, как пассакалья, хотя первая тема напоминает вовсе не пассакалью, а менуэт. Здесь полностью отсутствует вариационность, и ничего нет от рондо. Масштабная композиция (почти 300 тактов) состоит из двух разделов-строф и небольшой коды. … Гретри дает великолепный образец непроцессуальной, статичной сонатности. В «четырехтональной» экспозиции 1 многочисленные темы вступают одна за другой, избегая причинно-следственных отношений: лишь после того, как очередной раздел завершается полным кадансом, вступает следующий. Все темы поданы как равноценные, и лишь вторая тема главной партии — триумфальная фанфара, вызванная к жизни четвертой строкой текста хора, — может претендовать на лидерство, поскольку ее отзвуки возвращаются в коде. Вторая, хоровая строфа, является репризой сонатной формы. Но поскольку тонико-доминантовые отношения ощущаются слабо, форма воспринимается не как сонатная, а как строфическая.
Анна Булычева. Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения[5].

Как уже отмечалось, балет после первого показа в Версале был перенесён на сцену Королевской академии музыки (Парижская опера), где ставился в 1775 и 1777 гг. Однако, несмотря на успех, больше не восстанавливался в течение двух веков.

А вновь появился на сцене лишь 21 ноября 2009 года во время проведения фестиваля памяти Андре Гретри и в том самом театре, где состоялась его премьера — в Версальском королевском оперном театре. Произведение также записано на CD[6][2].

Источники[править]