Василий Родионович Петров

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие однофамильцы Петров
Василий Родионович Петров (1875—1937). Ария Руслана из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Запись 1913 г.
Василий Петров, 1875-1937, бас часть 4. Ария Досифея, рассказ Пимена
Василий Петров, 1875-1937, бас часть 6. Песня Бурша и др.
Василий Петров Последний рейс (Э.Альнес — Г.Фергеланд/М.Слонов)
Василий Петров / V. Petrov - Ария Гремина / Gremin's aria; 1934

Василий Родионович Петров (28 февраля (12 марта) 1875, слобода Алексеевка Змиевского уезда Харьковской губернии, Российская империя (ныне Харьковская область, Украина) — 4 мая 1937, Москва, СССР) — российский и советский оперный певец (бас)[1][2].

Заслуженный артист РСФСР (1924). Народный артист РСФСР (1933)[1][3].

Это ему выдающийся певец-бас Фёдор Иванович Шаляпин сказал: «Эх, Вася, мне бы твой голос»[4]. Из уст Ф. Шаляпина это звучало не только как шутка, но и как признание способностей Василия Петрова.

Биография[править]

Василий Родионович Петров родился в многодетной семье сельского портного[1].

Музыкальные способности проявились в нем с раннего возраста: он сам выучился играть на скрипке еще пятилетним мальчиком и лишь потом, уже в возрасте 9 лет стал учиться игре на скрипке профессионально[1]. Попутно обучался в двухклассной школе министерства народного просвещения, одновременно пел в церковном хоре директора школы З. Копьева. В 1891—1893 учился в Волчанской учительской гимназии, по окончании которой был сельским учителем в Алексеевке. Затем переехал сначала в город Змиев, потом в Харьков. В 1894 году он повредил палец и про музыкальное будущее скрипача следовало забыть. Однако однако оставалось еще одно музыкальное увлечение — пение. С конца 1894 года Василий Петров стал певчим Харьковского кафедрального собора. В 1895 году в течение нескольких месяцев он — хорист в Таганроге; там же, в Таганроге началась его профессиональная деятельность оперного певца — он был принят в украинскую оперную гастрольную труппу А. Суходольского[1]. В составе этой труппы работал в нескольких местах, в том числе в Ростове-на-Дону, где познакомился с регентом Ростовского собора Н. Н. Померанцевым. Это знакомство стало решающим для начинающего провинциального оперного артиста. В 1898 году Померанцев договорился с дирекцией Московской консерватории о прослушивании Василия Петрова. Директор Московской консерватории В. Сафонов, прослушав Василия Петрова, тут же нашел ему спонсора для оплаты учебы и зачислил в вокальный класс А. И. Барцала.

В 1902 году Василий Петров окончил Московскую консерваторию и сразу был принят в Московскую императорскую труппу, дебютировав в московском Большом театре 6 сентября 1902 в партии Мельника — «Русалка» А. Даргомыжского[1]; в этом театре и проработал артист до 1936[1][5] или 1937 года[3][6] — то есть, почти до конца жизни.

Работая в московской императорской труппе, Василий Петров одновременно выступал и в других театрах, концертировал, принимал участие в оперных спектаклях частных трупп. Неоднократно замещал Ф. Шаляпина, когда тот не мог выйти на сцену по болезни. Впервые В. Петров заменил заболевшего выдающегося баса Ф. Шаляпина в 1899 в партии Досифея (опера «Хованщина») в спектакле Московской частной русской оперы С. Мамонтова[1] — то есть еще будучи студентом Московской консерватории. А в 1910 году, когда московский частный театр Зимина обратился к опере «Хованщина», Василий Петров опять исполнил там эту коронную партию Ф. Шаляпина — Досифея[7].

Василий Родионович Петров

Он много гастролировал — и по России, и за границей; всюду его работа пользовалась огромным зрительским успехом и вниманием музыкальной критики.

В 1904 году четыре певца организовали 1-й московский квартет: Василий Петров, Евгения Збруева, Надежда Салина, Дмитрий Смирнов[8]; объединенные в один певческий коллектив четыре выдающихся вокалиста пользовались огромным зрительским успехом. Правда, квартет просуществовал всего один год.

Певец сам сочинял музыку, правда, немного: автор романса «Как дорожу я прекрасным мгновением» на слова Н. П. Огарева (1900)[1].

Новая власть, пришедшая после революционного переворота осенью 1917 года, не тронула его — по всей видимости, его спасло «правильное» происхождение из бедной семьи рабочего-портного. Он продолжал работать в Большом театре, теперь изменившим свое название и уже не входившем в систему императосрких театров.

Из-за тяжелой болезни ног (в результате перенесенной малярии и наступившей затем атрофии мышц обеих ног) с 1923 г. был вынужден выступать на сцене, пользуясь протезами[1]. Но все равно не бросал сцены, участвовал и в оперных спектаклях Большого театра, в выездных концертах[3]. По предложению А. Луначарского принимал участие в организации общедоступных концертов для широких масс. В 1934 возглавил концертную бригаду, с которой выступал перед железнодорожниками Перми и Южно-Уральской области[1].

В 1925—1929 гг. по приглашению К. С. Станиславского был вокальным руководителем Оперной студии К. С. Станиславского.

В 1935 г. в течение трех месяцев Василий Петров ездил по Украине в поисках певчески одаренной молодежи; прослушал около 2 000 человек, из которых 60 были отобраны для конкурса в студию Большого театра. В 1936 с той же целью совершил поездку по Волге[1]. И это всё — с больными ногами!

В 1935—1937 гг. он возглавлял Оперную студию Большого театра, преподавал в Московском музыкальном техникуме им. А. К. Глазунова[1][6].

