Эстер Либманн
Эстер Либманн (англ. Esther Liebmann née Schulhoff) — германская бизнесвумен, придворная еврейка при дворе Фридриха I Прусского[1].
Служила придворным ювелиром, помогая королю в получении большой коллекции драгоценных камней и ювелирных изделий. После смерти своего второго мужа в 1702 году заняла его место в качестве смотрителя монетного двора Берлина, а также финансиста и банкира монарха, унаследовав титул Münzregal от своего второго мужа, Йоста Либмана.
Стала первой женщиной, которая чеканила монеты для Бранденбурга и Прусского королевства.
Биография[править]
Эстер Шульхофф родилась в 1645 или 1648 или 1649 году предположительно в Бахарахе и происходила из пражской семьи Шульхофф, которая обосновалась в Западной Германии после Тридцатилетней войны и поддерживала хорошие связи с немецкими королевскими дворами.
Училась обработке драгоценных камней и металла у Хаима Гамельна.
В первом браке, примерно с 1663 года, она была замужем за Израилем Аароном (ум. 1673), успешным финансовым брокером и придворным фактором, который собирал налоги и брал обязательные займы для курфюрста Фридриха Вильгельма . Получив особое разрешение от князя, он стал первым евреем, которому разрешили поселиться в Берлине. Будучи придворным евреем, Аарон был принят на государственную службу. Эстер сопровождала мужа в деловых поездках и изучала его бизнес. После его ранней смерти в начале 1673 года она сохранила за ним торговые привилегии как курфюрста и воспитала троих детей.
В 1676 или 1677 году вышла замуж за ювелира Йоста Либмана (1639–1702), который приехал из Хальберштадта и позже жил в Ганновере. С 1668 года он был придворным ювелиром Фридриха Вильгельма I Бранденбургского и, таким образом, как и Аарон, был одним из поставщиков и кредиторов двора.
Об этом человеке ЕЭБЭ приводит следующие сведения: Йост Либман — придворный еврей и ювелир курфюрста Фридриха III Бранденбургского (прусского короля Фридриха I) и один из старшин берлинской евр. общины; умер в 1701 году. В качестве придворного еврея Йост заместил Израиля Аарона, на дочери которого он женился. Йост сыграл большую роль в ранний период развития берлинской общины (после 1670 года). Он получил привилегию иметь свою синагогу, раввином которой он назначил своего племянника и зятя Аарона бен-Вениамин Вольфа. Происходили раздорах между Йостом и Маркусом Магнусом, другим придворным евреем кронпринца.
Супруги Либман-Шульхофф консультировали великого курфюрста по вопросам инвестиций в драгоценности также при его преемнике Фридрихе III (позже Фридрих I Прусский) эти привилегии были подтверждены в 1688 году.
Йосту Либману было предоставлено право управлять частной синагогой в берлинской общине, Школой Либмана, которая была названа в его честь и вокруг которой объединилась партия (после его смерти ее возглавила его жена Эстер Шульхофф), находившаяся в оппозиции к значительной части общины. Возглавляя эту партию, она в течение многих лет боролась против строительства новой общинной синагоги в Берлине. Их сыновья и зятья благодаря влиянию своих родителей получили торговые концессии и охранные грамоты. Авраам, один из их сыновей, был утвержден в качестве раввина Магдебурга, Хальберштадта, Галле (Заале) и Бернбурга в 1692 году; другой, Йост, был главным старейшиной берлинской общины в первой четверти XVIII века. Около 1700 года Либман считался самым богатым евреем Германии с состоянием в 100 000 рейхсталеров.
После его смерти в 1702 году Эстер Шульхоф приобрела у короля Фридриха право чеканить монеты и с тех пор, как хозяйка монетного двора, принимала решения о государственной валюте и, следовательно, о содержании золота и серебра в монетах . Это делает ее одной из первых женщин в Европе, которая может принимать решения о стоимости валюты и финансовой политике своей страны. Он получал частную прибыль, обесценивая монеты, которые были выставлены против него. Взамен Шульгофу пришлось собирать средства на строительные планы короля и его двор посредством операций на фондовых биржах Лондона и Амстердама.
Новый король Фридрих Вильгельм I осудил расточительные проекты своего отца, назвав их пустой тратой денег. Поэтому Шульгофф и ее сыновья впали в немилость при прусском дворе в 1713 году, когда после смерти Фридриха I предъявили иск на 106 418 талеров. 7 мая того же года Эстер Шульхофф и ее сын Соломон Исраэль были арестованы в своем доме, а все найденные там ценные вещи были конфискованы. Она оставалась под домашним арестом до своей смерти в следующем году, после чего отказалась от своих требований и, обеднев, переехала жить к родственникам во Франкфурт-на-Одере. Выдвинутые против нее обвинения в нечестности оказались необоснованными.
Умерла 15 апреля 1714 года во Франкфурте-на-Одере.
Сыновья Эстер, Исаак Либман и Либман Йост, также были придворными поставщиками драгоценностей.