Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Белостокский погром

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Толпа нападает на евреев после того как кто-то бросил бомбу в христианскую процессию во время Праздника Тела и Крови Христовых. Июнь 1906.
Посвященная Белостокскому погрому карикатура Хенрика Новодворского (Henryk Nowodworski).

Белостокский погромеврейский погром в городе Белостоке (ныне на северо-востоке Польши), Российская империя.

Предыстория[править]

В Белостоке большинство составляло еврейское население: по данным переписи 1897 года из 66 тысяч жителей Белостока для 41 тысячи родным был еврейский язык, для 11 тысяч — польский и для 9 тысяч — русский.

Во время революции 1905−1907 годов Белосток был центром анархизма в России[1]. В городе было немало революционеров, имел место революционный террор: анархист Нисель Фарбер «бросил бомбу в полицейский участок», ранил двух городовых, писаря, убил «двух буржуа, случайно находившихся в канцелярии», незадачливо погиб и сам. Гелинкер (Арон Елин) бомбой тяжело ранил помощника полицмейстера, пристава, двух околоточных и троих городовых.

27 мая 1906 года революционерами был казнён городовой Шейман. 29 мая — рядовой 64 пехотного Казанского полка Арсеньев.

Патрулём из нижних чинов Владимирского полка был убит анархист — 18-летний еврей Арон Елин — за покушение на убийство помощника пристава Шеффера и нанесение ран двум патрульным.

Белостокская группа анархистов посвятила убитому специальную прокламацию, в которой приводятся следующие случаи, где Елин проявлял «могучую отвагу и буйный революционный дух»: 1) беспрестанно терроризировал население и полицию; 2) стрелял в казачьего офицера; 3) стрелял и дворника, задержавшего «товарищей»; 4) бросил бомбу в полицейский наряд, ранившую помощника белостокского полицмейстера, пристава, околоточного надзирателя и городового; 5) отстреливался от погони в Киеве; 6) ранил в Бердичеве «буржуа», а также убил и ранил нескольких казаков; 7) принимая участие в бросании бомб в кофейню Либмана в Одессе; 8) убил в Одессе пристава и ранил городовых и, наконец, 9) принимал участие в бросании бомб в жандармское управление города Белостока, где один жандарм был убит и двое ранены.

28 мая 1906 года был убит белостокский полицмейстер Павел Павлович Деркачев. Это произошло на Суражской улице, где была сосредоточена еврейская анархистская организация. После этого поползли слухи о готовящемся погроме.

Ход битвы[править]

1 июня 1906 года должны были состояться католическая и православная процессии. Был кем-то пущен слух, что 1 июня во время процессии евреями будет брошена бомба. Накануне в город пришёл дополнительный состав полиции и войск, подчиненных командующему 16-й пехотной дивизии генералу Богаевскому.

По-видимому, бомба действительно была брошена — некий анархист бросил бомбу в военный патруль на оживлённой улице. Разорвавшийся снаряд ранил офицера, четырёх солдат, самого бомбометателя и убил пропагандистку из БУНДа. Затем стрельба и метания бомб были направлены в сторону в толпу процессии.

Согласно рапорту временного генерал-губернатора Белостока и уезда фон-Бадера военному министру[2]:

1-го июня в 12 часов дня по Александровской улице шла православная процессия. Когда она поворачивала на Институтскую улицу, то из дома Янкеля Рахитиса, находящегося на углу, неизвестные евреи бросили бомбу и начали стрелять из револьверов. Бомбой убит один христианин, ранено двое. Пулями убито 3 и ранено 3.
Сейчас же прибыла рота, которая находилась в полицейском управлении, и начала обстреливать дом. Процессия продолжала идти дальше.
Вслед за сим было брошено ещё 2 бомбы на Липовой улице, по пути следования католической процессии, и всё время евреи продолжали стрелять из окон и с балконов.
После этого христиане начали громить лавки и избивать евреев. Были вызваны ещё войска — всего долее двух полков пехоты и вся кавалерия.

В ответ на брошенную бомбу толпа ринулась громить евреев.

По рассказам раненых, две толпы евреев, шедшие со стороны улицы Старобоярской и Институтской, напали на крестный ход. Первые выстрелы были произведены в процессию из еврейского дома Маковского, а затем брошены две бомбы, убившие наповал Николая Козубая, трёх женщин и двух детей. Среди раненых бомбой были жёны городовых. Таким образом, «полицейские-провокаторы», по мнению евреев, бросили бомбы в собственных жён. На перепуганную процессию набросилась толпа евреев, отнимала иконы, из которых одна была прострелена пулей, и бросали их на землю. Одного богомольца ударили образом по голове.

Народ, оставив иконы и хоругви, разбежался, но тут подоспели католики от костёла и, вырывая колья из ограды, стали громить евреев. Всех, кто выбегал из дома Маковского, убивали на месте. Подоспевшие войска стали оттеснять толпу, но из окон дома евреи открыли по ним пальбу из браунингов. Солдаты стали отвечать залпами, очутившись между разъярённой толпой и еврейскими дружинниками. Толпа христиан, состоявшая из жителей Белостока и окрестных сёл, в числе нескольких тысяч человек, громила еврейские дома и лавки.