По сведениям А. М. Пружанского, в последний раз Василий Петров выступил в московском Большом театре в июне 1936 года в партии Василия Собакина — «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова[1].

Выдающийся певец Василий Родионович Петров скончался 4 мая 1937 года в Москве. Ему было 62 года[2]. Похоронен на 10 участке Введенского кладбища в Москве[9].

Внук: выдающийся пианист Николай Арнольдович Петров (1943—2011).

Значение творчества[править]

Василий Родионович Петров навсегда остался одним из крупнейших представителей русского вокального искусства[3].

Обладал редким по силе голосом мягкого тембра и широкого диапазона (три октавы — от ля контроктавы до ля первой), ярким сценическим дарованием, особенно в драматических партиях[1].

Петров обладал гибким выразительным голосом широкого диапазона, сочетавшим мягкость и красоту звучания с мощью и редкой для баса колоратурной техникой[6].

Великолепный голос (центральный бас широкого диапазона, большого наполнения), музыкальность, артистизм, безупречный художественный вкус снискали Петрову славу выдающегося певца[5].

Репертуар[править]

Основной репертуар певца составляли классические вокальные произведения.

Он много выступал с романсами и песнями. Камерный репертуар включал произведения М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Балакирева, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, Ф. Листа, С. Монюшко и др.; народные песни («Дубинушка», «Есть на Волге утёс», «Ты взойди, солнце красное»).

В. Р. Петров — Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. Глинки). Фотостудия К. А. Фишера. Фото из коллекции В. Н. Лапина
В. Р. Петров — Князь Юрий Иванович Токмаков («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова). Фотостудия К. А. Фишера. Фото из коллекции В. Н. Лапина
В. Р. Петров — Граф де Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера). К. Фишер
В. Р. Петров — Мельник («Русалка» А. Даргомыжского). Фотостудия К. А. Фишера.
В. Р. Петров — Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского, 1927)

На сцене Большого театра Василий Петров исполнил 78 партий[1].

Оперные партии[править]

  • с 5 ноября 1902 — Иван Сусанин («Жизнь за царя»), одна из постоянных партий, входившая в репертуар певца на протяжении всей его творческой жизни
  • с 1902 — Руслан («Руслан и Людмила» М. Глинки), одна из постоянных партий певца
  • с 1902 — Князь Гудал («Демон» А. Рубинштейна), одна из постоянных партий
  • Рене («Иоланта» П. Чайковского)
  • с 1902 — Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского), одна из постоянных партий
  • с 1902 — Священник («Пир во время чумы» Ц. Кюи), одна из постоянных партий
  • с 1902 — Капулетти («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), одна из постоянных партий
  • с 1902 — Владимир Галицкий («Князь Игорь» А. Бородина), одна из постоянных партий
  • с 1903 г. — Граф де Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера), одна из постоянных партий
  • 12 сентября 1903 — Даланд («Летучий голландец» Р. Вагнера)
  • 17 сентября 1904 — Кончак («Князь Игорь» Н. Римского-Корсакова)
  • 1904 — Добрыня Никитич («Добрыня Никитич» А. Гречанинова), один из первых исполнителей, чередовался с Ф. И. Шаляпиным
  • 1905 — Пан воевода («Пан воевода» Н. Римского-Корсакова, эта партия певцу не удалась[1]), впервые в московском Большом театре
  • 1906 — Океан-моря («Садко» Н. Римского-Корсакова), впервые в московском Большом театре
  • 1907 — Мефистофель (драматическая легенда «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза), впервые в московском Большом театре, концертное исполнение
  • 1907 — Альвизо Бадоэро («Джоконда» А. Понкьелли), впервые в московском Большом театре
  • 1908 — Князь Юрий Всеволодович («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), впервые в московском Большом театре
  • 1909 — Князь Игорь («Князь Игорь» А. Бородина), впервые в Париже
  • 1911 — Хаген («Гибель богов» Р. Вагнера), впервые в московском Большом театре
  • 1912 — Фазольт («Золото Рейна» Р. Вагнера), впервые в московском Большом театре
  • 1913 — Иван Хованский («Хованщина» М. Мусоргского), впервые в Париже
  • 1913 — Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского, ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова), впервые в Лондоне (в очередность с П. З. Андреевым[10])
  • 1913 — Князь Юрий Иванович Токмаков («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова, 3-я ред.), впервые в Лондоне
  • 1916 — Василий Собакин («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), впервые в московском Большом театре
  • 1917 — Старый еврей («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), впервые в московском Большом театре
  • 1917 — Великий инквизитор («Дон Карлос» Дж. Верди), впервые в московском Большом театре
  • 1919 — Ландграф («Тангейзер» Р. Вагнера, вторая, «парижская» редакция автора)
  • 1927 — Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского; редакция и инструментовка Николая Римского-Корсакова и М. М. Ипполитова-Иванова), первый исполнитель
  • 1927 — Король Треф («Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева), впервые в московском Большом театре
  • 1930 — Данила («Прорыв» С. Потоцкого)
  • Зарастро («Волшебная флейта» В. А. Моцарта),
  • Фарлаф («Руслан и Людмила» М. Глинки)
  • Мельник («Русалка» А. Даргомыжского)
  • Мамыров («Чародейка» П. Чайковского)
  • Додон («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова)
  • Варяжский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
  • Казенбек («Кавказский пленник» Ц. Кюи)
  • Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта),
  • Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно)
  • Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера)
  • Нилаканта («Лакме» Л. Делиба)
  • Лотарио («Миньон» А. Тома)
  • Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
  • Рамфис («Аида» Дж. Верди)
  • Спарафучиле («Риголетто» Дж. Верди)

На других языках[править]

Источники[править]