Чудик
Чудик
- Жанр
- рассказ
- Автор
- Василий Шукшин
- Язык оригинала
- русский
- Публикация
- 1967
- Издательство
- журнал «Новый мир»
«Чу́дик» — рассказ советского писателя и сценариста В. М. Шукшина. Опубликован в 9-м номере журнала «Новый мир» в 1967 году. В центре сюжета — история сельского киномеханика Василия Князева, которого за мягкость, простодушие и наивность называли чудиком. Из-за своих качеств он постоянно попадал в досадные истории.
История создания[править]
1967 году Василий Шукшин получил от редакции газеты «Правда»[1] задание — написать статью на тему, почему молодёжь уезжает из деревни. Автор заявил: «Только это не будет экономическая статья!»[2]. В. М. Шукшин хотел быть честным и стремился «написать поумней, поинтересней, чтоб прочитали. А то ведь не читают!»[1]. Он построил материал на основе рассуждений о жизни, судьбе, родных корнях, памяти, подлинных и мнимых ценностях, о человеческих потерях, смерти[2]. В статью вошёл услышанный писателем рассказ деревенского шофёра, который «был знаком с отличным сельским киномехаником, женатым на городской»[1].
Позже некоторые истории, собранные для статьи, легли в основу нескольких рассказов В. М. Шукшина.
Рассказ «Чудик» был опубликован в 9-м номере журнала «Новый мир» в 1967 году. Позже он был включён в авторские сборники «Там вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Рассказы» (1979) и другие[3].
Сюжет[править]
Главный герой рассказа — тридцатидевятилетний сельский киномеханик Василий Егорович Князев. Из-за его доброты и наивности жена называла его чудиком. Василий Князев обладал одной особенностью: «C ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории — мелкие, впрочем, но досадные»[4]. Однажды ему дали отпуск. Чудик решил съездить к брату Дмитрию на Урал — они не виделись 12 лет. Василий ехал долго — на поезде, автобусе, летел на самолёте. Во время путешествия он пробовал заговорить с попутчиками, шутил, но те смотрели на него как на чудака, смеялись, или отвечали грубо.
Дмитрий был рад увидеть брата, но его жене Софье Ивановне наивный чудик не понравился. Она сама была из деревенских, но переехав в город, с презрением относилась к сельским жителям. Софья не давала мужу нормально пообщаться с братом, постоянно делала замечания. Василий не понимал, в чём он виноват. Желая сделать снохе приятное, он расписал красками коляску маленького племянника. Софье это не понравилось. Она ещё больше разозлилась и пообещала выгнать чудика: «Пусть не дожидается — выкину его чемодан к чёртовой матери, и всё!».
Василий случайно услышал грубые слова снохи и очень расстроился[4]:
Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь всё, зачем же жить? И хотелось куда-нибудь уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются.
Герой просидел в сарайчике до самого вечера, а когда пришёл брат Дмитрий, сказал ему, что больше в его доме оставаться не станет и хочет уехать.
Чудик вернулся в родное село. Когда он вышел из автобуса, был счастлив, как ребёнок: «Cнял новые ботинки, побежал по тёплой мокрой земле — в одной руке чемодан, в другой ботинки»[4].
Образ главного героя[править]
В. М. Шукшин сообщает, что главного героя зовут «Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом»[4].
Василий Князев — добродушный, открытый, наивный и добрый человек[1]. Он не умел подолгу обижаться, не злился и не язвил. Обычно он был весел и беззаботен. Герой искренне любил жену и брата. Всегда старался помочь окружающим. К городским жителям относился уважительно, но «хулиганов и продавцов побаивался»[4]. Василий Князев любил природу, был привязан в родному селу и не хотел переезжать в город. Когда он ездил навещать брата, то был удивлён, какие городские жители стали злые, неприветливые и равнодушные к чужой беде.
В одной из своих статей филолог, педагог А. В. Сапа писала, что чудики Шукшина: «Kюбят весь мир, но мир, этот большой мир, их не понимает. Они задают этому большому миру вопрос: „Почему? Люди, что с нами происходит?“»[5].
То ли от «ума великого», то ли от неудачно сложившихся обстоятельств, то ли из-за простоты и наивности Князев постоянно попадал в анекдотические ситуации[6]. Но старался выходить их них с улыбкой. Жена не всегда понимала его и называла чудиком[4].
Василий Шукшин считал: «Чудаковатость моих героев — форма проявления их духовности»[7]. По замечанию критика М. Сидоровой: «шукшинские „чудики“ чувствуют красоту мира. Они сами часть этой красоты. У каждого из них свой способ сохранить живую душу»[8].
Многие исследователи отмечали сходство наивного Василия Князева с ребёнком: у него были круглые большие глаза, круглое лицо и пел он «дрожащим», будто детским голосом. Герой бегал босиком под дождём, громко смеялся, задавал наивные «детские» вопросы. Даже телеграмму жене он составил не официально и сухо, а искренне, и по-детски наивно: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка»[4]. Детское мироощущение героя выдаёт и его примитивное «народное» творчество: «Lома он так разрисовал печь, что все дивились», а в гостях у брата украсил «цветочками, травной-муравкой и петушками» детскую коляску[1].
Как отмечала критик Юлия Кобыско[6]:
Именно они, чудаки или „чудики“, стоят за фундаментальными основами русского бытия. Ранимый, чувствительный, впечатлительный, при всей своей несуразности и нелепости он, „чудик“, является героем положительным, чутким к доброте, способным тонко ощущать и воспринимать окружающий его мир.