В течение 1 июня чернь грабила еврейские лавки и расхищала товары, солдаты же обстреливали улицы, когда появлялись евреи; последние избивались и на вокзале, несмотря на присутствие властей.

Вообще, в ЭЕЭ ошибочно сообщается, что участниками погрома были почти исключительно солдаты и полицейские. Однако и они не решились вступить в открытый бой с еврейской самообороной, избегая еврейских улиц и районов, в которых самооборона была особенно сильна.

Депутат Первой Государственной думы Владимир Романович Якубсон, входивший в комиссию по расследованию обстоятельств погрома в Белостоке, заявил в этой связи:

Я смело могу сказать, что русско-японская война оказала скверную услугу нашим войскам, она научила их бояться выстрелов. Там, где была возможна стрельба, где ожидалось нападение, там войска и полиция почтительно отступали.

Корреспонденция «Нового Времени» пишет:

В ночь 2 июня было два пожара. Около 7 часов вечера евреи засели на лесопильном заводе по Николаевской улице. Они сообщались с домиком, стоявшим в поле. Когда 10 солдат окружили завод, где начался пожар, по ним открыли огонь из браунингов. Солдаты отвечали залпами. Здесь было убито 6 евреев и в числе их один из главарей — парикмахер Панде. Около 10 часов вечера по участку, где находились полковник и другие офицеры, был открыт огонь из смежного сада. Пули летели в открытые окна. Пристав Карницкий донёс, что дружинники заняли сад реального училища и покинутый завод рядом с отделением Государственного банка, в котором находились значительные суммы денег.
Под выстрелами полковник Войцеховский с 30 солдатами бросился к заводу, но оттуда уже началась револьверная пальба и показался огонь пожара. Дружинники не подпускали пожарную команду, вызванную для тушения. После нескольких залпов они оставили горевший завод, перешли вброд мелкую и узкую речку Белую, и с другого берега началась пальба пачками из браунингов. Евреев было до 500 человек. На Белой было настоящее сражение. В это время на горевшем заводе произошёл взрыв склада патронов, оставленного дружинниками. Эхо взрыва было так сильно, что многим показалось, будто в стороне расположения Казанского полка происходит бой.
Евреи нападают на христиан не только в Белостоке, а и в окрестных местечках: Фастове, Гриневичах, Старосельцах, Зелёном и др. Во ржи до сих пор находят трупы. Особенно зверски евреи расправились на Слонимской улице Белостока с восьмидесятилетним стариком Ходакевичем. Он вышел с топором из дому чинить забор. Евреи набросились на Ходакевича, отняли топор и, отрубив руку, прикончили старика выстрелом из браунинга. Насчитывают более 30 убитых евреями христиан.
Весь день 2 июня продолжался погром, но потом организованные отряды еврейской «самообороны» перешли в наступление и стали чинить расправу над христианами. Войска одинаково защищали евреев, православных и католиков, но им приходилось стрелять по вооружённым дружинникам, до сих пор нападающим на патрули. Евреи хотят, чтобы удалили войска.
3 июня брошена бомба в патруль Углицкого полка. На Базарной улице, вторую бомбу бросили в полицейский наряд, но она не разорвалась[3].

Сообщается, что солдаты дали залп по еврейской больнице.

2 июня полиция указывала дома, где сосредоточились евреи, и эти дома осыпались пулями; в это время погибли многие евреи как в домах, так и на улицах. Многочисленные провокаторские выстрелы также служили солдатам сигналами.

Белостокский губернатор уверяет, что 2 июня «евреи на окраинах города и в ближайших деревнях нападали на христиан». Он же пишет, что «Ночью со 2-го на 3-е июня и особенно с 3-го на 4-е июня происходила усиленная стрельба. Злоумышленники обстреливали преимущественно правительственные учреждения, как-то: государственный банк, почту, казначейство, штаб 4-й кавалерийской дивизии, полицейское управление и полицейский участок № 3».

Итог[править]

Погибло свыше 70 евреев; около 80−90 были ранены (среди них были младенцы, женщины и старики). В добычу погромщикам достались 3 завода, 120 торговых помещений и более 100 квартир[4].

Источники[править]

  1. ИЗ ИСТОРИИ АНАРХИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В БЕЛОСТОКЕ
  2. Шмаков Алексей Семенович - Книга: "Свобода и евреи" - Страница 86
  3. «Новое Время», 8 июня 1905 г. , №10859.
  4. Белостокский погром // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
 
Белостокский погром относится к теме Еврейские погромы в Российской империи
Еврейские погромы

БалтаБелостокВоронежГомельЕкатеринослав (1)Екатеринослав (2)Екатеринослав (3)КишинёвОдессаЖитомирКазаньЧерниговБайрамчаФеодосия

Персоналии

Джейкоб ШиффЙехезкель ХенкинНиколай БлиновПинхус ДашевскийРоза Коэн

Прочее

Конфликт греков с евреями в Российской империи