Художественные особенности[править]
При анализе творчества Шукшина литературовед Игорь Сухих отметил, что как прозаик Василий Шукшин вышел «не из гоголевской шинели, а из чеховского пальто»[9]. Поэтому ему были так близки «внезапные сценки», в которых действуют его герои — чудики[9]. Как отмечали многие исследователи прозы В. М. Шукшина, в 1960-е годы центральным персонажем многих его рассказов стал «задумывающийся чудик»: он понимает, что в жизни много зла, боли и несправедливости. Чувствует потерю связи с родным деревенским укладом, ищет смысл жизни, не теряя свою индивидуальность.
Режиссёр Е. Гимельфарб заявлял[10]:
Чудаки — герои рассказов и сценариев В. М. Шукшина. Это люди не способные приспосабливаться к скучному механистическому бытованию, люди, не вписывающиеся в чиновничью систему, люди проживающие духовную жизнь, нет, не в религиозном дурмане, а по запросам души. Их загоняют в стойло, их судят, их убивают только за то, что они не такие, как все.
По мнению литературоведа Т. С. Калачиковой, «чудики Шукшина живут просто, естественно, не делая другим зла»[11]:
Окружающие воспринимают их как ненормальных, потому что они могут выкинуть какой-нибудь фокус. Таковы герои рассказов „Чудик“, „Микроскоп“, «Срезал». Но их стремление сделать „людям как лучше“ постоянно натыкается на стену непонимания, отчуждённость, даже враждебность. Я думаю, что это происходит потому, что каждый по-своему понимает, „как лучше“. Им вот кажется, что так будет лучше, а другим людям — нет. Вот поэтому „чудиков“ так и зовут. Таково, например, столкновение в рассказе „Чудик“ главного героя с женой брата Софьей, за что-то его невзлюбившей. А ведь он просто добрый и весёлый человек. Шукшин хочет нам показать, что люди равнодушны друг к другу, они чужие друг к другу, черствы и не хотят помочь. Те же, кто пытается объединить людей, становятся «чудиками», почти сумасшедшими.
Исследователь Д. Зыкина отмечала[12]:
Рассказ „Чудик“ не случайно стал „визитной карточкой“ писателя. Здесь сошлись многие идеи и мотивы его творчества, герой стал подлинным открытием писателя. Персонаж воплощает мироощущение, душевные свойства и духовные ориентиры, характерные для персонажей многих последующих произведений Шукшина. Василий Егорович Князев, главный герой рассказа, странен и смешон для тех, кто живет прагматически, преследуя лишь собственную выгоду. Его поведение и желание делать добро противостоит массовому равнодушию, стереотипам современного образа жизни.
В 1969 году В. М. Шукшин по мотивам нескольких своих рассказов снял фильм «Странные люди». Картина состоит из трёх новелл — «Братка», «Роковой выстрел», «Думы», герои которых — чудаки, «странные люди», живущие в деревне.
См. также[править]
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Ольховая, Анна Юрьевна «Регрессивный» и «Агрессивный» типы комического героя в рассказе В. М. Шукшина «Чудик» // Филология и человек. — 2007. — № 3.
- ↑ 2,0 2,1 Василий Шукшин :: Публикации :: Е.В. Черносвитов. «Пройти по краю. Василий Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии» :: Только это не будет экономическая статья. host2k.ru. Проверено 21 августа 2024.
- ↑ Василий Шукшин «Чудик».
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Шукшин, В. М. Чудик // Сборник рассказов. — М.: АСТ, 2009. — ISBN 978-5-17-059090-2.
- ↑ Сапа, А. В. Эволюция образа "чудика" в творчестве В. М. Шукшина // Русский язык и литература. Всё для учителя. — 2014. — № 11 (47).
- ↑ 6,0 6,1 Кобыско, Юлия Рассказ В. Шукшина «Чудик» сквозь призму критики Ю. Селезнёва // Парус. — 2017. — № 56.
- ↑ Василий Шукшин :: Публикации :: О.А. Мартиросян. «Своеобразие типа героя В.М. Шукшина». host2k.ru. Проверено 21 августа 2024.
- ↑ Сидорова, М. «У меня тоже душа есть». «Чудик» и другие рассказы В. Шукшина // Русский язык и литература для школьников. — 2004. — № 4. — С. 20—21.
- ↑ 9,0 9,1 Сухих, И. Н. Душа болит («Характеры» В. Шукшина) // Звезда. — 2001. — № 10.
- ↑ Чудики, чудовища, бунтари - Год Литературы. Проверено 21 августа 2024.
- ↑ Калачикова, Туйара Спиридоновна Тема чудачества в рассказах В.М. Шукшина. www.pedm.ru. Проверено 21 августа 2024.
- ↑ Зыкина, Д. Изображение национального характера в рассказах В.М. Шукшина // Высший пилотаж - Пенза : сборник. — Пенза: 2021.
Литература[править]
- Апухтина В. А. Проза Шукшина. — М.: Высшая школа, 1986.
- Горн В. Ф. Характеры Василия Шукшина. — Барнаул, 1981.
- Ким С. Ф. Народные слова в речи героев-"чудиков" В.М. Шукшина // Universum: филология и искусствоведение. — 2023. — № 4 (106).
- Мартиросян О. А. Своеобразие типа героя В. М. Шукшина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2009. — № 3.
- Ольховая А. Ю. «Регрессивный» и «Агрессивный» типы комического героя в рассказе В. М. Шукшина «Чудик» // Филология и человек. — 2007. — № 3.
- Шиновников И. П. Типология форм смехового дискурса в рассказах В. М. Шукшина // Преподаватель ХХI век. — 2015. — № 3.
Ссылки[править]
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Чудик», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|